Рекомендации "Причины и признаки задержки речевого развития у ребёнка"
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Рекомендации «Причины и признаки задержки речевого развития у ребёнка
Задержка речевого развития - рекомендации для родителей. С каждым годом растёт число детей с нарушением речи. Причин этому много - это и неблагоприятные факторы окружающей среды, осложнения во время беременности и при родах, наследственная предрасположенность. Всё это приводит к тому, что в старшем дошкольном возрасте, из группы детей в 25 человек, речь, соответствующую календарному возрасту ребёнка, имеют 3 - 5 детей. У остальных могут наблюдаться дефекты звукопроизношения, а также задержка речевого развития, которая проявляется в бедности словарного запаса, недостаточной сформированности грамматического строя и связной речи. При нормальном речевом развитии дети к двум годам должны использовать в речи простые фразы, состоящие из двух слов. Если в возрасте трёх лет ребёнок не употребляет фразы и в его лексиконе около 20 слов - можно говорить о задержке речевого развития.
Самая распространённая ошибка родителей - это пустить всё на самотёк, ожидая, что всё нормализуется само собой. Мамы, в основном, слушая советы подруг о том, что у них ребёнок заговорил в 5 лет и сейчас рассказывает сказки и заучивает длинные стихотворения, успокаивают себя, думая, что это волшебное превращение из неговорящего ребёнка в вундеркинда, произойдёт и с их чадом. Отставание в речевом развитии не повод для паники, но задуматься необходимо. Что же делать, если этапы речевого развития идут у вашего ребёнка с отставанием?
Прежде всего, необходимо обратиться за помощью к вашему участковому врачу, ведь он наблюдает вашего ребёнка с рождения. Именно он порекомендует вам обратиться к детскому неврологу и логопеду. Ведь при решении любых проблем, связанных с развитием ребёнка, имеет большое значение комплексный подход. Именно невролог сможет определить причину задержки речевого развития, назначит, по необходимости, лекарственные средства и физиопроцедуры, а логопед подскажет упражнения, которые помогут развивать речь ребёнка в домашних условиях, возможно, порекомендует посещение логопедических занятий. Как же сама мама может помочь своему ребёнку?
Комментируйте свои действия и действия ребёнка в течении дня, но чувствуйте границу, когда ребёнок вас ещё слушает, а когда уже не обращает внимание на вашу фоновую речь. Используйте простые слова и фразы, понятные ребёнку и следите за темпом речи. Быстрая речь не позволяет выделять слова из потока.
Не стоит предугадывать желания. Создавайте условия для появления самой простой просьбы "Дай" и расширяйте её.
Предоставляйте выбор из двух предметов (желаемый ближе, а потом наоборот дальше). Играйте с малышом в подвижные игры, игры на тактильное взаимодействие, игры-щекоталки, игры-потешки. Здесь помогают эмоции и ощущения.
Играйте в игры на подражание. Это могут быть игры на повторение движений, которые сопровождаются ритмическими стихами, потешками. Очень хорошо подключать музыку и танцы.
Для фразовой речи нужны глаголы, используйте их и вводите в речь, играя с ними "тяни", "неси", "кати", "дуй" и т.п.
Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина-би-би, кукля-ля-ля.
Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (прятки – ку-ку, паровозик – ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: ух ты, ой, ах, ух.
Не перегружайте ребенка телевизионной, видео и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит.
Не проявляйте излишнюю тревогу. Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «сорокабелобока».
Важно не отпугнуть ребенка настойчивым «Скажи», «повтори» лучше применять различные игрушки, «Делай как я», «Как киса говорит?»
Замечательно, если ребенок участвует в совместной бытовой деятельности вместе с взрослыми: вместе с ними покупает продукты, убирает дом, готовит пищу, шьет и т.д. Все совместные действия необходимо сопровождать четким, продуманным комментарием.
Привлекайте ребенка к работе по дому: закладывая белье в стиральную машину, сопровождайте свои действия комментарием - пусть малыш подаст вам необходимые вещи; по возможности старайтесь готовить пищу совместно - позвольте ребенку бросить овощи в суп, расставить посуду и т.п.
Такие совместные действия способствуют не только развитию навыков самообслуживания, но и развивают понимание речи, обогащают лексикон ребенка прилагательными, наречиями и др.
Совместное приготовление пищи поможет закрепить в словаре ребенка многие глаголы, в том числе с близким значением: жарить-варить-печь; кипятить, чистить, солить и т.д. Обращайте внимание ребенка на запахи при приготовлении пищи, в следующий раз попросите угадать ребенка по запаху, что готовится на кухне.
На начальных этапах всякая речевая реакция ребенка подхватывается, поощряется, допущенные ошибки не исправляются.
Не следует удовлетворять все потребности ребенка, не дожидаясь какого-либо проявления просьбы, если предвосхищать все желания ребенка, не давая ему хотя бы криком, одним звуком выразить их, у него так и не появится стимул заговорить. Если ребенок выразил свои желания с помощью жестов или мимики, обязательно вербализируйте его сообщения.
Обращайте внимание ребенка на словесное обозначение характера различных звуков: шуршание, скрип, бульканье, звон, шелест, стук, крик и т.п.
Прислушивайтесь к звукам комнаты, звукам за окном, на улице; сопровождайте этот процесс комментарием.
Стимулируйте ребенка к произнесению простых слов, обозначающих услышанное им: шум, шаги, стук и т.д.; звукоподражательно обозначайте их.
Стимулируйте ребенка к произнесению простых слов: «да», «нет».Для этого регулярно в течение дня задавайте ребенку короткие вопросы, предоставляя вариант короткого ответа: «Ты попил воды? Да? Да!», «Ты убрал игрушки? Нет? Нет!». При этом оставляйте паузу между вопросом и ответом, чтобы у ребенка было время для ответного слова, однако не задавайте этих вопросов требовательным тоном, не заостряйте на них внимание; задавайте их «невзначай».
Не требуйте от ребенка повторения сложных слов, не заставляйте несколько раз повторять ставшее доступным для ребенка слово. Подобные действия способствуют усилению речевого негативизма ребенка. Родители не должны на начальных этапах работы добиваться четкого произнесения какого-либо звука, слова. Следует поощрять любое проявление речевой активности, при этом демонстрируя верный образец речи.
Для развития слухового восприятия ребенка полезно, если иногда родители будут разговаривать с ребенком шепотом, играя, например, в разведчиков. Полезно чередовать «игру в поручения», давая инструкции то громкой, то шепотной речью.
Не следует стремиться окружать ребенка множеством игрушек и оставлять его одного на длительное время. Каждую новую игрушку и действия с ней нужно показывать малышу, затевая совместную игру. Используйте большое количество обычных, бытовых, природных материалов для игр, зачастую они вызывают у детей больший интерес, чем «промышленные» игрушки. Например, для закрепления названий цветов и оттенков можно использовать различные резинки для волос. Когда ребенок чем-то расстроен, плачет, успокойте его, предложив ему старую сумку с «волшебными» вещами: детям, как правило, нравится разглядывать разные предметы, собранные в таких сумках; если предметы будут иметь простые названия, рано или поздно ребенок на эмоциональном подъеме захочет повторить их. Не оставляйте эту сумку в досягаемости ребенка, не используйте ее слишком часто, и тогда ребенок не потеряет к ней интерес.
Лучше читать детям сказки, доступные для их понимания и самостоятельного произнесения простых повторяющихся элементов: «Бабка за дедку, дедка за репку»; «Я от бабушки ушёл, Я от дедушки ушёл» и т.д. При этом не следует знакомить ребенка с более, чем одной сказкой в неделю: целесообразнее использовать многообразие книг (с наклейками, с сенсорными вставками, объемные, стилизованные и др.), но с одинаковым речевым материалом.
Обязательно отмечайте любой речевой успех ребенка, появление нового слова, звукоподражания. Стимулируйте речевую активность ребенка, совершая нелепые действия (например, пытайтесь надеть брюки на голову ребенка), делайте вид, что забыли, как правильно.
Чем необычнее действия взрослого для ребенка (например, знакомя ребенка с фруктом, можно попросить ребенка прыгнуть на него, сделать «фруктовый» массаж), тем возможнее его заинтересовать, вызвать ответную реакцию. Встречайте старания ребенка с преувеличенным восторгом: хвалите его, рассказывайте при ребенке друзьям и родственникам о его достижениях.
Прием пищи для ребенка не должен быть «на лету», старайтесь организовать традиционный для семьи прием пищи (с большинством членом семьи). Для стимуляции развития органов артикуляционного аппарата поощряйте ребенка облизывать еду (мороженое, конфеты), слизывать крошки с губ; для тренировки мышц кормите ребенка твердой пищей. Во время кормления ребенка не забывайте сопровождать ритуал комментарием; обогащайте представления ребенка о вкусе и запахе продуктов, многократно повторяйте слова в соответствии с тем, что ест ребенок: приторный, душистый, ароматный, сочный, освежающий, бодрящий.
В процессе купания ребенка используйте резиновые игрушки - рассуждайте, кто на самом деле может плавать: утка, рыбка, кораблик и т.п.; а что (или кто) умеет плавать только, если он игрушечный (самолет, попугай). Придумывайте разные названия для ванной (бассейн, море, озеро, река, пруд) и играйте в разные игры: пароход по морю плывет и гудит: «у-у-у»; в бассейне купаем кукол - «куп-куп» и т.д.
Совместные прогулки с ребенком - уникальный и в то же время естественный для ребенка обучающий процесс. Гуляя с ребенком, обращайте внимание на пение птиц, шелест деревьев, пофантазируйте (не забывайте, что при этом ваши высказывания должны быть простыми, конкретными, понятными ребенку), о чем думают птицы и деревья, что они говорят друг другу. Рассматривайте с ребенком облака, снежинки, листья - на что они могут быть похожи? Старайтесь подбирать для сравнения простые образы, выражаемые простыми словами, которые бы ребенок мог повторить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Признаки значительной задержки речевого развития"
Если ребенок в 4 месяца эмоционально нереагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мамочка.Если ребёнку уже 8-9 месяцев, а так и нет лепета (повторяющихся ба-ба-...
Признаки задержки речевого развития
Кратко и лаконично даны основные признаки задержки речевого развития у детей....
Признаки задержки речевого развития
Задержка речевого развития - замедленное освоение функций речи в раннем детском возрасте (от 1 г. До 3х лет)...
Признаки задержки речевого развития
Замедленное освоение функций речи в раннем детском возрасте (от 1 г. До 3х лет): - отсутствие лепета и гуления в первый год жизни, их малая активность или однообразное звучание; - отсутствие ре...
Признаки задержки речевого развития
Памятка для родителей...
Рекомендации "Причины и признаки задержки речевого развития у детей"
Минздрав РФ утверждает: проблемы с формированием речи существуют у 30% детей до 3 лет, у каждого четвёртого ребёнка-дошкольника и у 15% школьников. Диагноз задержки речевого развития (ЗРР) устанавлива...
ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ, ПРИЗНАКИ ЗРР И МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ
в данной статье говориться о проблеме выявления задержки речевого развития у детей раннего возраста, которая стала одним из важнейших направлений логопедической работы. Очень важно выявить и установит...