Развитие речевого слуха у детей среднего возраста.Методические рекомендации.
методическая разработка (средняя группа)

Васильева Алена Александровна

Развитие речевого слуха у детей среднего возраста.Методические рекомендации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_rekomen.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речевого слуха у дошкольника.

 Методическая рекомендация и

методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Речевые трудности ребенка могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни детей, в определенной мере предопределяя их низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей действительности, Дети, недостатки речи которых, не были своевременно выявлены и устранены, составляют значительную часть неуспевающих учеников в начальном звене школы. Для преодоления фонетико-фонематических нарушений необходимо развитие фонематического восприятия и слуха.

Фонематическое восприятие – это способность воспринимать и различать звуки (фонемы). Ребенок с недостаточностью произношения этой готовностью не обладает. Понятно, что без умения четко дифференцировать на слух фонемы родного языка нельзя овладеть навыками звукового анализа и синтеза, а это делает невозможным и полноценное усвоение грамоты. Следовательно, успешное обучение письму и чтению также предполагает как обязательное условие развитие фонематического восприятия и слуха.

Рассмотрим возрастные нормы развития речевого слуха:

Первый год жизни. Уже на третьей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто произносимые слова. На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь еще далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует. Самое важное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

На пятом году формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове

 Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо. Развитый речевой слух позволяет:

1.Правильно произносить звуки;

2.Четко произносить слова;

3.Владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно);

4.Овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;

5.Успешно освоить письмо и чтение

 Для детей среднего возраста (4 года) предлагаю  следующие игры:

1. Игра «Молчанка» Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки….

2. Послушать звуки за окном. Что шумит? (деревья) Что гудит? (машина) Кто кричит? (мальчик) Кто смеется? (девочка)

3.Внимательно послушайте и определите, какие звуки доносятся: — из коридора? — из помещения соседней группы? — из музыкального зала?

4. Игра «Найди игрушку» Предлагаем ребенку закрыть глаза. Прячем игрушку (за штору, за спину ребенка, в шкаф) и предлагаем найти ее, ориентируясь на силу хлопков. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка –хлопаем громко, если удаляется – тихо. Сила звука должна меняться плавно – от сильного к среднему и тихому.

5. Игра «Два зайчика» На столе два игрушечных зайчика – большой и маленький. Объяснить и показать, как играет на барабане большой зайчик, у которого много силы – громко и сильно, и как маленький зайчик – тихо. Затем закрыть игрушки ширмой и за ней воспроизводит то громкие, то тихие удары в барабан. Ребенок должны определить и показать, который из зайцев только что играл (эту игру можно разнообразить, заменяя зайцев куклами, разной величины, мишками, обезьянками)

 6.Игра «Что ты слышишь?» Познакомить ребенка со звуками, которые издают различные предметы: — мяч, ударяясь о пол — шарик, перекатываясь в стеклянной банке — газета, если ее разрывать — перелистывание книги — резание ножницами и т.д. Затем эти же действия, но в другой последовательности, производите за ширмой, чтобы ребенок не видел, чем вы издаете звук. Он должен как можно полнее и точнее рассказать, что слышит каждый раз. Вторая ступенька – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз. На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова; воспроизводить слова и доступные фразы – громко, тихо, вполголоса, медленно, умеренно, быстро; учить пользоваться восклицательной, вопросительной и повествовательной интонацией.

1. Игра «Кто сказал, мяу?» (Игрушечный котенок показывается ребенку, вы просите запомнить, послушать внимательно, как он мяукает, когда находится близко (громко), и когда далеко (тихо). Затем произносите «Мяу», меняя силу голоса, а малыш определяет, близко или далеко мяукает котенок Затем сам ребенок мяукает по вашему сигналу: «близко», «далеко». Аналогично играем в игру: •Какая дудочка играет, большая (у-у-у) – произносится низким голосом) или маленькая (у-у-у) – высоким голосом. •Кто плачет? – мальчик (а-а-а) – низким голосом, или девочка (а-а-а) – высоким голосом и т.д

2. Игра «Три медведя» Перед ребенком выставляются три медведя – большой, средний и маленький. Затем рассказывается сказка «Три медведя» — в сокращенном варианте. Произносятся соответствующие реплики то: Очень низким голосом; Средним по высоте; Высоким голосом. Ребенок угадывает медведей. — Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места? — Кто брал мою ложку и сдвинул ее с места? — Кто трогал мою чашку и ел из нее суп? — Кто ложился на мою постель и помял ее? И т.д.

3. Игра «Узнай по голосу». Перед ребенком выкладываются картинки с изображением домашних животных и их детенышей: — коровы и теленка (му-му); — козы и козленка (бе-бе); — свиньи и поросенка (хрю-хрю); — гуся и гусенка (га-га); -Кошки и котенка (мяу-мяу) и т д Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (корова), то высоким (теленок). ребенок, ориентируясь на качество и высоту звука одновременно, находит и поднимает соответствующую картинку (например, коровы или теленка).

Третья ступенька – дифференциация слов близких по звуковому составу. На этом этапе дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу.

1. Игра «Правильно-неправильно». показываете ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например:

«Кошка». Затем объясняете: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь — хлопни в ладоши. Кошка — мошка — тошка  и т.д.

2..Игра «Слушай и запоминай». Перед детьми выкладываются картинки с предметами, названия которых близки по звучанию: Рак, лак, ,Дом,Том. Взрослый называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.

3. Игра «Доскажи словечко». Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме: Ша-Ша-ША –наша Маша (хороша).

4. «Как звучат слова?». называете слова и просит детей сказать, как они звучат: похоже или непохоже? Например: -мышка — мишка (похоже); -рак — лак (похоже); -

 Четвертая ступенька – дифференциация слогов. К четвертой ступени дети уже подготовлены к тому, чтобы учиться различать слоги. Самые легкие для произнесения звуки: ф, в, п, б, н, поэтому и начинать различать слоги лучше с элементарных комбинаций, включающих именно эти звуки.

  1. Игра «Четвертый лишний» произносите несколько слогов, например: На-на-на-ка ребенок определяет, что здесь лишнее (ка). Затем слоговые ряды усложняются:  ма-ма-мо-ма КА-ка-га-ка ти-ки-ти-ти Па-ба-па-па ва-ва-ву-ва 2. Чистоговорки. Взрослый начинает, а малыш договаривает последний слог. Ба-бо-ба — у дороги два стол… (ба). За-зу-за — уходи домой, ко… (за). Ти-ди-ти — на Луну ле… (ти). Де-де-те — сядем в темно… (те). Лю-лу-лю — лук зеленый я по… (лю). Фе-ве-фе — посижу я на со… (фе). Постепенно в течение этого периода дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

Пятая ступенька – дифференциация звуков. Основной задачей на данном этапе является формирование представления детей о том, что звуки в слове расположены в определённой последовательности. Необходимо ввести понятия: гласный, согласный звук, ударный звук, твёрдые — мягкие звуки, звонкие — глухие. На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков, далее проводить работу по дифференциации согласных фонем. игры на гласные звуки 1. игра

1.«Поймай звук». вы произносите ряд звуков, ребенок хлопают, услышав заданный звук. Например, задан звук о. Звуковой ряд — о, у, а, и, а и т.д.)

 2. Игра «Запретный звук». Например, запрещено произносить звук У. вы: «Кто крякает?». ребенок: «…тки». вы: «Кто свой домик носит на себе?» ребенок: «… литка». вы: «Чем мы слушаем?» ребенок: «…… шами». вы: «Как называется суп из рыбы?» ребенок: «....ха».

3. Игра на определение первого гласного звука в словах (Аня, Оля, уши, окунь, утки, Ира и т.д.).

4. Игра на протягивание звуков. Вы просите потянуть тот звук в слове, который тянется удобнее всего (кошка, корова, книга, стульчик, молодцы).

5. Игра на фонематическую память. ребенку повторяют ряд из нескольких звуков. Он должен запомнить и воспроизвести ряд. Например: ау, иа, уи, уаи. 6. Игра «Поменяй ударение». -Хлопок – хлопок; — полки – полки; — атлас – атлас; — замок – замок; — стрелки – стрелки; — кружки – кружки. Упражнения на согласные звуки.

1 Игра «Звукоподражание». Как шипит змея? Ш — ш -ш -ш -ш. Как жужжит жук? Ж-ж-ж-ж-ж и др

 2. Упражнение «Добавь к слову один звук». (В начале слова.) С — мех, клад, порт, наряд; Г — ром, розы, речка, рад.

3. Упражнение «Добавь к слову один звук». (В конце слова). Например: звук К — вол, пол, пар.

4. Игра «Повтори слово шёпотом». Голос (колос), гость (кость), жить (шить), горка (корка), зуб (суп), дочка (точка), бочка (почка), год (кот). Какой звук изменился?

5. Игра «Позовём звук в слово». Мяч волшебный, помоги! Звук к нам в слово позови! Скажем ласково — и вот, Звук к нам в слово и придет! кидаете ребёнку мяч, называя слово. Ребёнок возвращает мяч, произнося слово в ласковой форме. Например: палец — пальчик, заяц — зайчик, птица — птичка, кольцо — колечко; друг — дружок, круг — кружок, флаг — флажок, берег — бережок и т.д.

Шестая ступенька – формирование навыков элементарного звукового анализа Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков

 Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух- и трёхсложные слова. Как научить детей делить слова на слоги? Предложите ребенку внимательно посмотреть, как вы произнесете слово «мама». Спросите, заметил ли он, сколько раз при этом вы раскрыли рот. Теперь пусть он произнесет слово «папа», а вы посчитайте, сколько раз открыл рот он. Таким же образом «исследуйте» слова «молоко», «собака» и т. д. Ну а потом самое время рассказать «секрет» — сколько раз нужно открыть рот для произнесения слова, столько в нем и слогов. Потренируйтесь в определении количества слогов в словах, предложите игру „Кто внимательнее?”. Познакомьте ребенка с таким приемом: подставить ладошку под подбородок и произнести слово – ладошка опускается вниз при проговаривании каждого слога. Для деления сначала подбираются слова, состоящие из двух слогов типа “слияние”: ма-ма, ли-па, се-но, мо-ре.

Затем предложите слова типа мо-роз, кни-га, гри-бы, кра-си –во. Полезным и интересным видом работы, связанным со слогоделением, является проговаривание по слогам считалочек. Необходимо напомнить ребенку, что бывают слова длинные (корзина, матреш¬ка, машина) и короткие (дом, слон, шар), что в длинных словах — несколько слогов, а в коротких только один. Объяснить им, что слова можно прохлопать, прошагать по количеству слогов. Для закрепления материала можно провести игру «Сколько слогов в словах?».1. Упражнение «Раздели правильно». Дайте задание — поочередно называть рисунки и класть столько палочек, сколько слогов в слове. Спросите, сколько слогов в названии каждого нарисованного предмета. Дом — один слог, одна палочка. Часы — два слога, две палочки и т.д. Далее мы формируем умение при освоении которого, дети должны последовательно и правильно называть в словах звуки.

2. Упражнение «Анализ и синтез обратных слогов». Например: ик, ат, ут, оп и т.д. назвать сначала первый, затем последний звук

3. Упражнение «Выделение ударного гласного звука из положения после согласного». Например: мак, лук, сом, дым.

4. Упражнение «Анализ и синтез открытых слогов». Например: са, пу, мо, ка и т.д.

5. Упражнение «Анализ и синтез односложных слов». Например: дом. Какой первый звук ты слышишь? Какой второй звук в слове? Какой последний?

6. Игра «Покажи какое слово». Вы произносите слова разной длины, а ребёнок раздвигает ладони соответственно длине слова (ёж, слон, молоко, милиционер, лук, погремушечка, йод, велосипедисты, мультипликационный, парфюмерно-косметический и т.д.)

 7. игра «Звук, отзовись!».Ребенок должен вставить в стихотворение нужное слово и определить, какой звук пропущен. Если с этим заданием он справился легко, можно спросить, где пропущен звук: в начале, середине или конце слова. Землю роет старый к… от (крот), Под землею он живет. Нам темно. Мы просим папу Нам включить поярче ла… пу (лампу). На арену вышли… игры (тигры), Мы от страха все притихли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевого слуха у детей 1-го года обучения

Консультация для педагогов и родителей по развитию речевого слуха у слабослышащих детей 1 года обучения....

Развитие речевого слуха у детей

С появлением ребенка на свет, звуки наполняют его мир: пение птиц, шум ветра, шелест листьев. Малыш начинает прислушиваться к окружающим звукам. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка обще...

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. Методическая рекомендация

laquo;Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев....

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. Методическая рекомендация

laquo;Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев....

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. Методическая рекомендация

Развитие мелкой моторики у детей    раннего возраста Методическая рекомендация  «Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев....

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. Методическая рекомендация

Развитие мелкой моторики у детей    раннего возрастаМетодическая рекомендация  «Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев....

Развитие речевого слуха у детей

Развитие речевого слуха Работа по формированию речевого слуха проводится во всех возрастных группах. Большое место занимают дидактические игры на развитие слухового внимания, т. е. умения услышат...