Знакомим детей с профессиями
консультация

Митрофанова Татьяна Владимировна
В нашем современном мире столько интересных профессий и в жизни каждого человека, профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка Вы, родители задумываетесь о его будущем, внимательно следите за интересами своего ребенка, стараетесь определить его профессиональную судьбу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomim_detey_s_professiyami.docx30.97 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Знакомим детей с профессиями»

В нашем современном мире столько интересных профессий и в жизни каждого человека, профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка Вы, родители задумываетесь о его будущем, внимательно следите за интересами своего ребенка, стараетесь определить его профессиональную судьбу.

В каждой семье по-разному подходят к обучающему моменту. Вы, взрослые, решаете для себя сами, когда и  в какой  момент ваш ребенок готов получать знания. Например, как познакомить ребенка с окружающим растительным и животным миром, в какое время стоит начинать учить ребенка чтению или письму и когда рассказать о профессиях. Последнее важно для самосознания ребенка, для правильного формирования отношения собственному труду и работе других людей.

Когда же ребенка знакомить с профессиями? Начинать рассказывать некоторые отличия одной профессии от другой можно уже с 1,5 – 2 лет.

Необходимо не забывать о том, что многие вещи осмысливать ребенку еще тяжело, особенно то, что они никогда не видели.

Первыми в списке будут профессии людей, которых дети встречают достаточно часто - продавцы, водители общественного транспорта, дворники, врачи, милиционеры. Когда ребенок уже имеет некое представление о машинах, инструментах и рабочем инвентаре, можно постепенно вводить понятия других профессий.

С 3-4 лет дети уже немного должны знать о том, где и кем работают члены семьи – мама, папа, бабушка; в чем заключается их работа. С возрастом ребенка мы дополняем информацию. Беседы о профессиях должны быть увлекательными и наглядными.

Детям 6-7 лет нужно показывать зримые факты труда: строительство жилых домов, новых школ, больниц, стадионов, парков, новых центров детского творчества, обратить внимание на удобные и красивые автобусы, теплоходы и т. д. В каждом городе есть те или иные предприятия или организации, а в поселках есть сельскохозяйственные постройки, фермы, электростанции и т. д. И нужно рассказывать детям о труде людей на этих предприятиях, о его значении для города или любого другого населенного пункта и для страны в целом. При этом необходимо обратить внимание детей на использование современной техники. Где бы ни жили дети, всюду есть школы, дома культуры, библиотеки, театры и другие культурные учреждения.

Привлекая внимание детей к ним, родителям желательно рассказывать старшим дошкольникам и о том, как люди отдыхают. При этом важно продолжать воспитывать уважение к человеку, его труду, потому что отдых одних людей – это результат труда других людей.

Как рассказать детям о профессиях? Например, во время прогулки учите ребенка бросать мусор только в урну. Расскажите ему, что рано утром дворники подметают улицы, чтобы город был чистым, и всем было бы приятно гулять в нем.

В        магазине        обратите        внимание        на        то,        что        товар        был

привезен на больших машинах рано утром, потом его выгрузили грузчики, а продавцы аккуратно составили все на полках.

Нужно рассказать детям о профессии родителей. Постарайтесь объяснить суть вашего труда, его важность для других людей. Например, папа вместе с другими строителями, строит дома, чтобы потом там жили люди. Осветите профессии людей, которые трудятся вместе с вами. Рассказывайте с уважением о своих коллегах. Расскажите, что вам нравится приносить пользу людям, что вы с удовольствием ходите на работу. Покажите грамоты и награды, которые вы получили. Не стоит насаждать ребенку свое мнение по поводу привлекательности одной профессии над другой. Это создает пренебрежительное отношение к людям данных профессий. Ведь кому-то, например, и пол мыть нужно, и мусор возить.

Так же знакомство детей с профессиями происходит во время игр. Они могут познакомиться с различным инструментами и приспособлениями, понять, кто и что делает на работе.

Некоторые родители считают, что с профессией можно определиться в старших классах и торопиться не стоит. Но это заблуждение. Многие методисты придерживаются мнения, что основные понятия закладываются в раннем детстве, а точнее в возрасте до трех лет. В этот период ребенок, как губка впитывает всю информацию из вне. Чем шире его знания, тем легче ему будет в будущей жизни.

Детям о профессиях можно узнать при помощи чтения книг, рассказать им интересные истории из жизни или фильмов. Для более старших детей подойдут карточки, игры в лото, в доктора, в магазин. Помимо всего этого рисуйте или раскрашивайте вместе представителей разных профессий, их инструменты, одежду. Обсуждайте, кто и что делает, выслушивайте мнение ребенка о том, хочет ли он этим заниматься или нет.

В кино и по телевидению дети видят шахтеров, добывающих уголь; хлеборобов, засевающих поле и убирающих обильный урожай; космонавтов, врачей, учителей и т. д. Они также видят вручение в торжественной обстановке наград за трудовую доблесть, видят радость людей за успех товарища. И правильно поступят те родители, которые обсудят со своими детьми старшего дошкольного возраста такие сюжеты.

Хочется посоветовать родителям, чтобы они тепло и уважительно рассказывали о тех людях, которые занимаются сельским хозяйством. Результаты их труда дети потребляют ежедневно: они едят хлеб, яйца, овощи, фрукты, пьют молоко. Из хлопка, льна, шерсти шьется их одежда. У детей следует воспитывать уважение к результатам труда, ибо в любом продукте труда заложен огромный труд многих людей.

Таким образом, родители дают знания, учат детей думать, осознавать труд как общественное явление, воспитывать уважение к нему и к людям разных профессий.

Много внимания уделяется знакомству с профессиями в детском саду и школе. В садиках обычно есть игрушечные кухни, магазины, парикмахерские. Проводятся экскурсии, которые знакомят с трудом взрослых. Дети обращают внимание на форму людей, их деятельность, инструменты с которыми

приходится обращаться. В школе проводят уроки по профориентации учеников, на которые приходят люди разных профессий, а для старшеклассников проводят тесты на определение типа личности. Уже в детском саду хорошо собирать чаще деток вместе с родителями. Это совместные мероприятия, посещение родителями занятий.

Есть такие ребята, которые еще в детском саду знают, кем они будут в будущем. Девочки, например, мечтают петь на сцене и с удовольствием делают это на утренниках. Мальчики же хотят стать пожарными и быть героями для людей.

Бывает и так, что человек ни к чему не тяготеет, меняя одну за другой профессии, так и не может определиться в жизни. Но, в конце концов, обязательно находить дело по душе. И наша задача, а также родителей правильно, но не навязчиво помочь ребенку правильно выбрать профессию по душе.

Вообще можно сказать, что знакомство детей с профессиями очень важно именно в достаточно юном возрасте, так как это помогает дальнейшей социализации личности, найти свое место в обществе.

В каждой семье по-разному подходят к обучающему моменту. Родители решают для себя сами, когда и в каком объеме малыш готов получать знания. Как познакомить ребенка с окружающим растительным и животным миром, в какое время стоит начинать учить малыша чтению или письму и когда рассказать о профессиях. Последнее чрезвычайно важно для самосознания ребенка, для правильного формирования отношения к собственному труду и работе других людей, определения их роли в человеческой жизни. Переходя от одного обучающего момента к другому – ребенок развивается.

Существует множество игр для расширения словарного запаса ребенка. Эти словесные игры не занимают дополнительного времени родителей, в них можно играть дома, когда мама готовит что-нибудь на кухне, в очереди в поликлинике, на прогулке.

Предлагаем Вам отправиться в наше удивительное путешествие в страну

«Профессии»:

1.Рассказ о профессии в своей семье.

Рассказ о профессиях поможет ребенку больше узнать о собственной семье. Особенно интересны будут рассказы о профессиональной деятельности прабабушек и прадедушек, дедушек и бабушек. Историю можно проиллюстрировать фотографиями, грамотами или даже трудовой книжкой.

При рассказе о профессиях нужно помнить несколько правил:  никогда не делите профессию на хорошую и плохую;  престижную и не очень;

  • ребенок должен осознавать важность любого труда и уважать каждую

профессию;

  • не упоминайте о размере заработной платы;
  • если вы негативно относитесь к представителям какой-либо профессии, воздержитесь от своих эмоций;
  • информацию нужно преподносить с положительными эмоциями, чтобы у малыша сложилось приятное отношение ко всем профессиям.

Знакомство с профессиями по дороге в детский сад или на прогулке.

Чтобы рассказать ребенку о таких профессиях как продавец, повар или строитель, можно сходить в продуктовый магазин, в столовую, подойти к возводящемуся или ремонтируемому зданию и на наглядных примерах описать, рассказать ход работы и используемые инструменты. Увидели дворника во дворе

– расскажите об этой трудной и важной профессии. Вернулись домой, еще раз вспомните, людей каких профессий вы встретили сегодня, предложите нарисовать увиденное. Такая методика отлично подойдет для детей от 3 до 6 лет.

  1. Чтение художественной литературы.

Многие детские поэты и писатели рассказывали и делились своими знаниями о профессиях, через художественное слово в своих произведениях:

Дж. Родари – «Чем пахнут ремесла?» В. Маяковский – «Кем быть?»

А. Барто – «Маляр», «Песня моряков», «Ветеринарный врач». С. Михалков – «Парикмахер», «Дядя Степа».

Б. Заходер – «Портниха», «Строители», «Сапожник», «Шофер».

С. Чертков – Детям о профессиях: «Пограничник», «Доярка», «Фокусник»,

«Повар», «Парикмахер», «Столяр», «Ветеринар», «Летчик», «Моряк», «Фермер»,

«Рыбак», «Пожарный», «Ученый», «Музыкант» и др.

Читая произведение и показывая иллюстрацию, доступно объясните ребенку, кто такой пограничник, почтальон или механик. Кроме стихов, можно использовать загадки о профессиях, рассказы.

  1. Сюжетно - ролевые игры.

Еще одним из способов знакомства с миром профессий - является игра. Можно предложить сюжетную игру в учителя, врача или милиционера. Для этого необходимо предоставить атрибутику: например, для игры в учителя дать ребенку палочку-указку; для учителя - книги, оформить школьную доску,самому сесть за парту.

В процессе сюжетно - ролевой игры можно использовать такие предметы- заместители: пуговицы под видом таблеток, нарезанные из картона знаки дорожного движения или купленные тематические наборы (набор доктора, продавца, игрушки в виде прилавка, кассы супермаркета и пр.). Игры в самостоятельной непринужденной форме познакомят вашего ребенка с особенностями профессий, разовьют фантазию, воображение.

Предлагаю вам занимательную игру: «Назови профессии». Правила игры несложные и играть можно на протяжении всего дня. Например, собрались за завтраком. Предложите посмотреть, что у вас на столе. Бутерброды, чай, омлет… Поговорите о сельскохозяйственных профессиях. Откуда берутся яйца, сметана, хлеб? Кто работает на птицефабрике, в поле, на ферме? Люди каких профессий вырастили и собрали урожай, смололи муку, испекли хлеб и, наконец, доставили в магазин, где его купил папа?  И так, в течение всего дня: рассматриваем и обсуждаем все предметы, которые попадают в поле зрения вашего ребенка.

Таким образом, вы развиваете знания об окружающем мире, знакомите с миром профессий, развиваете память, мышление.

Мультфильмы и развивающие видеоролики.

Мультфильмы в доступной форме и за короткий промежуток времени наглядно демонстрируют особенности труда швеи, машиниста или художника. Ребенок, наблюдая за действиями персонажей на экране, имеет возможность увидеть и выучить названия ранее незнакомых предметов и действий. Ежедневно мы сталкиваемся с десятками людей по-настоящему героических профессий.

Предложите вспомнить и назвать людей героических профессий (это задание для детей 5-7 лет). Такие профессии: спасатели, полицейские, пожарные, врачи, летчики, военные, машинисты поездов и так далее.

Затем покажите презентации, покажите научные фильмы.

Дидактические игры и упражнения.

Для того, чтобы упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий, можно поиграть в игру «Кто это делает?»

Например:

подстригает, укладывает, моет, причесывает, сушит… парикмахер. замачивает, намыливает, стирает, сушит, гладит… прачка.

фасует,        взвешивает,        отрезает,        заворачивает,        считает        …        продавец.

Аналогично можно поиграть в игру «Кому, что нужно для работы?» Например:

повару – кастрюля, сковорода, миска, нож, доска, фартук, колпак врачу – халат, лекарства, шприц, таблетки, рецепт

художнику – краски, мольберт, кисти, палитра, бумага продавцу – товары, касса, деньги, покупатели

Чтобы поупражнять детей в словообразовании, интересна игра "Назови женскую профессию".

Например: повар – повариха; учитель - ...; скрипач - ...; певец - ...; пианист -

...; писатель - … и т.д.

Для уточнения представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место, предложите ребенку поиграть в игру

«Назови место работы?» Например: врач – в больнице, поликлинике; художник – в мастерской; продавец – в магазине, киоске, на рынке; повар – на кухне в столовой, на кухне в ресторане, на кухне в детском саду и т.д.

Для расширения представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий поиграйте с ребенком в игру «Кто это знает и умеет? ». Например:

знает детские стихи, рассказывает сказки, играет и гуляет с детьми… воспитатель.

играет на пианино, знает детские песни, учит петь, танцевать, играет с детьми в музыкальные игры… музыкальный руководитель.

учит прыгать, бегать, проводит спортивные эстафеты…воспитатель по физкультуре.

Для активизации слуховой памяти и внимания можно поиграть в игру «4- лишний». Из предложенных слов, необходимо убрать слово, которое не соответствует предложенной цепочке слов. Например: сковородка, кастрюля, тарелка, пианино и т.д.

7. Дидактический материал: детям о профессиях.

Производители игрушек, дидактических материалов, наглядностей предлагают вам, родителям, разнообразные карточки и плакаты с изображением

представителей разных профессий в их рабочем процессе: пекарь – готовит хлеб, балерина – танцует, кассир – выбивает чек.

Рассматривая изображения вместе с ребенком, задавайте наводящие вопросы, обсуждайте внешний вид работника и аксессуары. Независимо от того, какой способ знакомства с профессиями, вы выберите, есть определенный алгоритм, что зачем следует делать:

Четко назвать полное наименование профессии и сделать маленький рассказ о том, что именно делает тот или иной специалист.

Далее описать место его труда. Например, для врача и медсестры – это больница или поликлиника, а для повара – кухня, столовая детского садика или ресторана и прочее.

Познакомить ребенка с атрибутикой, спецодеждой, и дать сравнительную характеристику. Во что одет милиционер, а во что пожарный, машинист поезда; милиционеру нужен жезл, портнихе – ножницы, швейный мел и линейка, астроному – телескоп.

Описать, а по возможности показать наглядно или проиграть действия рабочих: повар - варит, журналист - берет интервью, клоун - развлекает публику.

Охарактеризовать получаемые в конце работы результаты: приготовленные обед, вылеченный зуб или надоенное молоко.

В конце беседы стоит поговорить о значимости, полезности и необходимости труда одного человека для других.

Для развития слуховой памяти можно разучить с ребенком коротенькие

стихотворения.

Ждет письма мой старший брат, Я журналу буду рад, Папа ждет газету. Где же взять все это? Принесет нам это он - Наш знакомый почтальон. В. Нищев

Кровельщик

То не град, то не гром – Кровельщик на крыше. Бьет он громко молотком –Вся округа слышит. Он железом кроет дом,

Чтобы сухо было в нем. В. Степанов

Такие занятия очень полезны для детей, так как вызовут у них интерес к окружающему миру, сформируют реалистическое представление о труде взрослых, расширят знания и представления о профессиях, обогатят словарный запас, помогут развить связную речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕТСКИЙ САД. Продолжаем знакомить детей с профессиями людей, работающих в детском саду.

БЕСЕДА  ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ   Цель: Продолжать знакомить детей с профессиями людей, работающих в детском саду.  Задачи: Пополнять и активизировать словарь на основе углубления зн...

Знакомим детей с профессией Энергетик

комплект дидактического материала по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессией...

Как знакомить детей с профессией.

Обучайте малышей играя!...

Знакомим детей с профессией "Повар"

Уважаемые коллеги! Мы с ранних лет в ходе воспитательно- образовательной работы начинаем знакомить воспитанников с професс...

Как знакомить детей с профессиями

Рекомендации для родителей...

Знакомим детей с профессиями.

Знакомим детей с профессиями....