Лексическая тема "Мы читаем. Знакомство с творчеством С.В.Михалкова"
материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей.
Знакомство с творчеством С.В. Михалкова.
Прочитайте ребёнку стихи Михалкова: «Дядя Стёпа», «Моя улица», «Котята», «Зяблик», «Мир». Предложите ребёнку выучить одно из них наизусть (по выбору).
Зяблик. Мир.
Хотел иметь я птичку Женя празднует рожденье -
И денег накопил, Юбиляру восемь лет!
И вот на Птичьем рынке Подарили гости Жене
Я Зяблика купил. Пушку, танк и пистолет.
Сидел мой Зяблик в клетке,
И зёрнышки клевал, И совсем как настоящий,
И, как в лесу на ветке, Как бывает у солдат,
Всё песни распевал. Чёрный, новенький, блестящий,
Ребята заходили С круглым диском автомат.
На Зяблика смотреть,
И каждому хотелось Гости кушали ватрушки,
Такого же иметь. Женя в комнате играл -
Я с Зябликом возился, Он военные игрушки
Хоть было много дел. По частичкам разбирал.
А через две недели
Певец мне надоел. – Что же ты наделал, Женя?
Однажды я за город Всё сломал? Какой кошмар!..
Уехал на три дня. – У меня разоруженье
И он на это время Громко крикнул юбиляр.
Остался без меня.
Когда же из деревни
Вернулся я домой,
Лежал в пустой кормушке
Голодный Зяблик мой.
Я спас его от смерти –
Я выходил его
И выпусти на волю
Живое существо.
Хотят ко дню рожденья
Мне подарить щенка,
Но я сказал: «Не надо!
Я не готов пока!»
ДЯДЯ СТЕПА
В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин
По прозванью “Каланча”,
По фамилии Степанов
И по имени Степан,
Из районных великанов
Самый главный великан.
Уважали дядю Степу
За такую высоту.
Шел с работы дядя Степа,
Видно было за версту.
Лихо мерили шаги
Две огромные ноги:
Сорок пятого размера
Покупал он сапоги.
Он разыскивал на рынке
Величайшие ботинки,
Он разыскивал штаны
Небывалой ширины.
Купит с горем пополам,
Повернется к зеркалам –
Вся портновская работа
Разъезжается по швам!
Он через любой забор
С мостовой глядел во двор.
Лай собаки поднимали:
Думали, что лезет вор.
Брал в столовой дядя Степа
Для себя двойной обед.
Спать ложился дядя Степа –
Ноги клал на табурет.
Сидя книги брал со шкафа.
И не раз ему в кино
Говорили: - Сядьте на пол,
Вам, товарищ, все равно!
Но зато на стадион
Проходил бесплатно он:
Пропускали дядю Степу –
Думали, что чемпион.
От ворот и до ворот
Знал в районе весь народ,
Где работает Степанов,
Где прописан,
Как живет.
Потому что всех быстрее,
Без особенных трудов
Он снимал ребятам змея
С телеграфных проводов.
И того, кто ростом мал,
На параде поднимал,
Потому что все должны
Видеть армию страны.
Все любили дядю Степу,
Уважали дядю Степу:
Был он самым лучшим другом
Всех ребят со всех дворов.
Он домой спешит с Арбата.
- Как живешь? – кричат ребята.
Он чихнет – ребята хором:
- Дядя Степа, будь здоров!
Дядя Степа утром рано
Быстро вскакивал с дивана,
Окна настежь открывал,
Душ холодный принимал.
Чистить зубы дядя Степа
Никогда не забывал.
Человек сидит в седле,
Ноги тащит по земле –
Это едет дядя Степа
По бульвару на осле.
- Вам, - кричат Степану люди, -
Нужно ехать на верблюде!
На верблюде он поехал –
Люди давятся со смеха:
- Эй, товарищ, вы откуда?
Вы раздавите верблюда!
Вам, при вашей вышине,
Нужно ехать на слоне!
Дяде Степа две минуты
Остается до прыжка.
Он стоит под парашютом
И волнуется слегка.
А внизу народ хохочет:
Вышка с вышки прыгать хочет!
В тир, под низенький навес,
Дядя Степа еле влез.
- Разрешите обратиться,
Я за выстрелы плачу.
В этот шар и в эту птицу
Я прицелиться хочу!
Оглядев с тревогой тир,
Говорит ему кассир:
- Вам придется на колени,
Дорогой товарищ, встать –
Вы же можете мишени
Без ружья рукой достать!
До утра в аллеях парка
Будет весело и ярко,
Будет музыка греметь,
Будет публика шуметь.
Дядя Степа просит кассу:
- Я пришел на карнавал.
Дайте мне такую маску,
Чтоб никто не узнавал!
- Вас узнать довольно просто, -
Раздается дружный смех, -
Мы узнаем вас по росту:
Вы, товарищ, выше всех!
Что случилось?
Что за крик?
- Это тонет ученик!
Он упал с обрыва в реку –
Помогите человеку!
На глазах всего народа
Дядя Степа лезет в воду.
- Это необыкновенно! –
Все кричат ему с моста. –
Вам, товарищ, по колено
Все глубокие места!
Жив, здоров и невредим
Мальчик Вася Бородин.
Дядя Степа в этот раз
Утопающего спас.
За поступок благородный
Все его благодарят.
- Попросите что угодно, -
Дяде Степе говорят.
- Мне не нужно ничего –
Я задаром спас его!
Паровоз летит, гудит,
Машинист вперед глядит.
Машинист у полустанка
Кочегару говорит:
- От вокзала до вокзала
Сделал рейсов я немало,
Но готов идти на спор –
Это новый семафор.
Подъезжают к семафору.
Что такое за обман?
Никакого семафора –
У пути стоит Степан.
Он стоит и говорит:
- Здесь дождями путь размыт.
Я нарочно поднял руку –
Показать, что путь закрыт.
Что за дым над головой?
Что за гром по мостовой?
Дом пылает за углом,
Сто зевак стоят кругом.
Ставит лестницы команда,
От огня спасает дом.
Весь чердак уже в огне,
Бьются голуби в окне.
На дворе в толпе ребят
Дяде Степе говорят:
- Неужели вместе с домом
Наши голуби сгорят?
Дядя Степа с тротуара
Достает до чердака.
Сквозь огонь и дым пожара
Тянется его рука.
Он окошко открывает.
Из окошка вылетают
Восемнадцать голубей,
А за ними – воробей.
Все Степану благодарны:
Спас он птиц, и потому
Стать немедленно пожарным
Все советуют ему.
Но пожарникам в ответ
Говорит Степанов: - Нет!
Я на флот служить пойду,
Если ростом подойду.
В коридоре смех и шепот,
В коридоре гул речей.
В кабинете – дядя Степа
На осмотре у врачей.
Он стоит. Его нагнуться
Просит вежливо сестра.
- Мы не можем дотянуться! –
Объясняют доктора. –
Всё, от зрения до слуха,
Мы исследуем у вас:
Хорошо ли слышит ухо,
Далеко ли видит глаз.
Дядю Степу осмотрели,
Проводили на весы
И сказали: - В этом теле
Сердце бьется, как часы!
Рост велик, но ничего –
Примем в армию его!
Но вы в танкисты не годитесь:
В танке вы не поместитесь!
И в пехоту не годны:
Из окопа вы видны!
С вашим ростом в самолете
Неудобно быть в полете:
Ноги будут уставать –
Вам их некуда девать!
Для таких, как вы, людей
Не бывает лошадей,
А на флоте вы нужны –
Послужите для страны!
- Я готов служить народу, -
Раздается Степин бас, -
Я пойду в огонь и воду!
Посылайте хоть сейчас!
Нелюдимо наше море,
Неспокойно в дни войны.
Днем и ночью на линкоре
Пушки все заряжены.
Глаз усталых не смыкает
Дядя Степа – старшина.
Без бинокля гладь морская
Хорошо ему видна.
Вдруг увидел дядя Степа
Километрах в тридцати
Что-то вроде перископа
У линкора на пути.
Так и есть! Гляди, моряк:
Под водой таится враг!
Залп один, за ним второй –
Тонут немцы под водой.
Дядя Степа улыбнулся,
К морю синему нагнулся,
Из пучины темных вод
Флаг фашистский достает.
Мокрый флаг, линючий флаг,
Под которым плавал враг.
- Отслужила тряпка фрицам! –
Заявляет старшина. –
Но в хозяйстве пригодиться
Может все-таки она.
Если свастику содрать,
Тряпку с мылом постирать,
Приколотим на пороге,
Будем ноги вытирать!
Вот прошли зима и лето.
И опять пришла зима.
- Дядя Степа, как ты? Где ты? –
Нету с моря нам ответа,
Ни открытки, ни письма…
И однажды мимо моста
К дому восемь дробь один
Дядистепиного роста
Двигается гражданин.
Кто, товарищи, знаком
С этим видным моряком?
Он идет,
Скрипят снежинки
У него под каблуком.
В складку форменные брюки,
Он в шинели под ремнем.
В шерстяных перчатках руки,
Якоря блестят на нем.
Вот моряк подходит к дому,
Всем ребятам незнакомый.
И ребята тут ему
Говорят: - А вы к кому?
Дядя Степа обернулся,
Поднял руку к козырьку
И ответил: - Я вернулся.
Дали отпуск моряку.
Ночь не спал. Устал с дороги.
Не привыкли к суше ноги.
Отдохну. Надену китель.
На диване полежу.
После чая заходите –
Сто историй расскажу!
Про войну и про бомбежку,
Про большой линкор ’’Марат’’,
Как я ранен был немножко,
Защищая Ленинград.
И теперь горды ребята –
Пионеры, октябрята, -
Что знакомы с дядей Степой,
С настоящим моряком.
Он домой идет с Арбата.
- Как живешь? – кричат ребята.
И теперь зовут ребята
Дядю Степу “Маяком”.
КОТЯТА
Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята –
Их по счёту ровно пять.
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.
РАЗ – котёнок самый белый,
ДВА – котёнок самый смелый,
ТРИ – котёнок самый умный,
А ЧЕТЫРЕ – самый шумный.
ПЯТЬ похож на ТРИ и ДВА –
Те же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята –
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!
Заходите к нам, ребята,
Посмотреть и посчитать.
Моя улица.
Это – папа,
Это – я,
Это – улица моя.
Вот, мостовую расчищая,
С пути сметая сор и пыль,
Стальными щетками вращая,
Идет смешной автомобиль.
Похож на майского жука –
Усы и круглые бока.
За ним среди ручьев и луж
Гудит, шумит машина-душ.
Прошла, как туча дождевая,
Блестит на солнце мостовая:
Двумя машинами она
Умыта и подметена.
Шаг за шагом, шаг за шагом,
Шаг за шагом – и уже
Мы внутри универмага
На последнем этаже.
В магазине – не на рынке:
Не торгуйся, не спеши!
Продаются здесь ботинки,
Ленты, кружева, косынки,
Всех цветов карандаши,
Чемоданы и тарелки,
Электрические грелки,
Из пластмассы голыши,
Кисти, масляные краски,
Лампы, детские коляски –
Что угодно для души!
Все товары хороши!
Магазин как муравейник:
Все туда-сюда снуют,
Чтоб избавиться от денег,
Люди в очередь встают,
Достают и открывают
Всех размеров кошельки,
Кассы чеки выбивают
И проворно собирают
Серебро и медяки.
Сквозь естественную давку
Пробрались и мы к прилавку:
- Нам для удочки крючок!
Сколько стоит?
- Пятачок!
В переулке, за углом,
Старый дом идет на слом –
Двухэтажный, деревянный,
Семь квартир и все без ванной.
Скоро здесь, на этом месте,
Встанет дом квартир на двести –
В каждой несколько окон
И у многих свой балкон.
Иностранные туристы
На углу автобус ждут.
По-французски очень чисто
Разговор они ведут.
Может быть, не по-французски,
Но уж точно: не по-русски!
Должен каждый ученик
Изучать чужой язык!
Вот пришли отец и сын,
Окна открываются.
Руки мыть!
Цветы – в кувшин!
И стихи кончаются.
Побеседуйте с ребёнком о прочитанных произведениях.
ДЯДЯ СТЁПА.
1. Назови поэта, который написал «Дядю Стёпу».
2. Почему люди называли дядю Стёпу «самым главным великаном»?
Ответь на вопрос строчками из стихотворения.
3. Почему дядя Стёпа был «самым лучшим другом всех ребят со всех дворов»?
Ответь на вопрос строчками из стихотворения.
4. Расскажи, какие смешные истории происходили с дядей Стёпой из-за его высокого роста?
5. Какие героические поступки совершил дядя Стёпа? Выучить наизусть любой отрывок (спас утопающего, спас птиц на пожаре, дядя Стёпа-семафор).
6. Служить в какие войска хотели направить дядю Стёпу?
7. Почему его не взяли в танкисты, в пехоту, в лётчики, в кавалерию?
8. Какой подвиг совершил дядя Стёпа на войне?
9. Какие черты характера тебе нравятся в дяде Стёпе?
МОЯ УЛИЦА.
1. Какой поэт написал стихотворение «Моя улица»?
2. Что увидели папа с сыном, когда вышли на улицу?
3. Опиши эти машины. Какую работу выполняют эти машины? Зачем они нужны?
Ответь на вопросы близко к тексту.
4. Куда мальчик с папой пошли потом?
Вспомни и перечисли, какие товары продавались в магазине?
Что необходимо сделать человеку, чтобы купить товар?(пойти в магазин, выбрать товар, …)
5. Что увидел мальчик в переулке?
Чем будет отличаться новый дом от старого?
6. Нарисуй то, что тебе больше всего нравится на твоей улице. Какой бы ты хотел (а) её видеть?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий по лексической теме "Мы читаем. Знакомство с творчеством А.Л. Барто"
Конспекты занятий для подготовительной группы компенсирующей направленности....
Творческие задания для детей старшего дошкольного возраста по теме "Мы читаем. Знакомство с творчеством С.Михалкова".
Представлен материал по творчеству С.Михалкова. Даны задания, игры и рекомендации по продуктивной, речевой деятельности....
Лексическая тема «Мы читаем. Знакомство с творчеством К.И. Чуковского» (тетрадь взаимосвязи)
Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя (по Н.В.Нищевой)по лексической теме «Мы читаем. Знакомство с творчеством К.И. Чуковского»подготовительная группа...
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Тема: «Мы читаем. Знакомство с творчеством С В. Михалкова»
П/с: Знакомить детей с творчеством С. В. Михалкова. Развивать интерес к чтению произведений автора. Воспитывать стремление к доброте, дружбе, взаимопомощи. Воспитывать у детей любовь к книге; сп...