Статья «Адаптация ребенка в детском саду»
статья (младшая группа)

Егорова Татьяна Кимовна

С приходом в дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным. В статье даются рекомендации родителям по адаптационному периоду ребенка в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Адаптация ребенка в детском саду15.39 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему «Адаптация ребенка в детском саду»

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или к негативным.

С приходом в дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, не могут освоится в группе, а другие чувствуют себя «как рыба в воде»? Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми детьми, могут стать для ребенка серьезной психологической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным.

Много здесь зависит от педагогов, берущих на себя ответственность за психическое и физическое развитие ребенка, за его душевный комфорт, радостное восприятие нового образа жизни, но и очень многое зависит от родителей. Что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку 3-х лет быстрее и безболезненнее привыкнуть к новым для него условиям детского сада, воспитателям, детям?

Большое значение имеет то, насколько ребенок овладел дома необходимыми культурно-гигиеническими навыками и привычками, навыками самообслуживания, приучен ли он к режиму дня и совпадает ли этот режим с тем, который принят в детском саду.  Поэтому при оформлении ребенка в детское учреждение родители должны ознакомиться с режимом группы и еще до поступления в детский сад, приучать малыша к этому режиму. Важно привить необходимые для этого возраста навыки и умения. Так, например, детей двух – трех лет необходимо учить под контролем взрослого, мыть руки после загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем, приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком). В процессе еды побуждать детей к самостоятельности, учить держать ложку в правой руке. В процессе одевания и раздевания напоминать детям их порядок. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстёгивать пуговицы спереди, застёжки на липучках); в определённом порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь. Для формирования этих навыков, необходимы соответствующие условия, единые обдуманные требования к детям со стороны всех взрослых в семье, постоянство требований, конкретность правил и постепенное увеличение их объема. Дети, у которых сформированы необходимые навыки, связанные с едой, умыванием, одеванием, раздеванием, укладыванием и т.п., спокойнее и увереннее чувствуют себя в группе. Однако главная и основная причина трудной адаптации детей в детском саду – отсутствие у них опыта общения со взрослыми и детьми. Некоторые дети имеют опыт общения со взрослыми, но не умеют общаться со сверстниками. Можно ли в семье сформировать у ребенка опыт общения не только с близкими, но и с другими взрослыми, а также со сверстниками? Безусловно можно и необходимо. Отсутствие общения с другими людьми, отрицательная оценка их взрослыми, а иногда отрицательный опыт общения приводит к нежеланию и неумению ребенка устанавливать с окружающими контакт. Для того, чтобы помочь ребенку быстрее и раньше преодолеть страх перед незнакомыми взрослыми и способствовать развитию в общении, необходимо привлекать его к наблюдениям за действиями взрослых и детей, высказывать положительную оценку их действиям, побуждать ребенка обращаться к взрослым, выполнять поручения: «Отнеси тете книжку», «Покажи дяде машинку», обучать совместным действиям. Важно также похвалить ребенка за преодоление неуверенности при обращении к незнакомому лицу. При этом надо учитывать, что расширять круг общения надо постепенно, желательно со взрослыми отзывчивыми, понимающими стремление родителей.

На основе опыта общения со взрослыми расширяется и круг общения со сверстниками. И здесь родители должны показать ему пример общения: научить, как обратиться к другому ребенку, как поделиться игрушкой, как пожалеть плачущего, не обижать его и т.п. Для этого в домашних условиях можно использовать игры-инсценировки: «Как кукла Лена обращается с просьбой», «Как кукла Лена отдала свою игрушку девочке», «Как кукла Лена пришла в гости» и т.п.. Действия, показанные в играх-инсценировках, можно закрепить с ребенком в игре, через упражнения в аналогичных действиях и поступках. Научить ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми – основная задача родителей при подготовке его в детское учреждение. Приводя ребенка в детский сад впервые, не рекомендуется оставлять его здесь на целый день. Не следует высказывать какие-то сожаления о том, что ребенка «приходиться отдавать в детский сад», необходимо всем своим настроением, отношением к ребенку подчеркнуть, что здесь бояться нечего, здесь никто никого не обижает.

И так, поступление ребенка трехлетнего возраста в детское учреждение может проходить безболезненно для него, если заранее подготовить малыша, своевременно расширив круг его общения со взрослыми и сверстниками; правильно построить всю систему семейного воспитания, чтобы у ребенка сложился положительный опыт общения, выработались в соответствии с возрастом необходимые навыки и умения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Адаптация ребенка к детскому саду. Что нужно знать родителям?

Что же такое «адаптация ребенка к детскому саду» и как сделать так, чтобы она прошла наиболее безболезненно для Вашего малыша? К вашему вниманию несколько простых правил. которые помогут Вашей крохе в...

Полезная статья"Адаптация ребенка в детском саду"

АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУДетям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду.  Вся жизнь ребёнка кардинальным образом ...

Статья "Адаптация ребенка к детскому саду"

В этой статье рассказывается об адаптации ребенка к саду.Что же это такок, какие уровни выделяют, советы родителям....

Статья : «Адаптация ребенка к детскому саду»

laquo;Адаптация ребенка к детскому саду» Автор: Галстян Маргарит ВагинаковнаОрганизация: ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 246 Приморского района г. Санкт-Петербурга. Отделение дошк...

Статья "Адаптация ребенка к детскому саду. Кризис 3-х лет."

В этой статье, мы хотели показать родителям значимость проблемы адаптации и возможности её решения, а также предупредить возможную передачу тревоги и нервного возбуждения от матери к ребёнку, создать ...