Презентация "К.Д.Ушинский - гений русской педагогики".
презентация
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сказковоспитание Ушинского ненавязчиво объясняет детям «что такое хорошо и что такое плохо», поясняет моральные правила и нормы поведения : Сказка «Козлятки и волк » - воспитывается послушание. Сказка «Слепая лошадь» - надо быть благодарным за добро и быть в ответе за тех, кого приручил, нельзя нарушать данное слово и добро должно побеждать зло. Сказка «Ветер и Солнце» - с помощью ласки и доброты можно добиться гораздо больше, чем силой. Сказка «Два козлика»: кто-то должен уступить первым, а упрямство – плохое качество.
Сказка «Два плуга» – о значении трудолюбия. Сказки «Козел» и «Петушок с семьей» рассказывают детям о том, как должны распределяться обязанности в семье. Рассказы Ушинского о детях (например, «Четыре желания», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Трусливый Ваня») отличаются тонким психологизмом и преподают детям уроки жизни. Автор тактично подсказывает, от чего в себе надо избавляться, какие недостатки в характере могут мешать в дальнейшем.
Рассказы «Дети в роще», «Утренние лучи» - о лени и безответственности. Рассказ «Вместе тесно, а врозь скучно» - научить детей играть вместе и делиться своими игрушками. Рассказ «Четыре желания» - рассказ о нерешительности.
Педагогические идеи Константина Ушинского: Образование должно быть обязательным для всех вне зависимости от сословия. Женщины имеют такое же право на образование, как и мужчины; Педагогика не может опираться лишь на личный опыт учителя, Она должна опираться на теорию, то есть всестороннее изучение человека и систематизированный опыт. Поэтому педагогические идеи должны развиваться в университете, опираясь на науку . Так, в «Человеке как предмете воспитания» Ушинский подробно описывал не только психологию , но и физиологию человека. Благодаря этому он объяснял, например, почему дети не могут долго заниматься одним монотонным делом и почему обучение для них должно быть наглядным.
Педагогические идеи Константина Ушинского: Обучение — не механическая зубрёжка, а развитие умственных способностей ученика, наблюдательности, воображения, фантазии, желания и способности дальше приобретать знания самостоятельно. Обучение должно быть сознательным, то есть до учащихся нужно донести, зачем они учатся и чему в итоге научатся.
Педагогические идеи Константина Ушинского: Обучение должно быть системным и последовательным . От конкретного — к отвлечённому, от знакомого — к незнакомому, от единичного — к сложному, от частного — к общему. В учебном материале нужно определённым образом расположить материал для повторения и практические задачи. Это обеспечит прочность знаний. Важно научить применять знания на практике, оперировать ими в разных ситуациях.
Педагогические идеи Константина Ушинского: Задача первоначального обучения — сделать серьёзное занятие увлекательным для ребёнка. Но с увлекательностью важно не переборщить. Если превратить вообще всё обучение в игру, то ребёнок не сможет дальше осваивать не очень интересные, но важные знания. Он должен привыкнуть к тому, что обучение — всё-таки труд . Главная задача педагогики — воспитание нравственности, а не наполнение головы знаниями. Обучение — лишь средство воспитания. Школа должна готовить человека к жизни и труду.
Педагогические идеи Константина Ушинского: Воспитание должно быть гуманным . Физические наказания и унижения неприемлемы. Воспитание — это убеждение личным примером, а не слепое повиновение. Воспитание и образование должны учитывать культурные и языковые особенности народа. Однако это не значит, что русская школа должна быть какой-то уникальной, «не как у людей». Законы души и её развития везде одинаковы.
Интересные факты об Ушинском Ушинский был вспыльчивым, но пытался бороться с этим недостатком. Сокрушался: «Бурчливость сделает из меня старую сварливую бабу». По воспоминаниям коллег, его раздражали затруднения, которые случались у учащихся на занятиях. А вот лекции он читал увлекательно.
Интересные факты об Ушинском По причине той же вспыльчивости своих детей он грамоте сам не учил. Теория и методология были ему ближе, чем практика. В Смольном институте Ушинский сначала получил у девиц репутацию «злеца», отругав их за то, что они облили его шляпу духами (такая была там глупая традиция отмечать тех, кто понравился). Но по мере реформ он стал их кумиром. К тому же, как потом вспоминала одна из учениц, девочки сразу почувствовали в его личности «что-то сильное, крупное и оригинальное».
Интересные факты об Ушинском Ушинский считал, что склонность к размышлениям в нём воспитали не только книги , но и полуторачасовой путь до гимназии и обратно, который он ежедневно должен был проделывать пешком вдоль живописного берега реки (его отец был небогат и не мог позволить себе кучера с повозкой). Однажды его за провинность оставили в гимназии на ночь, и он сбежал оттуда под утро лишь для того, чтобы проделать путь домой и сразу же обратно — на уроки.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРУДЫ: Человек как предмет воспитания Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии» Лекции в Ярославском лицее О народности в общественном воспитании Письма о воспитании наследника русского престола Три элемента школы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРУДЫ: О средствах распространения образования посредством грамотности Школьные реформы в Северной Америке Внутреннее устройство североамериканских школ «О пользе педагогической литературы» Статья в журнале «Для воспитания» «Опыт педагогической антропологии» Русская школа
Цитаты Ушинского: Самая важная часть воспитания — образование характера. Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду ; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни. Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни. Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его.
Цитаты Ушинского: Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионы. Посредством любви можно так воспитывать дитя, чтобы оно привыкло безусловно повиноваться воспитателю без наказаний и наград. В воспитании все должно основываться на Личности воспитателя . Никакие уставы и программы не могут заменить личности в деле воспитания. \
« Ушинский – это наш народный педагог, также как Пушкин – наш народный поэт, Ломоносов – первый народный ученый, Глинка – народный композитор, а Суворов – народный полководец».
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей "Русское народное творчество как средство народной педагогики"
Ознакомление родителей с народной педагогикой, различными видами устного народного творчества. Испльзование народной педагогики в воспитании ребенка....

Реферат по истории педагогики: «Актуальные вопросы семейного воспитания в истории зарубежной и русской педагогики».
Реферат по истории педагогики...

Рабочая программа по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами музейной педагогики».
Данная рабочая программа составлена с учетом ФГОС и предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Целью программы является создать условия для восприятия целостной картины истории своей...

ПРОГРАММА «НАРОДНАЯ КУКЛА РОССИИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ТРАДИЦИЯМИ РУССКОГО БЫТА ЧЕРЕЗ МУЗЕЙНУЮ ПЕДАГОГИКУ)
Программа предназначена для воспитателей детских садов для организации работы в музейной педагогике....

Русская народная сказка - как одно из средств русской педагогики в воспитании детей дошкольного возраста
Сказки являются важным воспитательным средством...

Статья " Гениями не рождаются, гениями становятся!"
Статья посвящена родителям детей дошкольного возраста, в которой популярно объясняется полезность шахмат для ребенка....