«Индивидуальное сопровождение детей группы риска в образовательном пространстве ДОУ с учетом ФГОС»
консультация (средняя группа)
Проблема детей «группы риска», является важной и актуальной для нашего дошкольного учреждения. Количество детей, с поведением, отклоняющимся от нормы неуклонно растет. Если ребенок гиперактивен, то трудности испытывает не только он сам, но и его окружение: родители, сверстники, воспитатели. Такому ребенку необходима своевременная помощь. До настоящего времени еще не выработано единой точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем, с которой все чаще приходится сталкиваться не только психологам и врачам, но и воспитателям в дошкольных учреждениях. Актуальность заявленной темы несомненна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 32.69 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Индивидуальное сопровождение детей группы риска
в образовательном пространстве ДОУ с учетом ФГОС»
ВОСПИТАТЕЛЬ
Полякова А.А.
2021 г.
Проблема детей «группы риска», является важной и актуальной для нашего дошкольного учреждения. Количество детей, с поведением, отклоняющимся от нормы неуклонно растет. Если ребенок гиперактивен, то трудности испытывает не только он сам, но и его окружение: родители, сверстники, воспитатели. Такому ребенку необходима своевременная помощь. До настоящего времени еще не выработано единой точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем, с которой все чаще приходится сталкиваться не только психологам и врачам, но и воспитателям в дошкольных учреждениях. Актуальность заявленной темы несомненна.
К числу внешних условий, оказывающих существенное влияние на становление психики ребенка, по мнению Л.С. Выготского относятся социокультурные условия жизни. Анализ социально – педагогической ситуации в семьях, показывает, что в ДОУ имеется достаточно большой процент воспитанников, находящихся под воздействием неблагоприятных факторов (низкий прожиточный минимум, образовательный и социальный статус, вредные привычки родителей, стесненные жилищные условия) отрицательно сказывающихся на их психическом благополучии.
Таким образом большинство детей относящихся к «группе риска» находятся в обстановке постоянных конфликтов, ссор, безнадзорности, пьянства. Если стрессовая ситуация очень сильна, то у ребенка со слабой нервной системой происходит нервный срыв, переходящий в неврозоподобное состояние, невротические реакции, а иногда и в невроз или фобии, демонстрируя при этом дезадаптивное поведение. Полученный отрицательный опыт социального общения в ситуации психоэмоционального стресса, сопровождающийся отрицательными эмоциями, надолго фиксируется в сознании ребенка и негативно влияет на формирование гармоничных межличностных отношений.
«Группа риска» - это дети, у которых наблюдаются отклонения от нормы в физическом, психическом и социальном развитии, сопровождающееся нарушением адаптивных функций эмоционально-личностной сферы вследствие биологических, социально-экономических, психологических факторов.
Данной проблеме много внимания уделяли ведущие специалисты в области отечественной и зарубежной педагогики и психологии, такие как, В.Амен, А.Адлер, К. Изард, В.В. Суворова, В.Р.Кисловская и др..
Говоря о проблемах в эмоционально-личностном развитии, исследователи чаще всего выделяют три категории детей: агрессивные, гиперактивные, тревожные. И со всеми этими категориями необходимо комплексно проводить коррекционно-развивающую работу.
В связи с этим и возникла необходимость в создании особой системы индивидуального сопровождения детей «группы риска» с нарушениями в эмоциональной и познавательной сфере в образовательном пространстве дошкольного учреждения.
Мною, совместно с педагогами ДОУ разработан проект по коррекции эмоционально-личностной и познавательной сферы детей группы «риска».
Моя работа по индивидуальному сопровождению ребенка «группы риска» направлена на сохранение и развитие в ребенке социальной уверенности, творческого начала и возможность проявить себя как личность.
Так как ребенок «группы риска» имеет определенные проблемы в эмоционально-личностном или познавательном развитии, нами была определена цель работы:
помочь ребенку справиться с переживаниями, которые препятствуют его нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками, способствовать его полноценному психическому и личностному развитию.
Осуществить эту цель можно, только решив следующие задачи:
1.Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого.
2.Развить способности понимать эмоциональное состояние других и умение выразить свое; обучить приемам ауторелаксации;
3.Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов.
4.Воспитать уверенность в себе;
5.Сформировать адекватную самооценку;
6.Снизить враждебность во взаимоотношениях со сверстниками.
7.Развитить навыки конструктивного общения.
В своей работе с детьми я придерживаюсь основных принципов психокоррекционной работы, разработанных известными отечественными психологами Л.И. Божович, Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, A.B. Запорожец, Леонтьеввым и др.
- Принцип первый – «не навреди» и единство коррекции и развития. Это значит, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка.
- Принцип второй – единство возрастного и индивидуального в развитии. Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития. Коррекционная работа ориентирована на некий образец, норму развития, но не должна своей целью ставить «подгонку» под этот ориентир каждого ребенка именно сейчас, в данный момент. Ориентир предполагает широкое поле поиска и деятельности, как в пространстве возможностей ребенка, так и во времени их актуализации.
- Принцип третий – единство диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, который определяется исходя из зоны ближайшего развития ребенка.
- Принцип четвертый – деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития. На каждом этапе существует так называемая ведущая деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию ребенка в данном периоде онтогенеза, что развитие любой человеческой деятельности требует специального формирования (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн). В дошкольном детстве – это игра.
- Отсюда принцип пятый – подход в коррекционнойработе к каждому ребенку как к одаренному. Этот принцип означает, что дети, с которыми проводится психокоррекционная работа, не должны восприниматься как дети «второго» сорта. Они требуют не снисходительности, не снижения общего уровня обучения, а коррекции своего развития до оптимальной нормы.
Ожидаемые результаты:
Дети. Вывод ребенка из «группы риска»: за счет улучшения межличностных отношений со взрослыми и сверстниками; сформированности комплекса произвольности в соответствии с возрастом; снижения уровня негативных проявлений в эмоционально-личностной сфере. Создание обстановки психологического комфорта и безопасности воспитанников в семье и окружающей социальной среде.
Родители. Изменение позиции во взаимодействии с ребенком; повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания и развития детей.
Педагоги. Повышение уровня компетентности, изменения во взглядах на воспитательно-образовательный процесс детей. Развитие индивидуальности, эмоциональной стабильности детей.
Педагог-психолог. Создание системы работы с детьми «группы риска». Эффективность взаимодействия с педагогами и родителями. Снижение количества детей «группы риска».
Работу по индивидуальному сопровождению детей «группы риска» я провожу в несколько этапов.
1 этап:Первичная диагностика:
Цель: определение потенциальной «группы риска»
На первом этапе: диагностическое обследование направлено на определение потенциальной группы риска, мною проводятся наблюдения за деятельностью детей в группе, диагностика уровня личностно-социального развития, диагностика эмоциональных нарушений (Методики: Панфилова М.А. «Кактус»; Т.А.Репина «Секрет»; В.Г. Щур «Лесенка», Тесты: Дж.Бак «Дом-дерево-человек», Р.Тэммпл «Выявление тревожности», тест «Рисунок семьи»).
В результате полученных данных совместно с воспитателями вырабатываем единые рекомендации для ребенка, педагога, родителей, составляем индивидуальный маршрут для детей, нуждающихся в дополнительной коррекционно-развивающей работе.
2 этап
Основная цель проводимой мною коррекционной работы – способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка.
При этом я четко соблюдаю принципиальную психолого-педагогическую позицию по отношению к детям: не ребенка подгонять, корректировать под ту или иную образовательную систему, а саму эту образовательную систему корректировать в том направлении, чтобы она обеспечивала достаточно высокий уровень развития, воспитания и обучения всех детей и решение имеющихся у него проблем.
Построение маршрута индивидуального сопровождения ребенка «группы риска».
Цель: совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов.
Карта индивидуального сопровождения ребенка включает в себя:
-биологический портрет ребенка –результаты изучения анамнеза;
-социальный портрет ребенка - данные социологического обследования семьи и стиля семейного воспитания;
-карта показателей индивидуального развития – обобщенные результаты диагностики физического, познавательного, речевого и психоэмоционального развития ребенка;
-комментарии психолога в форме пояснения по результатам диагностики и рекомендации к сопровождению ребенка;
-листы фиксации коррекционно-развивающей работы, проводимой с ребенком.
3 Этап. Психопрофилактика и просвещение родителей и педагогов.
Цель: определение основных целей, задач, принципов и форм работы с ребенком «группы риска».
Данный этап направлен на повышение психологической компетентности родителей и педагогов, развитие мотивационного и воспитательного ресурса, оптимизацию детско‐родительских отношений. Работа со взрослыми строится с использованием приемов семейного консультирования, метода развивающего диалога и представляет собой обучение родителей и педагогов элементам психологической культуры в общении с детьми, тем самым происходит опосредованное влияние на процесс развития и социализации детей.
Совместно с воспитателями мы составляем темы для индивидуальных бесед с родителями, а также темы родительских собраний для ознакомления с проблемами общения и развития детей.
Для педагогов я организую консультации и практикумы по следующим темам:
- Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей дошкольного возраста.
- Взаимодействие воспитателя с непопулярными детьми.
- Методы обучения детей конструктивным навыкам общения.
- Коммуникативные игры для снятия тревожных состояний у детей и пр.
Совместно с воспитателями мы составляем картотеки игровых упражнений для развития эмоционально-личностной сферы детей.
Концепция сопровождения ребенка группы «риска» в условиях дошкольного учреждения предполагает самое активное участие их родителей, которые должны не только знать и понимать, что предпринимает персонал учреждения, но и продолжать, дополнять наши усилия в домашних условиях. Только совместно можно достичь стабильных существенных результатов в коррекционной работе с ребенком. С родителями воспитанников провожу различные формы консультативной, просветительской и коррекционной работы.
Родителям очень часто не хватает элементарных психолого-педагогических знаний, умения найти выход из той или иной ситуации, поэтому родители являются одним из субъектов сопровождения развития ребенка.
Провожу беседы и консультаций с родителями по темам:
- Как воспитать ребенка без наказаний?
- Как воспитать неагрессивного ребенка?
- Типы современной семьи, стили воспитания ребенка.
- Воспитание гиперактивных детей
- Родители и дети. Причины конфликтов.
Коллектив ДОУ считает, что сотрудничество семьи и детского сада, должно быть направленно на создание условий для осознания родителями престижности «родительства», формирование у них умения принять на себя ответственность за воспитание и развитие своих детей.
Для достижения этого мы решаем следующие задачи:
1. Создание атмосферы общности интересов и воспитательных усилий детского сада и семьи;
2. Повышение профессионального уровня и творческого потенциала педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия семьей.
3. Повышение психолого-педагогической культуры родителей.
4. Формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в жизни своих детей.
4 этап. Контрольно-итоговый.
Цель: определить динамику в развитии ребенка, результативность проведения коррекционно-развивающей работы и при необходимости скорректировать дальнейшую работу с ребенком «группы риска». Контроль проводится через систему мониторинга.
Цель мониторинга: оценка результативности работы по сопровождению ребенка и вывода его из «группы риска».
Мониторинг провожу по тем же методикам, которые были на начальном диагностическом этапе.
Направления коррекционной работы с детьми «группы риска»
Тревожные дети.
1. Повышение самооценки ребенка;
2. Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;
3. Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.
Агрессивные дети.
1.Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;
2.Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях;
3.Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;
4.Формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям.
Гиперактивные дети.
1.Развитие дефицитарных функций;
2.Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Определив проблему ребенка я составляю индивидуальную коррекционно-развивающую программу, соответствующую основным принципам психолого-педагогической коррекции и требованиям, разработанными ведущими психологами образования И.В.Дубровиной, А. Д. Андреевой (1998 г).А именно:
- Коррекция развития носит опережающий, предвосхищающий характер.
- Коррекция является целостной осмысленной деятельностью ребенка.
- Создание благоприятных условий для продуктивного общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
- Учет индивидуальных особенностей ребенка.
Коррекционно-развивающие программы для каждой категории детей разрабатываю отдельно.
При этом работа идет как с самим ребенком по коррекции его отдельных психологических образований, так и с условиями жизни, воспитания и обучения, в которых находится ребенок.
За основу при составлении индивидуальных программ сопровождения ребенка «группы риска» я использую комплекс занятий авторов-составителей:
- Г.М.Татарникова, И.И.Вепрева,Т.Т. Кириченко. Индивидуальное сопровождение детей «группы риска».Волгоград.2015
- В.Л. Шарохина «Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе» Москва .Прометей.2003 г.
- Катаева Л.И., «Работа психолога с застенчивыми детьми». – М.: Национальный книжный центр, 2016.
- Колос Г.Г. , «28 занятий для преодоления неуверенности и тревожности у детей 5 – 7 лет», М.:Аркти,2014.
- Никифорова Л.А., «Вкус и запах радости» // цикл занятий по развитию эмоциональной сферы, 2 издание, М.: Национальный книжный центр, 2017.
Проанализировав эти программы и психолого – педагогическую и методическую литературу я выбрала ряд методов, которые на мой взгляд наиболее эффективные в решении эмоционально – личностные проблем у дошкольников.
Методы коррекционно-развивающей работы с детьми «группы риска»
1.Наблюдения.
2.Беседы.
3.Телесно-ориентированные техники (психогимнастика, дыхательные упражнения, релаксация).
4.Арт-терапия,
5. Ролевая игра,
6.Работа с карточками (эмоции),
7. Моделирование ситуаций,
8.Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.
Психолого-педагогические технологии в моей работе.
Работая с детьми, постоянно ориентируюсь на их личностные структуры. В своей работе я использую следующие технологии:
- здоровьесберегающие технологии
- информационно-коммуникационные технологии
- личностно-ориентированные технологии
Здоровьесберегающая технология
я использую:
-пальчиковую гимнастика;
-гимнастику дыхательную;
-подвижные игры;
-динамические паузы;
-релаксацию (для релаксации требуется большее количество времени, поэтому, когда я ее применяю, стараюсь делить занятие на две части, сначала развивающие упражнения, игры, а в конце занятия расслабление, которое я провожу в сенсорной комнате);
Игровые технологии (их использую постоянно):
В практике работы активно использую игровые технологии, так как именно через игру происходит освоение основных видов отношений: воспитание, обучение, забота, обмен, общение, конфликт. Игры помогают осваивать не только стереотипы поведения, роли и нормы отношений, но и внутреннюю социальность ребенка.В первую очередь это коммуникативные, дидактические игры. В зависимости от поставленных задач провожу игры малой и средней подвижности, игры на внимание, развитие памяти, воображения, элементы сюжетно-ролевой игры, режиссерскую игру, словесные игры. Разумное сочетание перечисленных игр дает положительный эффект.
-коммуникативная игра
Играя с детьми в коммуникативные игры оказываю практическую помощь детям в социальной адаптации; развиваю средства невербальной коммуникации: мимику, пантомиму, жестикуляцию; создаю позитивное отношение к собственному телу и развиваю способность управлять им; развиваю умение понимать друг друга; вникать в суть полученной информации; учу определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи; воспитывают доверительное отношение друг к другу; развиваю невербальное воображение, образное мышление.
Коммуникативные игры классифицируются в соответствии с той функцией, которую они выполняют в развитии динамической стороны общения у детей.
● Игры – пластические импровизации, развивающие творческое воображение и эмоционально выразительные движения («Репка», «Бабочка и ветерок», «Игра со стульчиками»).
● Игры – зеркала, пластические диалоги в парах, направленные на развитие навыков невербального общения («Море волнуется», «Зеркало», и др.)
● Тактильные игры, когда дети трогают друг друга, держатся за руки («Гори ясно», «Волк и гуси»);
- Игротерапия, игротренинги (Игротерапия – процесс взаимодействия ребенка и взрослого посредством игры, в котором на глубинном ценностном уровне происходит волшебное таинство собирания и укрепления собственного «Я», успешное моделирование собственного, настоящего и будущего.Это процесс совместного с ребенком проживания и осмысления какой-либо жизненно важной ситуации, поданной в игровой форме);
-Массаж и самомассаж (при систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений. Используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, легкое надавливание, пощипывание, похлопывание, сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочередно. Используются упражнения: катание одного грецкого ореха или шарика, катание ребристого карандаша, имитация скатывания колобка, палочек, сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.).
Коррекционные технологии
-песочная терапия
-технологии музыкального воздействия;
-сказкотерапия;
-логоритмика;
-цветотерапия;
-арт-терапия.
-психогимнастика
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта индивидуального сопровождения дошкольника «группы риска»
Карта индивидуального сопровождения дошкольника «группы риска» МДОУ «Детский сад №1»...
ПРОГРАММА психологического сопровождения детей «группы риска»
Воспитанники «группы риска» - это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны воспитателей и других специалистов.Говоря о проблемах в эмоционально-личностном развитии, исследова...
Система работы педагога-психолога ДОУ по индивидуальному сопровождению детeй "группы риска"
Представлены материалы по индивидуальному психолого-педагогическому сопровождению детей "группы риска" по познавательному и эмоцционально-личнгостному развитию. Подобран диагностический и корре...
Система работы педагога-психолога по индивидуальному сопровождению детей «группы риска»
В данной работе представлены материалы по индивидуальному сопровождению детей "группы риска" педагогом-психологом....
Анализ работы по сопровождению детей "группы риска" за 2016-2017 учебный год
В данном материале представлена отчетная информация за учебный год по сопровождению детей "группы риска"....
Индивидуальные маршруты сопровождения детей группы риска на 2017-2018 учебный год
Представлены 4 маршрута сопровождения, так как в нашем детском саду на учете по делам несовершеннолетних числится 4 ребенка, посещающих детский сад....
Рабочая программа педагога-психолога по индивидуальному сопровождению детей «группы риска»
Актуальность избранной проблемы определяется ее значимостью для успешного развития и воспитания ребенка в условиях дошкольного учреждения. Благодаря индивидуальному сопровождению ребенка «...