Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. Методическая рекомендация
методическая разработка

Прусик Тереза Генриховна

Развитие мелкой моторики у детей    раннего возраста

 

Методическая рекомендация

 

 

«Истоки способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев.                                                                                       Чем больше уверенности в движениях                                                                  детской руки, тем тоньше взаимодействие руки                                                                      с орудием труда, сложнее движения,                                                                             ярче творческая стихия детского разума.                                                                   А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»

                                                                                              В.А. Сухомлинский

 

Ещё В. С. Сухомлинский говорил, что «ум ребёнка находится на кончике его пальцев». В связи с этим было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребёнка. Поэтому, что бы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук или мелкую моторику.                                                                                   Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые стихотворные упражнения (например «Сорока – белобока кашку варила..»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д.        Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во- вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и  стимулирует развитие речи ребенка, что позволяет при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их исправить. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.                                                                                                 Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь.        Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, , крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага, и т.д.                                      Работа по развитию  движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.                                                                                     На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.

Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?

-Запускать пальцами мелкие волчки.                                                                                                               -Разминать пальцами пластилин, глину.                                                                                                            -Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики                                                   -Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок- бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул- закрылся, спрятался).                        -Делать мягкие кулачки, которые можно легко  разжать и в которые взрослый  может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.                                                                   -Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто- то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводить сначала правой, а потом левой рукой.                                                                                                             -Показать отдельно только один палец - указательный, затем два(указательный и средний), далее три, четыре, пять.                                                                                                 - Показать отдельно только один палец – большой                                                                             - Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.                                                                               -Махать в воздухе только пальцами.                                                                                                      -Кистями рук делать «фонарики»                                                                                                          -Хлопать в ладоши: тихо и громко, в разном темпе.                                                                                       -Собирать все пальчики в  щепотку (пальцы собрались вместе- разбежались).                                   -Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.                                                                    -Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль).                                                                                                          -Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.                                                                                    -Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.                                                                                                      -Закручивать шурупы, гайки.                                                                                                                                           -Игры с конструктором.                                                                                                                                                               -Складывание матрешек.                                                                                                                                -Игра с вкладышами.                                                                                                                                 -Рисование в воздухе.                                                                                                                                                             -Игры с песком, водой.                                                                                                                                   -Мять руками поролоновые шарики, губку.                                                                                              -Рисовать, раскрашивать, штриховать.                                                                                                              -Резать ножницами.                                                                                                                                 -Рисовать различными материалами (ручкой, карандашами, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т. д/)

Апельсин

Мы делили апельсин    (левая рука в кулачке, правая её обхватывает)                                              Много нас — а он — один                                                                                                                           Эта долька — для ежа  (правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)                  Эта долька — для чижа                                                                                                                               Эта долька — для котят                                                                                                                           Эта долька — для утят                                                                                                                                Эта долька — для бобра                                                                                                                                    А для волка — кожура! (встряхиваем обе кисти)

 Гроза                                                                                                                                                     Капли первые упали,          (слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)                           Пауков перепугали.            (внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, показать, как разбега­ются пауки)                                                                                      Дождик застучал сильней, (постучать по столу всеми пальцами обеих рук)                                         Птички скрылись средь ветвей. (скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе).                                                                                                           Дождь полил как из ведра, (сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)                                              Разбежалась детвора.          (указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы при­жаты к ладони).                                                                    В небе молния сверкает,     (нарисуйте пальцем в воздухе молнию)                                                                 Гром все небо разрывает.   (барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)                                  А потом из тучи солнце      (поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)                               Вновь посмотрит нам в оконце!

Пальчик — мальчик

-Пальчик-мальчик, где ты был?  (показать большой палец)                                                                    -С этим братцем в лес ходил,      (поочередно соединять большой палец с остальными)           -С этим братцем щи варил,                                                                                                                             -С этим братцем кашу ел,                                                                                                                                -С этим братцем песни пел.

 Компот                                                                                                                                                     Будем мы варить компот,       (левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)                                                                                                                                  Фруктов нужно много. Вот:                                                                                                                           Будем яблоки крошить,                                                                                                                                      грушу будем мы рубить.                                                                                                                       Отожмем лимонный сок,                                                                                                                                            слив положим и песок.           (загибают пальчики по одному, начиная с большого).                       Варим, варим мы компот.                                                                                                                      Угостим честной народ.         (опять «варят» и «мешают»).

Упражнения с бумагой:

мять — развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния), рвать (развитие соотносящих движений) — захваты­ваем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны.                                                                                               делать аппликации из бумажных шариков (смять бу­магу, нарвать ее на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт — например, кошка, барашек, тучка)

Сортировка мелких предметов

Очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного за­хвата», то есть захватывал двумя пальчиками — большим и указательным. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите ребенку пра­вильный способ выполнения этого упражнения.

Игры-шнуровки

В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), развивается пространственное ориентирование, что способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»; а это в свою оче­редь влияет на формирование головного мозга и станов­ления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.                                                                                                                                                                       В настоящее время все большее внимание привле­кают нетрадиционные формы и средства работы с детьми. Су-джок терапия — одна из них, («Су» — по‑корейски — кисть, «джок» — стопа). Для воздействия используются только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. Су-джок терапия может быть направлена на воздействие на зоны коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. Используют су — джок и для укрепления мелких мышц руки. Эта процедура зна­чительно улучшает мелкую моторику рук. Применя­ются Су-Джок — массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими колечками. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а мас­сажные кольца надеваются на пальчики.

 

С помощью шаров — «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на раз­витие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, спо­собствуя развитию речи.

Массаж Су-Джок шарами. (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)

Я мячом круги катаю,

Взад — вперед его гоняю.                                                                                                                                                                       Им поглажу я ладошку.                                                                                                                             Будто я сметаю крошку,                                                                                                                                           И сожму его немножко,                                                                                                                                 Как сжимает лапу кошка,                                                                                                                         Каждым пальцем мяч прижму,                                                                                                                                       И другой рукой начну.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у детей    раннего возраста

Методическая рекомендация

«Истоки способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев.                                                                                       Чем больше уверенности в движениях                                                                  детской руки, тем тоньше взаимодействие руки                                                                      с орудием труда, сложнее движения,                                                                             ярче творческая стихия детского разума.                                                                   А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»

                                                                                              В.А. Сухомлинский

Ещё В. С. Сухомлинский говорил, что «ум ребёнка находится на кончике его пальцев». В связи с этим было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребёнка. Поэтому, что бы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук или мелкую моторику.                                                                                   Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые стихотворные упражнения (например «Сорока – белобока кашку варила..»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д.        Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во- вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и  стимулирует развитие речи ребенка, что позволяет при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их исправить. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.                                                                                                 Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь.        Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, , крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага, и т.д.                                      Работа по развитию  движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.                                                                                     На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.

Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?

-Запускать пальцами мелкие волчки.                                                                                                               -Разминать пальцами пластилин, глину.                                                                                                            -Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики                                                   -Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок- бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул- закрылся, спрятался).                        -Делать мягкие кулачки, которые можно легко  разжать и в которые взрослый  может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.                                                                   -Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто- то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводить сначала правой, а потом левой рукой.                                                                                                             -Показать отдельно только один палец - указательный, затем два(указательный и средний), далее три, четыре, пять.                                                                                                 - Показать отдельно только один палец – большой                                                                             - Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.                                                                               -Махать в воздухе только пальцами.                                                                                                      -Кистями рук делать «фонарики»                                                                                                          -Хлопать в ладоши: тихо и громко, в разном темпе.                                                                                       -Собирать все пальчики в  щепотку (пальцы собрались вместе- разбежались).                                   -Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.                                                                    -Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль).                                                                                                          -Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.                                                                                    -Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.                                                                                                      -Закручивать шурупы, гайки.                                                                                                                                           -Игры с конструктором.                                                                                                                                                               -Складывание матрешек.                                                                                                                                -Игра с вкладышами.                                                                                                                                 -Рисование в воздухе.                                                                                                                                                             -Игры с песком, водой.                                                                                                                                   -Мять руками поролоновые шарики, губку.                                                                                              -Рисовать, раскрашивать, штриховать.                                                                                                              -Резать ножницами.                                                                                                                                 -Рисовать различными материалами (ручкой, карандашами, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т. д/)

Апельсин

Мы делили апельсин    (левая рука в кулачке, правая её обхватывает)                                              Много нас — а он — один                                                                                                                           Эта долька — для ежа  (правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)                  Эта долька — для чижа                                                                                                                               Эта долька — для котят                                                                                                                           Эта долька — для утят                                                                                                                                Эта долька — для бобра                                                                                                                                    А для волка — кожура! (встряхиваем обе кисти)

 Гроза                                                                                                                                                     Капли первые упали,          (слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)                           Пауков перепугали.            (внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, показать, как разбегаются пауки)                                                                                      Дождик застучал сильней, (постучать по столу всеми пальцами обеих рук)                                         Птички скрылись средь ветвей. (скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе).                                                                                                           Дождь полил как из ведра, (сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)                                              Разбежалась детвора.          (указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).                                                                    В небе молния сверкает,     (нарисуйте пальцем в воздухе молнию)                                                                 Гром все небо разрывает.   (барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)                                  А потом из тучи солнце      (поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)                               Вновь посмотрит нам в оконце!

Пальчик — мальчик

-Пальчик-мальчик, где ты был?  (показать большой палец)                                                                    -С этим братцем в лес ходил,      (поочередно соединять большой палец с остальными)           -С этим братцем щи варил,                                                                                                                             -С этим братцем кашу ел,                                                                                                                                -С этим братцем песни пел.

 Компот                                                                                                                                                     Будем мы варить компот,       (левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)                                                                                                                                  Фруктов нужно много. Вот:                                                                                                                           Будем яблоки крошить,                                                                                                                                      грушу будем мы рубить.                                                                                                                       Отожмем лимонный сок,                                                                                                                                            слив положим и песок.           (загибают пальчики по одному, начиная с большого).                       Варим, варим мы компот.                                                                                                                      Угостим честной народ.         (опять «варят» и «мешают»).

Упражнения с бумагой:

мять — развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния), рвать (развитие соотносящих движений) — захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны.                                                                                               делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт — например, кошка, барашек, тучка)

Сортировка мелких предметов

Очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата», то есть захватывал двумя пальчиками — большим и указательным. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите ребенку правильный способ выполнения этого упражнения.

Игры-шнуровки

В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), развивается пространственное ориентирование, что способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»; а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.                                                                                                                                                                       В настоящее время все большее внимание привлекают нетрадиционные формы и средства работы с детьми. Су-джок терапия — одна из них, («Су» — по-корейски — кисть, «джок» — стопа). Для воздействия используются только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. Су-джок терапия может быть направлена на воздействие на зоны коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. Используют су — джок и для укрепления мелких мышц руки. Эта процедура значительно улучшает мелкую моторику рук. Применяются Су-Джок — массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими колечками. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные кольца надеваются на пальчики.

С помощью шаров — «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Массаж Су-Джок шарами. (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)

Я мячом круги катаю,

Взад — вперед его гоняю.                                                                                                                                                                       Им поглажу я ладошку.                                                                                                                             Будто я сметаю крошку,                                                                                                                                           И сожму его немножко,                                                                                                                                 Как сжимает лапу кошка,                                                                                                                         Каждым пальцем мяч прижму,                                                                                                                                       И другой рукой начну.



Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у детей    раннего возраста

Методическая рекомендация

«Истоки способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев.                                                                                       Чем больше уверенности в движениях                                                                  детской руки, тем тоньше взаимодействие руки                                                                      с орудием труда, сложнее движения,                                                                             ярче творческая стихия детского разума.                                                                   А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»

                                                                                              В.А. Сухомлинский

Ещё В. С. Сухомлинский говорил, что «ум ребёнка находится на кончике его пальцев». В связи с этим было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребёнка. Поэтому, что бы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук или мелкую моторику.                                                                                   Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые стихотворные упражнения (например «Сорока – белобока кашку варила..»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д.        Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во- вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и  стимулирует развитие речи ребенка, что позволяет при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их исправить. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.                                                                                                 Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь.        Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, , крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага, и т.д.                                      Работа по развитию  движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.                                                                                     На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.

Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?

-Запускать пальцами мелкие волчки.                                                                                                               -Разминать пальцами пластилин, глину.                                                                                                            -Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики                                                   -Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок- бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул- закрылся, спрятался).                        -Делать мягкие кулачки, которые можно легко  разжать и в которые взрослый  может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.                                                                   -Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто- то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводить сначала правой, а потом левой рукой.                                                                                                             -Показать отдельно только один палец - указательный, затем два(указательный и средний), далее три, четыре, пять.                                                                                                 - Показать отдельно только один палец – большой                                                                             - Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.                                                                               -Махать в воздухе только пальцами.                                                                                                      -Кистями рук делать «фонарики»                                                                                                          -Хлопать в ладоши: тихо и громко, в разном темпе.                                                                                       -Собирать все пальчики в  щепотку (пальцы собрались вместе- разбежались).                                   -Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.                                                                    -Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль).                                                                                                          -Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.                                                                                    -Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.                                                                                                      -Закручивать шурупы, гайки.                                                                                                                                           -Игры с конструктором.                                                                                                                                                               -Складывание матрешек.                                                                                                                                -Игра с вкладышами.                                                                                                                                 -Рисование в воздухе.                                                                                                                                                             -Игры с песком, водой.                                                                                                                                   -Мять руками поролоновые шарики, губку.                                                                                              -Рисовать, раскрашивать, штриховать.                                                                                                              -Резать ножницами.                                                                                                                                 -Рисовать различными материалами (ручкой, карандашами, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т. д/)

Апельсин

Мы делили апельсин    (левая рука в кулачке, правая её обхватывает)                                              Много нас — а он — один                                                                                                                           Эта долька — для ежа  (правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)                  Эта долька — для чижа                                                                                                                               Эта долька — для котят                                                                                                                           Эта долька — для утят                                                                                                                                Эта долька — для бобра                                                                                                                                    А для волка — кожура! (встряхиваем обе кисти)

 Гроза                                                                                                                                                     Капли первые упали,          (слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)                           Пауков перепугали.            (внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, показать, как разбегаются пауки)                                                                                      Дождик застучал сильней, (постучать по столу всеми пальцами обеих рук)                                         Птички скрылись средь ветвей. (скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе).                                                                                                           Дождь полил как из ведра, (сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)                                              Разбежалась детвора.          (указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).                                                                    В небе молния сверкает,     (нарисуйте пальцем в воздухе молнию)                                                                 Гром все небо разрывает.   (барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)                                  А потом из тучи солнце      (поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)                               Вновь посмотрит нам в оконце!

Пальчик — мальчик

-Пальчик-мальчик, где ты был?  (показать большой палец)                                                                    -С этим братцем в лес ходил,      (поочередно соединять большой палец с остальными)           -С этим братцем щи варил,                                                                                                                             -С этим братцем кашу ел,                                                                                                                                -С этим братцем песни пел.

 Компот                                                                                                                                                     Будем мы варить компот,       (левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)                                                                                                                                  Фруктов нужно много. Вот:                                                                                                                           Будем яблоки крошить,                                                                                                                                      грушу будем мы рубить.                                                                                                                       Отожмем лимонный сок,                                                                                                                                            слив положим и песок.           (загибают пальчики по одному, начиная с большого).                       Варим, варим мы компот.                                                                                                                      Угостим честной народ.         (опять «варят» и «мешают»).

Упражнения с бумагой:

мять — развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния), рвать (развитие соотносящих движений) — захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны.                                                                                               делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт — например, кошка, барашек, тучка)

Сортировка мелких предметов

Очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата», то есть захватывал двумя пальчиками — большим и указательным. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите ребенку правильный способ выполнения этого упражнения.

Игры-шнуровки

В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), развивается пространственное ориентирование, что способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»; а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.                                                                                                                                                                       В настоящее время все большее внимание привлекают нетрадиционные формы и средства работы с детьми. Су-джок терапия — одна из них, («Су» — по-корейски — кисть, «джок» — стопа). Для воздействия используются только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. Су-джок терапия может быть направлена на воздействие на зоны коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. Используют су — джок и для укрепления мелких мышц руки. Эта процедура значительно улучшает мелкую моторику рук. Применяются Су-Джок — массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими колечками. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные кольца надеваются на пальчики.

С помощью шаров — «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Массаж Су-Джок шарами. (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)

Я мячом круги катаю,

Взад — вперед его гоняю.                                                                                                                                                                       Им поглажу я ладошку.                                                                                                                             Будто я сметаю крошку,                                                                                                                                           И сожму его немножко,                                                                                                                                 Как сжимает лапу кошка,                                                                                                                         Каждым пальцем мяч прижму,                                                                                                                                       И другой рукой начну.



Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у детей    раннего возраста

Методическая рекомендация

«Истоки способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев.                                                                                       Чем больше уверенности в движениях                                                                  детской руки, тем тоньше взаимодействие руки                                                                      с орудием труда, сложнее движения,                                                                             ярче творческая стихия детского разума.                                                                   А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»

                                                                                              В.А. Сухомлинский

Ещё В. С. Сухомлинский говорил, что «ум ребёнка находится на кончике его пальцев». В связи с этим было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребёнка. Поэтому, что бы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук или мелкую моторику.                                                                                   Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые стихотворные упражнения (например «Сорока – белобока кашку варила..»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д.        Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во- вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и  стимулирует развитие речи ребенка, что позволяет при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их исправить. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.                                                                                                 Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь.        Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, , крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага, и т.д.                                      Работа по развитию  движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.                                                                                     На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.

Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?

-Запускать пальцами мелкие волчки.                                                                                                               -Разминать пальцами пластилин, глину.                                                                                                            -Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики                                                   -Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок- бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул- закрылся, спрятался).                        -Делать мягкие кулачки, которые можно легко  разжать и в которые взрослый  может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.                                                                   -Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто- то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводить сначала правой, а потом левой рукой.                                                                                                             -Показать отдельно только один палец - указательный, затем два(указательный и средний), далее три, четыре, пять.                                                                                                 - Показать отдельно только один палец – большой                                                                             - Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.                                                                               -Махать в воздухе только пальцами.                                                                                                      -Кистями рук делать «фонарики»                                                                                                          -Хлопать в ладоши: тихо и громко, в разном темпе.                                                                                       -Собирать все пальчики в  щепотку (пальцы собрались вместе- разбежались).                                   -Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.                                                                    -Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль).                                                                                                          -Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.                                                                                    -Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.                                                                                                      -Закручивать шурупы, гайки.                                                                                                                                           -Игры с конструктором.                                                                                                                                                               -Складывание матрешек.                                                                                                                                -Игра с вкладышами.                                                                                                                                 -Рисование в воздухе.                                                                                                                                                             -Игры с песком, водой.                                                                                                                                   -Мять руками поролоновые шарики, губку.                                                                                              -Рисовать, раскрашивать, штриховать.                                                                                                              -Резать ножницами.                                                                                                                                 -Рисовать различными материалами (ручкой, карандашами, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т. д/)

Апельсин

Мы делили апельсин    (левая рука в кулачке, правая её обхватывает)                                              Много нас — а он — один                                                                                                                           Эта долька — для ежа  (правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)                  Эта долька — для чижа                                                                                                                               Эта долька — для котят                                                                                                                           Эта долька — для утят                                                                                                                                Эта долька — для бобра                                                                                                                                    А для волка — кожура! (встряхиваем обе кисти)

 Гроза                                                                                                                                                     Капли первые упали,          (слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)                           Пауков перепугали.            (внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, показать, как разбегаются пауки)                                                                                      Дождик застучал сильней, (постучать по столу всеми пальцами обеих рук)                                         Птички скрылись средь ветвей. (скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе).                                                                                                           Дождь полил как из ведра, (сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)                                              Разбежалась детвора.          (указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).                                                                    В небе молния сверкает,     (нарисуйте пальцем в воздухе молнию)                                                                 Гром все небо разрывает.   (барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)                                  А потом из тучи солнце      (поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)                               Вновь посмотрит нам в оконце!

Пальчик — мальчик

-Пальчик-мальчик, где ты был?  (показать большой палец)                                                                    -С этим братцем в лес ходил,      (поочередно соединять большой палец с остальными)           -С этим братцем щи варил,                                                                                                                             -С этим братцем кашу ел,                                                                                                                                -С этим братцем песни пел.

 Компот                                                                                                                                                     Будем мы варить компот,       (левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)                                                                                                                                  Фруктов нужно много. Вот:                                                                                                                           Будем яблоки крошить,                                                                                                                                      грушу будем мы рубить.                                                                                                                       Отожмем лимонный сок,                                                                                                                                            слив положим и песок.           (загибают пальчики по одному, начиная с большого).                       Варим, варим мы компот.                                                                                                                      Угостим честной народ.         (опять «варят» и «мешают»).

Упражнения с бумагой:

мять — развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния), рвать (развитие соотносящих движений) — захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны.                                                                                               делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт — например, кошка, барашек, тучка)

Сортировка мелких предметов

Очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата», то есть захватывал двумя пальчиками — большим и указательным. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите ребенку правильный способ выполнения этого упражнения.

Игры-шнуровки

В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), развивается пространственное ориентирование, что способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»; а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.                                                                                                                                                                       В настоящее время все большее внимание привлекают нетрадиционные формы и средства работы с детьми. Су-джок терапия — одна из них, («Су» — по-корейски — кисть, «джок» — стопа). Для воздействия используются только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. Су-джок терапия может быть направлена на воздействие на зоны коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. Используют су — джок и для укрепления мелких мышц руки. Эта процедура значительно улучшает мелкую моторику рук. Применяются Су-Джок — массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими колечками. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные кольца надеваются на пальчики.

С помощью шаров — «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Массаж Су-Джок шарами. (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)

Я мячом круги катаю,

Взад — вперед его гоняю.                                                                                                                                                                       Им поглажу я ладошку.                                                                                                                             Будто я сметаю крошку,                                                                                                                                           И сожму его немножко,                                                                                                                                 Как сжимает лапу кошка,                                                                                                                         Каждым пальцем мяч прижму,                                                                                                                                       И другой рукой начну.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по развитию мелкой моторики рук, развитие речи.

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребёнка, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребёнка....

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА рекомендации тифлопедагога

В консультации для родителей собраны различные упражнения и игры для укрепления силы мышц рук, развития подвижности кистей, а также развивающие координацию движений пальцев рук, зрительно-моторную коо...

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. Методическая рекомендация

laquo;Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев....

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. Методическая рекомендация

laquo;Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев....

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. Методическая рекомендация

Развитие мелкой моторики у детей    раннего возрастаМетодическая рекомендация  «Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев....

Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...