ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ, ПРИЗНАКИ ЗРР И МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ
статья по логопедии
в данной статье говориться о проблеме выявления задержки речевого развития у детей раннего возраста, которая стала одним из важнейших направлений логопедической работы. Очень важно выявить и установить причины задержки речевого развития детей как можно раньше, это даст возможность предупредить дальнейшие речевые нарушения и вторичные отклонения у ребенка. По мнению Леонтьева А.А. пластичность нервной системы у ребенка не беспредельна и с возрастом значительно понижается, поэтому работа по диагностике, профилактике, коррекции и формированию речи, с опорой на сохранные системы мозга, должна начинаться в самом раннем возрасте. А термин «задержка речевого развития» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, которое с возрастом преодолевается и тем успешнее, чем адекватнее и раньше создаются условия обучения и развития детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tv.docx | 23.26 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ, ПРИЗНАКИ ЗРР И МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ
Суханова Т.В
Аннотация: в данной статье говориться о проблеме выявления задержки речевого развития у детей раннего возраста, которая стала одним из важнейших направлений логопедической работы. Очень важно выявить и установить причины задержки речевого развития детей как можно раньше, это даст возможность предупредить дальнейшие речевые нарушения и вторичные отклонения у ребенка. По мнению Леонтьева А.А. пластичность нервной системы у ребенка не беспредельна и с возрастом значительно понижается, поэтому работа по диагностике, профилактике, коррекции и формированию речи, с опорой на сохранные системы мозга, должна начинаться в самом раннем возрасте. А термин «задержка речевого развития» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, которое с возрастом преодолевается и тем успешнее, чем адекватнее и раньше создаются условия обучения и развития детей.
Чаще всего, ЗРР сопровождается нарушением моторного, а иногда и психомоторного развития. Изначально термин «задержка» применяли по отношению к определенной группе детей, не готовых к поступлению в школу. Однако на сегодня данный термин употребляется для описания высших психических функций у детей с различного рода органической, генетической и психологической патологиями развития [2].
От успешного сотрудничества и взаимопонимания специалистов этих направлений зависит качество жизни ребенка в будущем. Данная статья посвящена классификации и терминологии задержек речи, а так же описанию симптомов и методов коррекции необходимых для того, чтобы родители своевременно обращались к специалистам для решения данной проблемы.
Ключевые слова: задержка речевого развития, признаки ЗРР, коррекционно-развивающая работа при задержке речевого развития.
Целью данной статьи является систематизация накопленного педагогического опыта и структурирование методов коррекции и преодоления Задержки речевого развития для детей в возрасте 2-3 лет.
Данное понятие «задержка речевого развития», не является диагнозом, а служит фактором для необходимости медицинского и педагогического вмешательства в развитие ребенка.
В большинстве случаев выраженная задержка речевого развития сопровождается нарушением зрительно- пространственных навыков и/или двигательной неловкостью. В большинстве случаев бывают улучшения речевого развития по мере взросления ребенка, однако легкая недостаточность развития часто остается на всю жизнь. У мальчиков задержка в речевом развитии отмечается в несколько раз чаще, чем у девочек.
Диагноз "задержка речевого развития" не ставят до двух лет, так как речь может спонтанно появиться без помощи специалистов. С двух до трёх лет ребёнку могут диагностировать "замедление темпов речевого развития".
Таблица 1. Признаки задержки речевого развития.
Возраст | Признаки | ||||||
В первый год жизни |
| и | гуление, | их | малая | активность | или |
До года |
| ||||||
До 1,5 лет |
| ||||||
В возрасте 1,5-2 лет |
| ||||||
В 2,5 – 3 года |
| ||||||
В 3 года |
|
Диагностика задержки речевого развития
Если родители обнаружили у ребенка хотя бы одно из вышеперечисленных проявлений ЗРР, то его нужно показать специалистам, для своевременного выявления проблемы и подбора методов ее решения.
Изначально, стоит обратиться к педиатру. После проведения осмотра, педиатр может дать направление к другому специалисту: психологу, неврологу, психиатру или оториноларингологу. Так же порекомендует пойти к логопеду.
Коррекционно-развивающая работа при задержке речевого развития
Выбор метода коррекции, зависит от причины, вызвавшей задержку речевого развития. Для ребенка с задержкой речевого развития необходима коррекционно-развивающая работа, которая подразумевает комплексный подход, включающий и медикаментозное лечение, и психологический, и логопедический способ устранения проблемы.
При провоцирующем факторе, таким как психолого-социальная обстановка, ребенку необходимо обеспечить гармоничную окружающую среду. Это могут быть посещение ребенком детского сада или группу дневного пребывания, где он смог бы контактировать со сверстниками и учиться общению.
Здесь же необходимо осуществлять стимуляцию речи ребенка, расширять его словарный запас, проводить различные игры и развивающие занятия, где «педагог» (логопед, психолог, родитель) показывает, как правильно нужно общаться с ребенком.
При выявлении патологии головного мозга необходимо медикаментозное лечение проводится под наблюдением врача-невролога. Медицинская коррекция: логопедический массаж, физиотерапия (магнитотерапия, электрорефлексотерапия) и прием ноотропных средств – являются эффективными методами. [5]
Логопеды используют следующие методы:
- Профилактика дидактическими играми (упражнениями);
- Упражнения для улучшения слуховой и зрительной внимательности;
- Расширение активного и пассивного словарного запаса;
- Улучшение речевых навыков (обучение связному выражению мыслей);
- Творческую работу (рисование, лепка, создание аппликаций).
С учетом причин, вызвавших задержку речевого развития ребенка, подбираются индивидуальные методы лечения.
Прогноз и профилактика задержки речевого развития
Быстрое и эффективное лечение /коррекция в первую очередь зависят от возраста ребенка. Чаще всего, при первом обращении к логопеду в возрасте до 2 лет, то удается достичь хороших результатов к 5-6 годам и речевое развитие ребенка будет соответствовать норме.
Комплексный подход (медикаментозное лечение, коррекционные упражнения, физиотерапия), являются самым эффективным методом.
Профилактическими мерами, является создание оптимальной среды для развития ребенка и его речевой функции.
Важно, чтобы мама соблюдала правила безопасности во время беременности.
Регулярное посещение логопеда, это не только контроль речевого развития, но еще профилактика и анализ текущего уровня развития ребенка.
ЗРР — распространенная проблема, которая встречается в раннем детском возрасте и требует коррекции.
Задача родителей при этом вовремя отвести ребенка к логопеду, соблюдать все его рекомендации и обеспечить нормальные социальные условия роста и развития малыша.
Список литературы
- Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леон-гард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. М.: Просвещение, 1972. 143 с.
- Журба Л.Н., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития у детей первого года жизни. М.: Просвещение, 1981. 192 с.
- Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами.
- Петрухин А.С. Детская неврология. В 2 т. Т. 2. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. 560 с.
- Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. М.: Генезис, 2012. 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
задержка речевого развития у детей дошкольного возраста
В статье обозначены характеристики ЗРР, причины возникновения, рекомендации для родителей....
Система занятий по профилатике задержки речевого развития у детей третьего и четвертого года жизни
Проблема развития речи дошкольника является основополагающей в свете оценки развития детей дошкольников, особенно детей младшего дошкольного возраста. основная задача речевого развития детей овладение...
Задержка речевого развития у детей
Консультация для родителей...
МИФЫ О ЗАДЕРЖКЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ.
МИФЫ О ЗАДЕРЖКЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТей. Овладение правильной речью имеет огромное значение для коммуникации и психического роста ребенка, и нарушение этого естественного процесса может стать п...
МИФЫ О ЗАДЕРЖКЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ
Овладение правильной речью имеет огромное значение для коммуникации и психического роста ребенка, и нарушение этого естественного процесса может стать предвестником дальнейших серьезных проблем, в чис...
Рекомендации "Причины и признаки задержки речевого развития у детей"
Минздрав РФ утверждает: проблемы с формированием речи существуют у 30% детей до 3 лет, у каждого четвёртого ребёнка-дошкольника и у 15% школьников. Диагноз задержки речевого развития (ЗРР) устанавлива...