"Игра с песком"
консультация
Предварительный просмотр:
«ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИГР С ПЕСКОМ
ВО ВРЕМЯ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Адаптационный период младших дошкольников к ДОУ - это период приспособления ребёнка к условиям новой социальной среды. В 3 - 4 года ребёнок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Взаимоотношения, которые ребёнок четвёртого года жизни устанавливает со взрослыми и другими детьми, отличаются нестабильностью и зависят от ситуации. Для того чтобы сплотить детский коллектив на стадии адаптационного периода педагогу необходимо включать на прогулке игры с песком. Во время этих игр педагог имеет возможность ненавязчиво организовать позитивное взаимодействие с детьми, заинтересовывать их своей активной деятельностью, быть примером для подражания, формировать необходимые качества нравственной и творческой личности ребёнка.
Данную работу рекомендуется разделить на несколько составляющих и проводить её, руководствуясь принципами научности и последовательного выполнения работы от простого к сложному:
1. Первым шагом будет являться изучение свойств песка, где педагог с детьми через игровую и опытно-экспериментальную деятельность подробно изучают материал и получают эффект релаксации. Можно использовать весь спектр уже придуманных ранее авторских игровых методик по работе с песком, развивающих познавательную сферу детей младшего дошкольного возраста. Эти методики могут включать в себя такие игры, как: «Здравствуй, песок!», «Необыкновенные следы», «Оттиск», «Песочный дождик», «Я пеку, пеку, пеку!», «Найди клад», «Я рисую на песке», «Напои песочек», «Ситечко», «Гусеница», а также опыты и эксперименты «Откуда берётся песок?», «Из чего состоит песок?» и др. [2, 5]. В процессе таких занятий у детей снимается мышечное и психологическое напряжение, агрессия, состояние внутреннего дискомфорта, что благотворно влияет на развитие ребёнка.
2. Затем педагогу необходимо во время совместной деятельности с детьми показать примеры строительных игр по созданию различных объёмных фигур из песка. На этом этапе дети являются помощниками педагога: они помогают лопатками собирать песок в кучу, делают высокую насыпь, утрамбовывают её и формируют геометрическую фигуру, с помощью формочек или вручную добавляют мелкие детали. В заключительной части создания фигур дети украшают их оттисками ладошек, прорисовывают или выкладывают узоры из природных материалов (опавшими листьями, веточками деревьев, травинками, камешками и др.). Во время работы дети учатся строить из песка фигуры, запоминают последовательность действий их создания. Педагог же своим наглядным примером не только учит детей приёмам работы с песком и способам формирования песчаных фигур, но и воодушевляет их на активные действия, повышает им жизненный тонус, создаёт хорошее настроение, тренирует их терпение.
3. Следующим шагом является реализация детьми накопленного опыта по созданию фигур из песка в индивидуальных или совместных постройках. Возможна коллективная работа, в процессе которой дети, разделившись на микрогруппы, выполняют определённое задание, которое в дальнейшем служит частью целой композиции из песка. Все постройки обыгрываются различными жизненными или сказочными ситуациями. Такая деятельность способствуют развитию творческого потенциала детей, их самостоятельности.
Итак, включение игр с песком в совместную деятельность педагога и детей во время их адаптационного периода является эффективным, так как оказывает существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия ребенка, на налаживание доверительных отношений детей и педагога, на сплочение детского коллектива.
Список литературы:
- Алябьева Е. А. Как организовать работу с детьми летом. Часть 1. Сфера, 2012.-128с.
- Горошкова, Л. Игры с песком и водой / Л. Горошкова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 6.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии.- СПб.: Издательство «Речь», 2005.-64с.
- Мешавкина Т.Ф. Использование песочной терапии в работе с дошкольниками. – Екатеринбург, 2003.- 42 с.
- Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. - СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2010.- 64с.
- Соколовская Н.В. Адаптация ребёнка к условиям детского сада. Волгоград, Издательство «Учитель», 2008.- 74 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры с песком. Варианты игр и игровых упражнений с песком.
“Печем куличики”.Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка, сформировать представления об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить “лепить” куличики, тщательно ...
Игры с песком. Варианты игр и игровых упражнений с песком.
Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка, сформировать представления об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить “лепить” куличики, тщательно заполняя всю ёмко...
Игры с песком. Варианты игр и игровых упражнений с песком.
ldquo;Печем куличики”.Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка, сформировать представления об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить “лепить&rdq...
«МАГИЯ ПЕСКА» (игры с песком – это вид деятельности, который дарит детям радость)
Песок, по мнению психотерапевтов – вещество, способное вызвать у человека самые богатые ассоциации. Сухой песок способен «течь» как вода. Кроме того, песок – это некоторая &laq...
Игры с песком и на песке
Картотека игр с песком....
Методическая разработка по комплексу игр с песком. Игры с песком - полезное занятие
Методическая разработка по комплексу игр с песком.Игры с песком - полезное занятие...
Картотека "Игры с песком и на песке"
Игры для детей дошкольного возраста...