Статья "Адаптация ребенка к детскому саду"
статья (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Тюкпиекова Ольга Степановна,
воспитатель,
МБДОУ «ЦРР – д/с «Золотая рыбка»,
г. Абакан, Республика Хакасия
«Адаптация ребенка к детскому саду».
Ребенок поступил в детский сад. В дошкольном учреждении он сталкивается с множественными проблемами: отсутствие близкого человека, новая бытовая обстановка, нет привычных условий, незнакомые дети, взрослые. Изменился социальный статус ребенка, если дома он был центром внимания, то в детском саду становиться членом детского коллектива.
В этот период, ребенок испытывает тревогу, недоумение, обиду, страх. В этой ситуации дети эмоционально напряжены: ребенок стоит в сторонке, ему не хочется улыбаться, ему не хочется общаться или очень сильно плачет, стремиться к выходу, хочет к маме, папе. Ребенок испытывает стресс, потому что для него начинается новая жизнь, в которой он начинает осваивать новые привычки, новый ритм, новые обязанности, новые требования со стороны взрослых.
Критическим для привыкания считается первое полугодие второго года жизни. К этому возрасту у ребенка сформированы определенные привычки, а умения, самостоятельность, речь не совсем совершенны. Поэтому жизнь малыша тесно связана с окружающими его взрослыми, разлуку с которыми он переносит крайне болезненно. В детском саду при резком расставании с близкими людьми у ребенка развиваются отрицательные реакции, которые приводят к нарушению поведения ребенка. Происходит ломка устоявшихся в семье привычек как негативных, так и позитивных. Ребенку приходиться привыкать к порядкам детского сада: кушать не там, где хочется, не так как хочется, мыть руки в определенном месте, бодрствовать и спать в определенное время. У детей в этот период не сложился социальный опыт, он не может спросить, уточнить, найти выход из ситуации. Поэтому мы взрослые: родители и воспитатели должны ему помочь адаптироваться к условиям детского сада, стать частью детского коллектива.
Что такое адаптация? Адаптация-это установление наиболее правильных отношений между организмом и внешней средой. (Н.М.Аксарина)
Различаются три степени адаптации: легкая, средняя, тяжелая.
Основными показателями их являются:
- сроки нормализации эмоционального самоощущения малыша;
- появление положительного отношения к воспитателям и сверстникам;
- появление интереса к предметному миру;
- частота и длительность острых заболеваний;
Главное место в этот период занимает процесс организации адаптации к условиям ДОУ.
К формам и способам следует отнести:
- элементы телесной терапии (погладить, обнять);
- слушание спокойной, знакомой музыки;
- появление любимой игрушки, предмета;
- релаксационные игры (песок, вода);
- сопровождать режимные моменты художественным словом;
- игровые методы взаимодействия с ребенком (подвижные и хороводные игры, игры с героем из сказки или мультфильма, получение неожиданных подарков, сюрпризные моменты, игра на музыкальных инструментах, разыгрывание этюдов - перевоплащений (как Мишка…, как зайка…, как птички…), игры с воздушными шарами, мыльными пузырями, солнечными зайчиками и т.д.);
- элементы театрализации (пальчиковый, настольный и кукольный театр)
- культура доверительного общения (создание психологического комфорта);
В раннем детстве важно сформировать у ребенка культурно-гигиенические навыки:
-познакомить детей с гигиеническими процедурами (мыть руки с мылом, вытирать на сухо полотенцем, полоскать рот после приема пищи);
- формировать у детей навыки самообслуживания (одеваться, раздеваться на прогулку, держать ложку, кружку, приводит себя в порядок, находить свою кабинку, полотенце и т.д.)
-побуждать детей помогать убирать игрушки на место и не разбрасывать их во время игр;
Правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому малышу найти себе занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Свободная деятельность помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, что позволяет развивать такие качества как любознательность, инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению.
Развивающая предметно-пространственная среда в групповом помещении должна быть:
- содержательно-насыщенной, развивающей.
- трансформируемой.
- полифункциональной.
- вариативной.
- доступной.
- безопасной.
- здоровьесберегающей.
- эстетически-привлекательной.
Главным условием успешной адаптации является, когда родители и воспитатели согласовывают свои действия, подходят индивидуально к особенностям ребенка в семье и в детском саду.
Поэтому родители должны прийти в группу для, того, чтобы познакомиться и побеседовать с воспитателем заранее, рассказать об особенностях своего ребенка. У родителей воспитатель узнает об индивидуальных особенностях ребенка, что он ест, как он спит, круге его общения, игровых навыках и умениях. Следует приводить ребенка в сад кому-то одному из родителей, чтобы ребенок привык к этому (обычно тому из родителей, с кем ребенку легче будет расставаться). Со стороны педагогов, обязательно нужно рассказать родителям о том, что такое «период адаптации». Лучшее, что может сделать мама для своего ребенка в этот период – это буквально влюбить его в воспитателя, тем самым одновременно «отпустив» его от себя. Это важно потому, что ребенок раннего возраста идет не к игрушкам, не к другим детям, а ко взрослому, и этот взрослый должен стать для него значимым.
Малышу нужен опыт действия не индивидуального, а в коллективе, вместе с другими людьми. Поэтому родителям стараться чаще что-то делать совместно с ребенком, причем лучше не вдвоем, а втроем, вчетвером (с папой, бабушкой, дедушкой и т.д.). Для этого дома можно организовать игры в рамках игровой методики «Детский сад для зверят» (автор Островская Т.В.)
При этом не упускать из виду главное: каким бы ни был садик, воспитатели, как бы часто ни болел ребенок первое время в садике, он должен получить возможность искать себя в коллективе сверстников, строить с ними отношения, дружить и общаться, - а это самое главное, что дает любому малышу абсолютно любой детский сад.
Таким образом, адаптация ребенка к детскому саду - непростой процесс для всех его участников: самого ребенка, его родителей и воспитателей.
Список литературы:
Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: Сборник. – СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера 2010. – 128 с.
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика и синтез, 2015. – 368 с.
Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад, 2004 г.
Калинина Р., Семенова И., Яковлева Г. Ребенок пошел в детский сад «Дошкольное воспитание» -2004. - №4.
Костина В. Новые подходы к адаптации детей младшего дошкольного возраста. 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собрание для родителей будущих воспитанников детского сада на тему "Адаптация ребенка к детскому саду"
Собрание для родителей будущих воспитанников детского садана тему «Адаптация ребенка к детскому саду» Поступление ребенка в детский сад кардинально меняет привычные условия его жизни и важ...
Адаптация к детскому саду. Как подготовить ребенка в детскому саду.
Презентация на тему "Подготовка детей к ДОУ"...
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду
Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»
Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...
Консультация для родителей детского сада «Адаптация ребенка к детскому саду»
Консультация для родителей детского сада «Адаптация ребенка к детскому саду»...
Консультация для родителей детского сада «Адаптация ребенка к детскому саду»
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложивш...
Консультация для родителей детского сада «Адаптация ребенка к детскому саду»
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся ж...