Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. Методическая рекомендация
методическая разработка

Прусик Тереза Генриховна

«Истоки способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев.                                                                                       Чем больше уверенности в движениях                                                                  детской руки, тем тоньше взаимодействие руки                                                                      с орудием труда, сложнее движения,                                                                             ярче творческая стихия детского разума.                                                                   А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»

                                                                                              В.А. Сухомлинский

 

Ещё В. С. Сухомлинский говорил, что «ум ребёнка находится на кончике его пальцев». В связи с этим было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребёнка. Поэтому, что бы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук или мелкую моторику.                                                                                   Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые стихотворные упражнения (например «Сорока – белобока кашку варила..»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д.        Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во- вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и  стимулирует развитие речи ребенка, что позволяет при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их исправить. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.                                                                                                 Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь.        Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, , крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага, и т.д.                                      Работа по развитию  движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.                                                                                     На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.

Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?

-Запускать пальцами мелкие волчки.                                                                                                               -Разминать пальцами пластилин, глину.                                                                                                            -Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики                                                   -Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок- бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул- закрылся, спрятался).                        -Делать мягкие кулачки, которые можно легко  разжать и в которые взрослый  может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.                                                                   -Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто- то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводить сначала правой, а потом левой рукой.                                                                                                             -Показать отдельно только один палец - указательный, затем два(указательный и средний), далее три, четыре, пять.                                                                                                 - Показать отдельно только один палец – большой                                                                             - Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.                                                                               -Махать в воздухе только пальцами.                                                                                                      -Кистями рук делать «фонарики»                                                                                                          -Хлопать в ладоши: тихо и громко, в разном темпе.                                                                                       -Собирать все пальчики в  щепотку (пальцы собрались вместе- разбежались).                                   -Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.                                                                    -Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль).                                                                                                          -Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.                                                                                    -Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.                                                                                                      -Закручивать шурупы, гайки.                                                                                                                                           -Игры с конструктором.                                                                                                                                                               -Складывание матрешек.                                                                                                                                -Игра с вкладышами.                                                                                                                                 -Рисование в воздухе.                                                                                                                                                             -Игры с песком, водой.                                                                                                                                   -Мять руками поролоновые шарики, губку.                                                                                              -Рисовать, раскрашивать, штриховать.                                                                                                              -Резать ножницами.                                                                                                                                 -Рисовать различными материалами (ручкой, карандашами, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т. д/)

Апельсин

Мы делили апельсин    (левая рука в кулачке, правая её обхватывает)                                              Много нас — а он — один                                                                                                                           Эта долька — для ежа  (правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)                  Эта долька — для чижа                                                                                                                               Эта долька — для котят                                                                                                                           Эта долька — для утят                                                                                                                                Эта долька — для бобра                                                                                                                                    А для волка — кожура! (встряхиваем обе кисти)

 Гроза                                                                                                                                                     Капли первые упали,          (слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)                           Пауков перепугали.            (внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, показать, как разбега­ются пауки)                                                                                      Дождик застучал сильней, (постучать по столу всеми пальцами обеих рук)                                         Птички скрылись средь ветвей. (скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе).                                                                                                           Дождь полил как из ведра, (сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)                                              Разбежалась детвора.          (указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы при­жаты к ладони).                                                                    В небе молния сверкает,     (нарисуйте пальцем в воздухе молнию)                                                                 Гром все небо разрывает.   (барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)                                  А потом из тучи солнце      (поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)                               Вновь посмотрит нам в оконце!

Пальчик — мальчик

-Пальчик-мальчик, где ты был?  (показать большой палец)                                                                    -С этим братцем в лес ходил,      (поочередно соединять большой палец с остальными)           -С этим братцем щи варил,                                                                                                                             -С этим братцем кашу ел,                                                                                                                                -С этим братцем песни пел.

 Компот                                                                                                                                                     Будем мы варить компот,       (левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)                                                                                                                                  Фруктов нужно много. Вот:                                                                                                                           Будем яблоки крошить,                                                                                                                                      грушу будем мы рубить.                                                                                                                       Отожмем лимонный сок,                                                                                                                                            слив положим и песок.           (загибают пальчики по одному, начиная с большого).                       Варим, варим мы компот.                                                                                                                      Угостим честной народ.         (опять «варят» и «мешают»).

Упражнения с бумагой:

мять — развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния), рвать (развитие соотносящих движений) — захваты­ваем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны.                                                                                               делать аппликации из бумажных шариков (смять бу­магу, нарвать ее на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт — например, кошка, барашек, тучка)

Сортировка мелких предметов

Очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного за­хвата», то есть захватывал двумя пальчиками — большим и указательным. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите ребенку пра­вильный способ выполнения этого упражнения.

Игры-шнуровки

В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), развивается пространственное ориентирование, что способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»; а это в свою оче­редь влияет на формирование головного мозга и станов­ления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.                                                                                                                                                                       В настоящее время все большее внимание привле­кают нетрадиционные формы и средства работы с детьми. Су-джок терапия — одна из них, («Су» — по‑корейски — кисть, «джок» — стопа). Для воздействия используются только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. Су-джок терапия может быть направлена на воздействие на зоны коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. Используют су — джок и для укрепления мелких мышц руки. Эта процедура зна­чительно улучшает мелкую моторику рук. Применя­ются Су-Джок — массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими колечками. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а мас­сажные кольца надеваются на пальчики.

 

С помощью шаров — «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на раз­витие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, спо­собствуя развитию речи.

Массаж Су-Джок шарами. (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)

Я мячом круги катаю,

Взад — вперед его гоняю.                                                                                                                                                                       Им поглажу я ладошку.                                                                                                                             Будто я сметаю крошку,                                                                                                                                           И сожму его немножко,                                                                                                                                 Как сжимает лапу кошка,                                                                                                                         Каждым пальцем мяч прижму,                                                                                                                                       И другой рукой начну.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл t.g.docx280.72 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у детей    раннего возраста

Методическая рекомендация

«Истоки способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев.                                                                                       Чем больше уверенности в движениях                                                                  детской руки, тем тоньше взаимодействие руки                                                                      с орудием труда, сложнее движения,                                                                             ярче творческая стихия детского разума.                                                                   А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»

                                                                                              В.А. Сухомлинский

Ещё В. С. Сухомлинский говорил, что «ум ребёнка находится на кончике его пальцев». В связи с этим было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребёнка. Поэтому, что бы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук или мелкую моторику.                                                                                   Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые стихотворные упражнения (например «Сорока – белобока кашку варила..»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д.        Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во- вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и  стимулирует развитие речи ребенка, что позволяет при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их исправить. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.                                                                                                 Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь.        Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, , крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага, и т.д.                                      Работа по развитию  движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.                                                                                     На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.

Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?

-Запускать пальцами мелкие волчки.                                                                                                               -Разминать пальцами пластилин, глину.                                                                                                            -Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики                                                   -Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок- бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул- закрылся, спрятался).                        -Делать мягкие кулачки, которые можно легко  разжать и в которые взрослый  может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.                                                                   -Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто- то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводить сначала правой, а потом левой рукой.                                                                                                             -Показать отдельно только один палец - указательный, затем два(указательный и средний), далее три, четыре, пять.                                                                                                 - Показать отдельно только один палец – большой                                                                             - Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.                                                                               -Махать в воздухе только пальцами.                                                                                                      -Кистями рук делать «фонарики»                                                                                                          -Хлопать в ладоши: тихо и громко, в разном темпе.                                                                                       -Собирать все пальчики в  щепотку (пальцы собрались вместе- разбежались).                                   -Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.                                                                    -Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль).                                                                                                          -Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.                                                                                    -Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.                                                                                                      -Закручивать шурупы, гайки.                                                                                                                                           -Игры с конструктором.                                                                                                                                                               -Складывание матрешек.                                                                                                                                -Игра с вкладышами.                                                                                                                                 -Рисование в воздухе.                                                                                                                                                             -Игры с песком, водой.                                                                                                                                   -Мять руками поролоновые шарики, губку.                                                                                              -Рисовать, раскрашивать, штриховать.                                                                                                              -Резать ножницами.                                                                                                                                 -Рисовать различными материалами (ручкой, карандашами, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т. д/)

Апельсин

Мы делили апельсин    (левая рука в кулачке, правая её обхватывает)                                              Много нас — а он — один                                                                                                                           Эта долька — для ежа  (правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)                  Эта долька — для чижа                                                                                                                               Эта долька — для котят                                                                                                                           Эта долька — для утят                                                                                                                                Эта долька — для бобра                                                                                                                                    А для волка — кожура! (встряхиваем обе кисти)

 Гроза                                                                                                                                                     Капли первые упали,          (слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)                           Пауков перепугали.            (внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, показать, как разбегаются пауки)                                                                                      Дождик застучал сильней, (постучать по столу всеми пальцами обеих рук)                                         Птички скрылись средь ветвей. (скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе).                                                                                                           Дождь полил как из ведра, (сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)                                              Разбежалась детвора.          (указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).                                                                    В небе молния сверкает,     (нарисуйте пальцем в воздухе молнию)                                                                 Гром все небо разрывает.   (барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)                                  А потом из тучи солнце      (поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)                               Вновь посмотрит нам в оконце!

Пальчик — мальчик

-Пальчик-мальчик, где ты был?  (показать большой палец)                                                                    -С этим братцем в лес ходил,      (поочередно соединять большой палец с остальными)           -С этим братцем щи варил,                                                                                                                             -С этим братцем кашу ел,                                                                                                                                -С этим братцем песни пел.

 Компот                                                                                                                                                     Будем мы варить компот,       (левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)                                                                                                                                  Фруктов нужно много. Вот:                                                                                                                           Будем яблоки крошить,                                                                                                                                      грушу будем мы рубить.                                                                                                                       Отожмем лимонный сок,                                                                                                                                            слив положим и песок.           (загибают пальчики по одному, начиная с большого).                       Варим, варим мы компот.                                                                                                                      Угостим честной народ.         (опять «варят» и «мешают»).

Упражнения с бумагой:

мять — развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния), рвать (развитие соотносящих движений) — захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны.                                                                                               делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт — например, кошка, барашек, тучка)

Сортировка мелких предметов

Очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата», то есть захватывал двумя пальчиками — большим и указательным. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите ребенку правильный способ выполнения этого упражнения.

Игры-шнуровки

В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), развивается пространственное ориентирование, что способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»; а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.                                                                                                                                                                       В настоящее время все большее внимание привлекают нетрадиционные формы и средства работы с детьми. Су-джок терапия — одна из них, («Су» — по-корейски — кисть, «джок» — стопа). Для воздействия используются только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. Су-джок терапия может быть направлена на воздействие на зоны коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. Используют су — джок и для укрепления мелких мышц руки. Эта процедура значительно улучшает мелкую моторику рук. Применяются Су-Джок — массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими колечками. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные кольца надеваются на пальчики.

С помощью шаров — «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Массаж Су-Джок шарами. (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)

Я мячом круги катаю,

Взад — вперед его гоняю.                                                                                                                                                                       Им поглажу я ладошку.                                                                                                                             Будто я сметаю крошку,                                                                                                                                           И сожму его немножко,                                                                                                                                 Как сжимает лапу кошка,                                                                                                                         Каждым пальцем мяч прижму,                                                                                                                                       И другой рукой начну.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА рекомендации тифлопедагога

В консультации для родителей собраны различные упражнения и игры для укрепления силы мышц рук, развития подвижности кистей, а также развивающие координацию движений пальцев рук, зрительно-моторную коо...

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. Методическая рекомендация

laquo;Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев....

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. Методическая рекомендация

Развитие мелкой моторики у детей    раннего возраста Методическая рекомендация  «Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев....

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. Методическая рекомендация

Развитие мелкой моторики у детей    раннего возрастаМетодическая рекомендация  «Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев....

Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...

Как развитие мелкой моторики влияет на речь ребенка: рекомендации, игры и упражнения

Как развитие мелкой моторики влияет на речь ребенка: рекомендации, игры и упражнения...