Консультация для родителей "Формирование трудовых навыков детей"
консультация (средняя группа)
Труд — целенаправленная деятельность, выполняемая в соответствии с определенными правилами и завершающаяся достижением намеченной цели,— является уже в дошкольном возрасте основным средством воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Труд — целенаправленная деятельность... | 19.92 КБ |
formirovanie_trudovyh_navykov.docx | 19.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование трудовых навыков
Консультация для родителей
Труд — целенаправленная деятельность, выполняемая в соответствии с определенными правилами и завершающаяся достижением намеченной цели,— является уже в дошкольном возрасте основным средством воспитания.
Трудовое воспитание дошкольников призвано пробуждать интерес к самостоятельной трудовой деятельности и труду других людей, развивать желание трудиться, формировать способность оценивать результаты труда; давать простейшие трудовые навыки и умения, которые соответствуют возможностям и потребностям каждого ребенка.
Каких результатов следует добиваться в процессе трудового воспитания детей дошкольного возраста?
Перед поступлением в школу ребята должны освоить практические умения, необходимые для самообслуживания: самостоятельно умываться, вытираться, причесываться, пользоваться туалетом, носовым платком, одеваться и раздеваться, обуваться и разуваться, пользоваться столовым прибором. Сформированные навыки самообслуживания постепенно переходят в привычки.
Дети должны поддерживать порядок в своих личных вещах и окружающей обстановке, убирать после занятий игрушки и другие предметы.
Перед поступлением в школу, кроме практических умений, у детей развивают способности, позволяющие осуществлять доступную трудовую деятельность. Ребята должны: уметь планировать свою деятельность: намечать цель труда и в соответствии с ней подбирать нужные для ее осуществления материалы и средства; знать, какие практические действия надо совершать для достижения цели, и выполнять их в требуемой последовательности; добиваться намеченных результатов; приводить в порядок рабочее место; знать основные виды труда взрослых, понимать их значение, иметь представление об основных орудиях труда; стремиться участвовать в трудовом процессе взрослых, помогать им; быть готовыми осуществлять соответствующую возрасту трудовую деятельность, иметь привычку к трудовому усилию.
Трудовое воспитание имеет особое значение для подготовки ребенка к школе, поскольку в труде развиваются ручные умения и навыки работы с разнообразным материалом, совершенствуется мускулатура рук, формируется воля, организованность и исполнительность.
В игре дошкольника содержатся элементы трудовой деятельности и возникают ее предпосылки. Так, в игре ребенок пользуется многими предметами и средствами, у него развиваются ручные умения, укрепляется воля, формируются познавательные интересы, он учится совместной деятельности с другими детьми.
Однако, трудовой процесс, в отличие от игры, является целенаправленной деятельностью, состоит из определенных компонентов, без которых его невозможно осуществить: наличие результата, владение трудовыми умениями и навыками, планомерность трудового процесса.
Предпосылками готовности ребенка к новому виду труда — к обучению в школе — являются два момента: во-первых, ребенок должен уметь отличать игру от труда и, во-вторых, он должен приобрести необходимые навыки трудовой деятельности.
Ребенка нельзя научить трудиться никаким другим способом, кроме участия в труде. Труд дошкольника, безусловно, отличается от труда взрослых: это не столько общественно значимый продукт, сколько результат, который ценен в основном лишь для самого ребенка. Детский труд по сравнению с трудом взрослых более простой, короткий, в нем используются соответствующие возрасту безопасные материалы и орудия.
Не нужно бояться приобщать дошкольника к различным видам трудовой деятельности — труд для ребенка привлекателен, поскольку он удовлетворяет стремление к самостоятельности.
Ребенок с особым удовольствием выполняет ту деятельность, в процессе которой он может решать проблемы, преодолевать трудности, создавать что-то полезное, достигать конкретного результата (например, сделать игрушку, посадить растение, сгрести листья).
У детей пяти-шестилетнего возраста хорошо развиты навыки самообслуживания. В ежедневно и многократно повторяющихся процессах (одевание, обувание, питание, умывание) отдельные действия закрепляются, автоматизируются и превращаются в привычки. Дети осуществляют их самостоятельно, сознательно и постепенно учатся контролировать качество их выполнения.
Ежедневно в детском саду и в семье имеется достаточно естественных возможностей для закрепления умений и навыков самообслуживания.
Этот процесс можно мотивировать и осуществлять по-разному в различной обстановке, в присутствии взрослых или сверстников. Эти навыки успешно формируются тогда, когда взрослые и дома, и в детском саду последовательно требуют от детей регулярного осуществления тех видов деятельности, в которых данные навыки необходимы.
В детском саду при правильном педагогическом влиянии у ребенка начинают формироваться многие навыки и умения, однако для полного их усвоения и закрепления нет таких условий, как в семье.
В старшем дошкольном возрасте дети способны регулярно поддерживать порядок в окружающей обстановке. Это формирует у них культуру труда: чувство удовлетворения при виде порядка и чистоты, привычку жить и работать в нормальных гигиенических условиях.
При формировании навыков чистоплотности от ребенка надо требовать, чтобы он регулярно убирал свои вещи и свой уголок, нес личную ответственность за порядок в своих вещах; всегда убирал за собой то место, где устраивает временный беспорядок; вместе с другими детьми участвовал в коллективной уборке, при этом выполнял конкретные задания (качество работы взрослые должны контролировать, а достигнутый ребенком результат оценивать); следил за порядком в ближайшем окружении.
В этом возрасте дошкольники должны выполнять некоторые постоянные обязанности, связанные с заботой об окружающих людях (помочь бабушке, младшей сестре и т. д.). Дома вместе со взрослым или под его руководством ребенок может участвовать в хозяйственно-бытовом труде: поливать цветы, вытирать или мыть посуду, накрывать на стол, подметать или мыть пол, протирать пыль и т. п.
Работая вместе с другими людьми, дети убеждаются в том, что они могут быть полезны. Успешно завершенный труд вызывает у них волнение и радость, а достигнутый результат и положительная оценка взрослого дают удовлетворение.
Дети очень любят ручной труд с использованием различных материалов. В этой работе развивается мелкая мускулатура рук; дети приобретают навыки обращения с простыми инструментами; действия с различными материалами интересны и дают возможность проявить творчество.
Они познают свойства материалов (твердость, прочность, гибкость), соответствующую этим свойствам технику обработки и способ использования каждого материала; предлагая разные темы и различные способы обработки материала, взрослый развивает у детей воображение и фантазию, эстетические чувства, интерес к технике работы, пространственные представления и т. п.
Разнообразие используемого материала и инструментов требует хорошо продуманной, организованной работы. Детей учат самих определять, что они хотят сделать. После этого подготавливаются материалы и инструменты, продумывается последовательность работы. Детей знакомят с правилами гигиены и безопасности труда, с экономным расходованием материалов, учат поддерживать чистоту на рабочем месте.
Уход за растениями и животными для дошкольников является естественной и соответствующей возрасту трудовой деятельностью. Особое воспитательно-образовательное значение такого труда состоит в том, что в процессе ухода за животными дети познают природные явления, углубляется их эмоциональное и гуманное отношение к растениям и животным.
При уходе за животными дети, как правило, лишь помогают взрослым — подают инвентарь, орудия, корм. Однако труд дошкольников в природе нельзя сужать только до вспомогательных работ. Дети могут регулярно кормить птиц, заготавливать для них корм, зимой подкармливать диких животных и птиц, заботиться о них.
Взрослые должны приобщать детей в качестве помощников и к общественно полезной деятельности — благоустройству-территории по месту жительства, около детского сада, школы, памятников; специально организовывать совместные с детьми бригады (например, по посадке деревьев и др.).
Воспитательное значение труда заключается также в том, что в процессе трудовой деятельности формируются трудолюбие, честность, ответственность, самостоятельность, целеустремленность, настойчивость и другие нравственные качества. Их формирование наиболее эффективно протекает в тех случаях, когда в основе трудовой деятельности ребенка лежат те же нравственные отношения, которые характерны для жизни взрослых.
Сравнивая способы и, главное, результаты труда, ребенок учится объективно оценивать свой вклад и вклад окружающих людей в общее дело.
Все эти свойства важны для обучения в школе, требующего умения работать как индивидуально, так и в коллективе одноклассников. Успехи в учебе достигаются не только благодаря трудолюбию самого ребенка, его настойчивости и самостоятельности, но и при условии ответственного отношения к коллективу, уважения и заинтересованности деятельностью учителей, родителей.
Предварительный просмотр:
Формирование трудовых навыков
Консультация для родителей
Труд — целенаправленная деятельность, выполняемая в соответствии с определенными правилами и завершающаяся достижением намеченной цели,— является уже в дошкольном возрасте основным средством воспитания.
Трудовое воспитание дошкольников призвано пробуждать интерес к самостоятельной трудовой деятельности и труду других людей, развивать желание трудиться, формировать способность оценивать результаты труда; давать простейшие трудовые навыки и умения, которые соответствуют возможностям и потребностям каждого ребенка.
Каких результатов следует добиваться в процессе трудового воспитания детей дошкольного возраста?
Перед поступлением в школу ребята должны освоить практические умения, необходимые для самообслуживания: самостоятельно умываться, вытираться, причесываться, пользоваться туалетом, носовым платком, одеваться и раздеваться, обуваться и разуваться, пользоваться столовым прибором. Сформированные навыки самообслуживания постепенно переходят в привычки.
Дети должны поддерживать порядок в своих личных вещах и окружающей обстановке, убирать после занятий игрушки и другие предметы.
Перед поступлением в школу, кроме практических умений, у детей развивают способности, позволяющие осуществлять доступную трудовую деятельность. Ребята должны: уметь планировать свою деятельность: намечать цель труда и в соответствии с ней подбирать нужные для ее осуществления материалы и средства; знать, какие практические действия надо совершать для достижения цели, и выполнять их в требуемой последовательности; добиваться намеченных результатов; приводить в порядок рабочее место; знать основные виды труда взрослых, понимать их значение, иметь представление об основных орудиях труда; стремиться участвовать в трудовом процессе взрослых, помогать им; быть готовыми осуществлять соответствующую возрасту трудовую деятельность, иметь привычку к трудовому усилию.
Трудовое воспитание имеет особое значение для подготовки ребенка к школе, поскольку в труде развиваются ручные умения и навыки работы с разнообразным материалом, совершенствуется мускулатура рук, формируется воля, организованность и исполнительность.
В игре дошкольника содержатся элементы трудовой деятельности и возникают ее предпосылки. Так, в игре ребенок пользуется многими предметами и средствами, у него развиваются ручные умения, укрепляется воля, формируются познавательные интересы, он учится совместной деятельности с другими детьми.
Однако, трудовой процесс, в отличие от игры, является целенаправленной деятельностью, состоит из определенных компонентов, без которых его невозможно осуществить: наличие результата, владение трудовыми умениями и навыками, планомерность трудового процесса.
Предпосылками готовности ребенка к новому виду труда — к обучению в школе — являются два момента: во-первых, ребенок должен уметь отличать игру от труда и, во-вторых, он должен приобрести необходимые навыки трудовой деятельности.
Ребенка нельзя научить трудиться никаким другим способом, кроме участия в труде. Труд дошкольника, безусловно, отличается от труда взрослых: это не столько общественно значимый продукт, сколько результат, который ценен в основном лишь для самого ребенка. Детский труд по сравнению с трудом взрослых более простой, короткий, в нем используются соответствующие возрасту безопасные материалы и орудия.
Не нужно бояться приобщать дошкольника к различным видам трудовой деятельности — труд для ребенка привлекателен, поскольку он удовлетворяет стремление к самостоятельности.
Ребенок с особым удовольствием выполняет ту деятельность, в процессе которой он может решать проблемы, преодолевать трудности, создавать что-то полезное, достигать конкретного результата (например, сделать игрушку, посадить растение, сгрести листья).
У детей пяти-шестилетнего возраста хорошо развиты навыки самообслуживания. В ежедневно и многократно повторяющихся процессах (одевание, обувание, питание, умывание) отдельные действия закрепляются, автоматизируются и превращаются в привычки. Дети осуществляют их самостоятельно, сознательно и постепенно учатся контролировать качество их выполнения.
Ежедневно в детском саду и в семье имеется достаточно естественных возможностей для закрепления умений и навыков самообслуживания.
Этот процесс можно мотивировать и осуществлять по-разному в различной обстановке, в присутствии взрослых или сверстников. Эти навыки успешно формируются тогда, когда взрослые и дома, и в детском саду последовательно требуют от детей регулярного осуществления тех видов деятельности, в которых данные навыки необходимы.
В детском саду при правильном педагогическом влиянии у ребенка начинают формироваться многие навыки и умения, однако для полного их усвоения и закрепления нет таких условий, как в семье.
В старшем дошкольном возрасте дети способны регулярно поддерживать порядок в окружающей обстановке. Это формирует у них культуру труда: чувство удовлетворения при виде порядка и чистоты, привычку жить и работать в нормальных гигиенических условиях.
При формировании навыков чистоплотности от ребенка надо требовать, чтобы он регулярно убирал свои вещи и свой уголок, нес личную ответственность за порядок в своих вещах; всегда убирал за собой то место, где устраивает временный беспорядок; вместе с другими детьми участвовал в коллективной уборке, при этом выполнял конкретные задания (качество работы взрослые должны контролировать, а достигнутый ребенком результат оценивать); следил за порядком в ближайшем окружении.
В этом возрасте дошкольники должны выполнять некоторые постоянные обязанности, связанные с заботой об окружающих людях (помочь бабушке, младшей сестре и т. д.). Дома вместе со взрослым или под его руководством ребенок может участвовать в хозяйственно-бытовом труде: поливать цветы, вытирать или мыть посуду, накрывать на стол, подметать или мыть пол, протирать пыль и т. п.
Работая вместе с другими людьми, дети убеждаются в том, что они могут быть полезны. Успешно завершенный труд вызывает у них волнение и радость, а достигнутый результат и положительная оценка взрослого дают удовлетворение.
Дети очень любят ручной труд с использованием различных материалов. В этой работе развивается мелкая мускулатура рук; дети приобретают навыки обращения с простыми инструментами; действия с различными материалами интересны и дают возможность проявить творчество.
Они познают свойства материалов (твердость, прочность, гибкость), соответствующую этим свойствам технику обработки и способ использования каждого материала; предлагая разные темы и различные способы обработки материала, взрослый развивает у детей воображение и фантазию, эстетические чувства, интерес к технике работы, пространственные представления и т. п.
Разнообразие используемого материала и инструментов требует хорошо продуманной, организованной работы. Детей учат самих определять, что они хотят сделать. После этого подготавливаются материалы и инструменты, продумывается последовательность работы. Детей знакомят с правилами гигиены и безопасности труда, с экономным расходованием материалов, учат поддерживать чистоту на рабочем месте.
Уход за растениями и животными для дошкольников является естественной и соответствующей возрасту трудовой деятельностью. Особое воспитательно-образовательное значение такого труда состоит в том, что в процессе ухода за животными дети познают природные явления, углубляется их эмоциональное и гуманное отношение к растениям и животным.
При уходе за животными дети, как правило, лишь помогают взрослым — подают инвентарь, орудия, корм. Однако труд дошкольников в природе нельзя сужать только до вспомогательных работ. Дети могут регулярно кормить птиц, заготавливать для них корм, зимой подкармливать диких животных и птиц, заботиться о них.
Взрослые должны приобщать детей в качестве помощников и к общественно полезной деятельности — благоустройству-территории по месту жительства, около детского сада, школы, памятников; специально организовывать совместные с детьми бригады (например, по посадке деревьев и др.).
Воспитательное значение труда заключается также в том, что в процессе трудовой деятельности формируются трудолюбие, честность, ответственность, самостоятельность, целеустремленность, настойчивость и другие нравственные качества. Их формирование наиболее эффективно протекает в тех случаях, когда в основе трудовой деятельности ребенка лежат те же нравственные отношения, которые характерны для жизни взрослых.
Сравнивая способы и, главное, результаты труда, ребенок учится объективно оценивать свой вклад и вклад окружающих людей в общее дело.
Все эти свойства важны для обучения в школе, требующего умения работать как индивидуально, так и в коллективе одноклассников. Успехи в учебе достигаются не только благодаря трудолюбию самого ребенка, его настойчивости и самостоятельности, но и при условии ответственного отношения к коллективу, уважения и заинтересованности деятельностью учителей, родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование нетрадиционных форм работы в формировании трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста".
Значение трудового воспитания.Виды трудовой деятельности.Задачи трудового воспитания.Формы организации труда.Создание условий труда.Виды труда в старшем дошкольном возрасте.Методы трудового воспитания...
"Использование нетрадиционных форм работы в формировании трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста".
Значение трудового воспитания.Виды трудовой деятельности.Задачи трудового воспитания.Формы организации труда.Создание условий труда.Виды труда в старшем дошкольном возрасте.Методы трудового воспитания...
Планирование обучения трудовым навыкам детей подготовительной к школе группы
Материал поможет воспитателям планировать работу с детьми подготовительной группы обучения навыкам самообслуживания, коллективному труду, трудовым поручениям на улице и в группе...
Планирование обучения трудовым навыкам детей средней группы
Материал поможет планировать работу по обучению детей средней группы навыкам самообслуживания, коллективному труду, трудовым поручениям на улице и в группе...
«Формирование трудовых навыков детей среднего дошкольного возраста средствами экологии».
Известно, что у каждого дошкольника появляется потребность в деятельности. Это является предпосылкой для воспитания личности, для формирования у него высоконравственных качеств. Вс...
Формы работы с родителями, способствующие развитию трудовых навыков детей
Как привлечь родителей воспитанников детского сада к трудовому воспитанию детей....
Рекомендации для родителей по формированию трудовых навыков детей с ОВЗ
Трудовое воспитание детей с ОВЗ заключается в развитии трудолюбия и работоспособности....