Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа)
Чтобы разобраться в отклонениях от правильного произношения звуков, необходимо знать закономерности развития речи детей; оно проходит ряд последовательных периодов, имеющих свои особенности и протекающие благоприятно только при известных условиях(правильный режим, правильная речь людей, окружающих ребенка, правильное воспитание).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 16.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Речевое развитие детей
старшего дошкольного возраста»
Составитель:
Конева Ирина Викторовна,
учитель-логопед
МАДОУ 193 «Детский сад
общеразвивающего вида»
Кемерово
«Речевое развитие детей
старшего дошкольного возраста»
Речь ребенка формируется постепенно, чтобы не пропустить различные недостатки речи, а так же предупредить их появление, ребенок должен пройти обследование у врача, логопеда в 3 года, 5 и 7 лет.
В 3 года чтобы не пропустить задержку развития речи у ребенка (бедность словарного запаса, малопонятная речь, неправильная фраза), в 5 лет – чтобы не пропустить патологическое косноязычие и своевременно его исправить. При профилактическом осмотре в 3 и 5 лет логопед укажет, каким путем нужно помочь ребенку: порекомендует занятия с логопедом или отдельные упражнения в игровой форме, проводимые родителями с детьми дома. В 7 лет перед поступлением в школу – чтобы проверить, как ребенок произносит и различает сходные речевые звуки (дифференциация звуков), что так необходимо для предупреждения ошибок в письме.
Чтобы разобраться в отклонениях от правильного произношения звуков, необходимо знать закономерности развития речи детей; оно проходит ряд последовательных периодов, имеющих свои особенности и протекающие благоприятно только при известных условиях(правильный режим, правильная речь людей, окружающих ребенка, правильное воспитание).
В возрасте до 5 лет идет физиологическое косноязычие (возрастное). Детям еще не доступно правильное произношение всех звуков речи. Еще не точны движения органов артикуляции (язык, губ, мягкого неба). Одной из причин физиологического косноязычия является и недостаточное умение различать звуки речи.
К 5-6 годам дети с физиологическим косноязычием вследствие развития и уточнения деятельности их речевого и слухового аппаратов овладевают правильным произношением всех звуков по подражанию от взрослого. Но у некоторых детей идет патологическое косноязычие (произношение, не соответствующее возрастной норме). Это связано с, некоторыми причинами: неврологический статус, неправильное строение артикуляционного аппарата и неправильное формирование дыхания, глухота. К таким видам косноязычия относятся:
- Замена звонких согласных звуков глухими: б-п, д-т, г-к, ш-ж, з-с, в-ф.
- Замена р,л звуками ы, в, у.
- Межзубное произношение звуков.
- Боковое произношение звуков
- Носовое произношение звуков
- Горловое произношение звуков р,л
Для детей с патологической формой косноязычия нужен другой путь исправления звуков – путь сознательного восприятия ребенком правильного звучания и соответствующей артикуляции. Исправление таких видов неправильного произношения , следует начинать с 3-4 лет, развивая у ребенка слуховое восприятие, артикуляцию и последовательно формируя правильное произношение звуков. Остальные недостатки звукопроизношения можно исправить с 5 лет.
Нельзя отдельно брать во внимание только звукопроизношение в развитии речи ребенка. Речь ребенка включает в себя и другие компоненты: обогащение и расширение словаря (существительных, обозначающих предметы, их свойства и качества, но и за счет названий отдельных частей, деталей, предметов, глаголов, а так же суффиксов и приставок, которые дети начинают широко употреблять);лексико-граматическиекатегории (согласование одних частей речи с другими частями речи, словообразование); фонематические процессы (слушать, различать, выделять, подбирать, устанавливать последовательность звуков в словах, делить слова на слоги ); связная речь ( пользоваться простыми и сложными предложениями, делить предложения на слова, составлять рассказы ).
Однако в старшем дошкольном возрасте дети не всегда точно могут употреблять слова, нередко вместо точного названия предмета дают описание его, используют родовые понятия вместо видовых («дерево» вместо дуб, ель), иногда неточно употребляют глаголы, другие части речи.
Задержки в развитии произносительной стороны речи выражается в том, что ребенок может еще недостаточно четко дифференцировать группы звуков. У некоторых детей могут быть недостатки в звуковом оформлении слов: неправильное произношение звуков (свистящих, шипящих, Р и Л), нечеткое или невнятное произнесение слов (особенно при ускоренной речи), неточное употребление в слове ударение , неправильное использование интонационных средств выразительности.
Так между восприятием речи и формированием звукопроизношения существует тесная связь, дети с дефектами произношения звуков нередко имеют недоразвитие фонематического восприятия, что затрудняет усвоение навыков звукового анализа слов, овладение которыми необходимо для подготовки детей к обучению грамоте.
Итак, к моменту поступления ребенка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь: строит различные по конструкции предложения, согласовывает в роде, числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы; свободно пользуется монологической речью: способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказа, описать окружающие предметы.
Список литературы:
- Л.В.Мелехова, М.Ф.Фомичева «Речь дошкольника и её исправление»
- А.И.Максаков «Правильно ли говорит ваш ребенок »
- Т.В.Савастина «Речевое развитие» журнал «Дошкольное воспитание»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ РАБОТЫ. Тема: «Развитие мелкой моторики рук в продуктивной деятельности, как условие успешного речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность , новизна, высокая результативность опыта....
"РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ)
Большинство педагогических исследований посвящено проблемам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием. Среди ученых, прежде всего надо назвать М.М. Алекс...
Ознакомление детей с профессиями как средство познавательно – речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Познавательно - речевое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления детей с трудом взрослых....
Доклад из опыта работы «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста на основе совместной деятельности воспитателя и детей в течение дня»
Доклад из опыта работы по речевому развитию старших дошкольников на основе совместной деятельности...
Конспект родительского собрания в старшей группе на тему "Возрастные особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста"
В данном конспекте родительского собрания затрагивается очень актуальная тема развития речи детей старшего дошкольного возраста. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок правильно и граммотно. Э...
«Развитие дивергентного мышления речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной связной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Раз...