"Валеология. История и факты". Консультация.
консультация

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Валеология. История и факты.

Здоровье ребенка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения, – это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровье детей, как зеркало, отражает социально-экономическое состояние страны, отечественной медицины, а также отношение государства к проблеме охраны материнства и детства. Поэтому оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением многих ДОУ. Педагоги, медицинские работники ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Известный древнегреческий мыслитель Сократ считал, что люди, которые познают себя, делают много доброго и получают численные положительные результаты. Жители Древнего Рима часто поздравляли друг друга словом «Вале!» – «Будь здоровым!».

Валеология как наука возникла не так давно. «Отцом» современной валеологии называют русского ученого И. И. Брехмана, который в 1982 году научно обосновал необходимость здравоохранения практически здоровых людей. В дошкольном учреждении валеология является интегрированной системой знаний: «окружающий мир» (или «мир человека»), «природа», «физкультура и здоровье», «музыка и здоровье», «изобразительное искусство и здоровье», «математика и здоровье».

Одной из составляющих единого здоровьесберегающего пространства ДОУ может быть система музыкально-валеологической работы, которая включает в себя не только вопросы физического, но и духовного здоровья. Ведь важно не только научить ребенка есть здоровую пищу и ухаживать за своим организмом. Необходимо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Принцип взаимозависимости физиологического и психического развития был реализован в трудах российских психологов П. П. Блонского, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Б. М. Теплова.

Академик В. М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма. Академик П. Н. Анохин, изучая вопросы влияния мажорного или минорного лада на самочувствие,  сделал вывод о  положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека. В «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» доктор педагогических наук Н. А. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность. Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития детей.

О лечебных силах музыки свидетельствуют самые древние источники. Так, Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Выдающийся врач всех времен и народов Авиценна еще тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями.

Музыкотерапия широко применялась Древнем Китае в соответствии с правилами традиционной китайской медицины. В Древней Индии музыкотерапия основывалась на идее единства Вселенной и законах ритма, воздействующих на духовную сущность человека.

С XIX века началось распространение музыкотерапии в Европе. В наши дни  врачи все чаще обращаются «приятному» лекарству, через подсознание, активизируя внутренние силы человека в борьбе с недугом.

Так, в работе С. В. Шушарджана «Физиологические особенности воздействия вокалотерапии на организм человека» показано, что при регулярных занятиях вокалом происходит согласование ритмов организма с ритмами окружающей среды. Кроме того, вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло. Выражение «чарующий голос» очень актуально в настоящее время,  так как умение выразительно произносить слова стало настоящим искусством подчинения людей своей воли, создания определенного имиджа, что чрезвычайно важно для политика, руководителя и любого человека, кому необходима коммуникабельность.

Н. М. Гринева в своих трудах пришла к выводу: мелодичная музыка при ее прослушивании создает седативный эффект; музыка ритмичная, энергичная, с умеренным темпом и динамикой является тонизирующей при восстановительной сосудистой терапии, в том числе при нарушении мозгового кровообращения.

Музыка влияет на сенсорные и когнитивные процессы: память, внимание, восприятие. Это доказано в работах Л. П. Новицкой, А. Я Дормана, Г. А. Березиной.

Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы. Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Причем медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным.

Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью.

Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания.

Наше дыхание ритмично. Если мы не делаем тяжелые физические упражнения и не лежим спокойно, то обычно делаем в среднем 25–35 вдохов в минуту. Прослушивание быстрой, громкой музыки после медленной может привести к эффекту, описанному Ницше: «Мои возражения против музыки Вагнера являются физиологическими. Мне становится трудно дышать, когда на меня воздействует его музыка». Замедлив темп музыкального произведения, можно сделать дыхание более глубоким, спокойным. Обычно такой эффект имеют Григорианские песнопения, современные оркестровки и народная музыка.

На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас. Как заметил Игорь Стравинский: «Ударные и басы... действуют как система центрального отопления».

Таким образом, оздоровительная функция музыки очень важна в работе с дошкольниками, так как позволяет оптимизировать эмоциональное состояние, развивает коммуникативные и творческие возможности ребенка, повышает самооценку на основе самоактуализации, способствует открытому выражению эмоций, развивает эстетические чувства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"История Красного Села" консультация для педагогов и родителей

История Красного Села, которое входит в состав города Санкт - Петербург....

"История праздника Масленица" консультация для родителей

История возникновения Масленицы уходит своими корнями глубоко в древность.Масленица — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры....

Конспект познавательной беседы с детьми дошкольного возраста на тему «Интересные факты из истории математики»

ОО ФГОС ДО «Познавательное развитие», формирование элементарны математических представлений. Конспект познавательной беседы. «Сказка длинный – короткий» для детей  м...

Интересные факты из истории Кузбасса.

Кузбасс готовится встретить свое 300-летие. И мы, как кузбассовцы, не могли  остаться в стороне. И теперь каждую неделю в нашей группе проводятся мероприятия, связанные с Кузбассом и его историей...

Интересные факты "История образования города Лабытнанги"

Занимательные факты "История образования города Лабытнанги"....

«Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвертая мерещится». Интересные факты. Консультация "Момордика"

Состав и наличие полезных веществ. Момордика имеет повышенную питательную ценность, в её плодах много белков, сахаров, углеводов, кальция, витаминов (собенно F и C), фосфора. В этих плодах много фолие...