Всеобуч для родителей Тема: «Поговорим о нравственности…»
материал (средняя группа)

Сибагатуллина Минигуль Давлятгареевна

Всеобуч для родителей - разговор  о главных человеческих качествах, тех, которые делают человека человеком. Чувства - это особая форма отношения человека к действительности. Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные. С целью активизации родительского внимания к теме всеобуча воспитатель предлагает родителям ответить на вопросы: Какие нравственные качества присущи человеку? (доброта, любовь,честность, справедливость, дружелюбие, щедрость, бескорыстие, гуманность и др. ) Какие нравственные качества вы хотели бы видеть в вашем ребенке?  Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится со взрослыми своими радостями и огорчениями. Важно, чтобы в дошкольном детстве ребенок испытывал максимум положительных эмоций. Жизнерадостность, веселое настроение, чувство защищенности, уверенности в своих силах благотворно сказываются на характере и организме ребенка в целом, а ведь это так необходимо, особенно при подготовке ребенка к школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vseobuch.docx36.02 КБ

Предварительный просмотр:

Всеобуч для родителей

Тема: «Поговорим о нравственности…»

Сегодня мы поговорим о главных человеческих качествах, тех, которые делают человека человеком. Чувства - это особая форма отношения человека к действительности. Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные.

С целью активизации родительского внимания к теме всеобуча воспитатель предлагает родителям ответить на вопросы: Какие нравственные качества присущи человеку? (доброта, любовь,

честность, справедливость, дружелюбие, щедрость, бескорыстие, гуманность и др. ) Какие нравственные качества вы хотели бы видеть в вашем ребенке? Придумайте синонимы к словам «доброта», «взаимопомощь», «дружба». Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится со взрослыми своими радостями и огорчениями. Важно, чтобы в дошкольном детстве ребенок испытывал максимум положительных эмоций. Жизнерадостность,

веселое настроение, чувство защищенности, уверенности в своих силах благотворно сказываются на характере и организме ребенка в целом, а ведь это так необходимо, особенно при подготовке ребенка к школе. В одних и тех же случаях разные дети ведут себя по-разному. Одни заботливы, чутки, готовы прийти на помощь другу, успокоить его, пожалеть. Другие равнодушны, эгоистичны. Таких детей трогает только то, что касается их лично. Третьи агрессивны по отношению к своим друзьям, могут ударить, оскорбить, отнять игрушку. К сожалению взрослые не всегда понимают, что проявление сочувствия у детей начинается с малого, с простых на первый

взгляд вопросов детей: «Тебе больно?», «Отчего ты грустишь?» и т. д. дети чутко реагируют на доброжелательное отношение к ним, искренне тянутся к людям добрым, отзывчивым. Ребенок может заплакать если видит, что плачет его сверстник. Необходимо обращать внимание именно на первые, порой незначительные попытки ребенка проявить сочувствие, поддержать его добрые намерения. В период дошкольного детства ребенок переживает и сопереживает особенно искренне. Искренни и непосредственны его радость, смех, слезы, удивление, сожаление, печаль. Поэтому важно не упустить момент, не дать остыть быстроразвивающейся детской душе. Благородные поступки детей, пусть незначительные,  необходимо замечать и оценивать. Одобрение взрослых помогает ребенку убедиться в правильности своих действий, вызывает желание повторить их. Учить детей сочувствию надо как на положительных, так и на отрицательных примерах. Только при сравнении, доброго с плохим, злым формируются нравственные чувства ребенка. Жизнь ставит перед родителями целый комплекс непростых вопросов: как преподносить ребенку плохое? О чем он должен и не должен знать? В каких случаях нужно вызывать у него сочувствие к тем детям, которые, предположим, наказаны, в каких - нет? Его же не учат сопереживать отрицательным героям художественных произведений и сказок! Известно, какую силу воздействия на ребенка имеет коллектив. Нужно ли у всех детей в группе поддерживать отрицательное отношение к провинившемуся ребенку? На все эти вопросы нет однозначного ответа. В каждом конкретном случае взрослые должны использовать соответствующие приемы воздействия на ребенка. Конечно, ни в коем случае нельзя способствовать появлению озлобленности у наказанного ребенка или чувства превосходства, злорадства у других детей. Нужно объяснить провинившемуся справедливость наказания.  

Памятка для родителей “Основы нравственных отношений в семье”:

Проявилась заинтересованность к жизни и проблемам ребенка, будьте искренним – подражая, он очень скоро вернет это вам.

Ваши показные вежливость и чуткость к окружающим легко распознаются ребенком, и он учится лжи и лицемерию.

Поступайте с другими людьми тактично, будьте терпеливым к чужим недостаткам – это будет для вашего ребенка уроком доброты и человечности.

Не говорите о людях неуважительно, плохо – ребенок вырастет и станет отзываться так же о вас. Поведение – это нравственное мерило человека.

Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Станьте примером для своего ребенка.

Воспитывая ребенка, и воспитатели, и родители надеются вырастить из него достойного человека. Каждый родитель хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни. Софокл, древний драматург Греции, написал слова, которые остаются актуальными, и сей час:

“Затем и молим мы богов о детях,

 Чтоб супостатов наших отражали

 И другу честь умели подавать”.

Великий композитор Бетховен завещал потомкам: “Растите детей своих в добродетели, только одна она и может дать счастье”.

Ушинский К.Д. отмечал: “Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя”.

Нравственное воспитание – это сложный педагогический процесс в основе которого лежит развитие чувств. “Те высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания”, - писал А.В. Запорожец.

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание, ведь воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. Очень важно с малых лет учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. Так считал В.А. Сухомлинский.

Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, но главную роль в этом играет все же семья.

Основы и методы нравственного воспитания дошкольника

Нравственное воспитание – это активный процесс формирования нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка. Дошкольный возраст –ответственный период в нравственном становлении личности. При целенаправленном воспитании к концу дошкольного возраста у детей формируется нравственные чувства и сознание, нравственные привычки и умение выполнять правила поведения.

«Нельзя» - первое нравственное понятие, регулирующие поведение ребенка. С этим

понятием знакомят малыша очень рано, когда он начинает понимать обращенную к

нему речь взрослых. Слово «нельзя» приобретает конкретность для него, если оно непосредственно сопутствует его действию. Категорический тон, которым оно произносится, соответствующая реакция взрослого заставляют малыша насторожиться: его не одобряют! Это способны понять совсем маленькие дети в возрасте до года. Ребенок, вовремя не приученный к слову «нельзя», не понимает ограничений, корректировка его поведения с трудом дается взрослым. Ребенок растет, умнеет, обретает способность к волевым усилиям. И здесь следует не

упустить момент, когда к понятиям «нельзя» и «можно» прибавляется еще одно - «надо». Оно означает: ты не хочешь делать, но это необходимо, нужно для тебя, для окружающих. Методы, обеспечивающие создание у детей практического опыта общественного поведения, то есть культуру поведения, - это упражнение, пример, наблюдение, показ и др. В повседневном общении с взрослыми и сверстниками ребенок учится культуре поведения. Самый лучший способ привить детям хорошие манеры – постоянно показывать им пример. Важно не упустить это время – время нравственных задач. От этого зависит, какой личностью станет ребенок. Правила поведения и общения малыш усваивает в различных ситуациях: на улице, в транспорте, в магазине, в детском саду, в гостях. Важно пояснять ребенку увиденные ситуации, объяснять и обговаривать поступки, поведение свои, а также и других людей. Формы поведения маленький человек начинает усваивать прежде всего по подражанию близким людям, когда он еще не способен оценивать, насколько они красивы и нравственны. Вот почему так важно взрослым обращать придирчивый

взгляд к самим себе: чему учит ребенка их пример?

Методы, направленные на формирование у детей нравственных представлений,

суждений, оценок, - беседы, чтение художественной литературы и др. Дети, начиная с младшего дошкольного возраста, могут отличить хорошие поступки от плохих. Каждое морально-этическое понятие – правдивость, доброта, справедливость и др. – имеет определенное содержание, которое и необходимо донести до сознания ребенка. Формировать у детей такие качества необходимо повседневно как в детском саду, так и в семье. Приемы воспитания нравственно-этических чувств: понятие о доброте, честности получают из бесед о конкретном поступке ребенка. Уважение, забота, внимание к людям, к их нуждам и самочувствию не могут возникнуть у ребенка сами по себе, его нужно учить этому, побуждать к проявлению внимания и заботы. Большую ошибку допускают родители, когда не требуют ответного внимания к себе, если не формируют у него чувство долга перед близкими и окружающими его людьми. Добрые чувства нужно пробуждать. Надо учить ребенка умению разделять радость другого. Так как малыш еще не способен быть счастливым от того, что другому хорошо. Важно, чтобы наши дети не были потребителями, чтобы

сами умели быть творцами радостей для других. Чувства детей надо воспитывать, иначе вырастут они бездушными. Родительская любовь требует мудрости, которая проявляется в сочетании, ласки и строгости, снисходительности и непримиримости. С самых ранних лет надо воспитывать дисциплину желаний, чувство меры. Чувство меры проявляется в сочетании желаний и возможностей, разумном их удовлетворении, требовательности к людям и к себе самому. Не следует ставить ребенка в исключительные условия, надо малыша учить делиться всем, что у него есть, делить все поровну между всеми членами семьи, проявлять нетерпимость к поступкам детей, порождающим жадность.

Причины появления у детей эгоизма, чувства исключительности, избалованности, жадности и др. Иногда родители преподают урок жадности, изворотливости и если подобные уроки становятся системой, то у ребенка эти качества могут закрепиться. Детская избалованность… Где искать ее причины? Чаще всего причина в том, что взрослые не умеют регулировать и дозировать детские удовольствия. Со временем все это становится одной из серьезных причин трудностей воспитания. У ребенка формируется эгоизм, потребительское отношение к близким. Часто такой ребенок

привыкает лишь за подарок одаривать близких послушанием, делать признания в любви, оказывать внимание, заботу, проявлять самостоятельность.

В других семьях ребенка не задаривают, но и не предъявляют к нему должной требовательности. В результате создаются условия для проявления детьми своеволия, непослушания, упрямства, капризов.

Есть семьи, где ребенка освобождают от любых усилий, его кормят, одевают, в этом

случае подавляется его природная активность, и растет он безынициативным,

беспомощным. Начинает командовать окружающими: «дай», «принеси», «одень». Воспитание идет на восторгах, ребенка хвалят, он и красивее, и смышленее. Постепенно возникает чувство исключительности, превосходства, ложной уверенности, что ему все дается легко, что он все знает. Вырастает потребитель, эгоист. Детская избалованность, по мнению некоторых родителей, явление безобидное, они думают, что ребенок подрастет, и все нежелательные черты исчезнут, но, к сожалению, они выпускают из виду, что с возрастом любая черта укореняется, а способы

отношений, которые ребенок приобретает в семье, в дальнейшем переносятся за пределы семейного круга. Перевоспитание избалованного ребенка - дело сложное, трудоемкое, всегда требующее от взрослых терпения и времени. Главная трудность в том, что перевоспитание приходится начинать с взрослых, с перестройки отношений «родители - ребенок».

Анализ педагогических ситуаций.

Предлагаю родителям разделиться на три подгруппы, каждая получает

педагогическую ситуацию для обсуждения. В завершение этой работы делаю вывод.

Ситуация № 1

В вагон метро вошел молодой папа с сыном. Они сели на свободное место для

пассажиров с детьми, и папа, положив руку за спину мальчика, тут же задремал. По

примеру отца и сын тоже зажмурил глаза. Однако из-под щелочек ресниц продолжал

наблюдать за дорожными событиями… Вот на ближайшей остановке вошла женщина

и остановилась рядом. Мальчуган попытался освободиться из-под папиной руки,

чтобы встать. Но папина рука властно прижала сына к сиденью.

-Сиди! – приказал он, не открывая глаз.

-Так я, чтобы уступить…

А я сказал – сиди! – повторил отец.

Мальчик покорно осел и, посмотрев в бесстрастно дремлющее лицо папы, громко

сказал:

- А в детском саду Майя Васильевна говорит, чтобы мальчики…

-Ты помолчать можешь! – прерывает его отец.

А вот и остановка, которая заставила молодого папу и сына подняться… Направляясь к

выходу, папа наклонился к сыну и хохотнул:

-У нас женщины имеют одинаковые права с мужчинами. Так-то вот!

ОБСУЖДЕНИЕ

Объясните реакцию мальчика. Чье, по вашему мнению, влияние сказалось на его

поведении? Проанализируйте поведение отца, его пример и его наставления сыну с

позиций нравственности. Считаете ли вы, что отец прививает сыну культуру

поведения и черты присущие мужчине?

Ситуация № 1 Вывод:

Видим отсутствие единства требований к ребенку. Принято считать: по отношению

мужчины к женщине судят о нравственном здоровье общества. Это проявляется во

всех сферах человеческих отношений, в том числе и культуре поведения в

общественных местах. Формы поведения маленький человек начинает усваивать,

прежде всего, по подражанию близким людям, когда он еще не способен оценивать,

насколько они красивы и нравственны. Вот почему важно взрослым важно обращать

придирчивый взгляд к самим себе: чему учит ребенка наш пример.

Ситуация № 2

Мальчику шестой год. Но он еще не знает, что, помимо понятия «можно», существуют

и такие, как «нельзя» и «надо». Он усвоил, что его желание – закон для взрослых. Чем

накормить, что одеть, где гулять, какую игрушку купить – все зависит от его желания.

Взрослые не замечают, что ни они, а он руководит ими. «Ребенок растет с сильным

характером», - говорит отец при сыне. Бабушка не устает повторять: «Такой развитый

ребенок! Своим остроумием заткнет за пояс всех своих сверстников».

Ему многое разрешается, подчас больше, чем требует того здравый смысл. Часто в

семье можно увидеть такую картину: игрушки, книги, обувь разбросаны по всей

квартире, стулья перевернуты, на обеденном столе груда вещей, а из-за них Игорь

целится из пистолета в воображаемого врага. Наигравшись, он садится смотреть

телевизор.

Наблюдавшая за этим соседка удивленно спросила:

-А кто же порядок будет наводить?

-А бабушка на что? – отвечает бойко Игорь – Она! Она у нас все убирает.

- Ты разве бабушке не помогаешь? Разве за собой не убираешь?

-Я – убирать! – удивляется мальчик. После паузы говорит:

-Я - командир, а бабушка - мой адъютант…

-Очень смышленый и остроумный не по годам, - говорит бабушка и начинает убирать

вещи.

Воспитанный в обстановке вседозволенности, умиления, восхваления его

воображаемых достоинств, мальчик усвоил, что все ему достается легко и просто. С

таким багажом представлений он переступил порог школы, и последовали первые

маленькие трагедии. Обычные требования школьной жизни – подчинить свое «я»

коллективному «мы»; поступиться личным «хочу» общественному «надо»; уважать

слово учителя, выполнять домашние задания – оказались непосильной тяжестью.

-Кто бы мог подумать, что наш Игорек, такой развитый и смышленый, будет плохо

учиться, - недоумевают родители и тут же находят причину: не повезло с

учительницей…

ОБСУЖДЕНИЕ

Чем можно объяснить поведение ребенка? В чем заключается ошибка родителей в

воспитании сына? Какие нежелательные черты могу сформироваться у ребенка при

таком воспитании? Каковы причины избалованности ребенка? Необходима ли здесь

требовательность? Должны ли быть у ребенка в семье обязанности?

Ситуация № 2. Вывод

Здесь система взаимоотношений, когда одна сторона дает, а другая только берет, это

прямой путь к формированию потребителя, эгоиста.

Ситуация № 3

Светлана (6 лет) разделила свой праздничный подарок на четыре равные части:

старшей сестре – школьнице, маме, папе и себе. Каждому досталось очень мало. И вот

девочка уже, кажется, сожалеет о своем поступке. На лице растерянность. Она уже

готова все части соединить вместе, чтобы снова завладеть тем, что так щедро только

что разделила между близкими.

Но мама рядом. От нее не ускользает выражение растерянности на лице дочери; чтобы

предотвратить назревающую отрицательную развязку, мама говорит:

-Светлана поступила, как добрый человек.

У девочки меняется выражение лица: разочарование сменяется доброй улыбкой. Она

радуется тому, что поступила правильно.

ОБСУЖДЕНИЕ

Охарактеризуйте прием взрослого. В чем его эффективность, чего этим приемом

добивается мать Светланы? Как бы поступили вы в данном случае?

Ситуация № 3. Вывод:

Поощрение – один из методов корректировки детского поведения. В данном случае

сказанное мамой – «поступила как добрый человек» - явилось стимулом

положительного поступка ребенка. Высказанное одобрение пробудило

Презентация для родителей по теме всеобуча.

Тестирование родителей “Мой стиль воспитания ребенка в семье”

Из трех ответов по каждому вопросу выберите тот, который более соответствует вашему привычному родительскому поведению.

1. Ребенок капризничает за столом, отказывается, есть то, что всегда ел. Вы:

а) дадите ребенку другое блюдо;

б) разрешите выйти из-за стола;

в) не вступите из-за стола до тех пор, пока все не съест.

2. Ваш ребенок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую любимую игрушку – плюшевого медведя. Вы:

а) идете во двор и ищете игрушку ребенка;

б) погрустите вместе с ребенком о его утрате;

в) успокоите ребенка словами: “не стоит расстраиваться из-за пустяков”.

3. Ваш ребенок смотрит телевизор вместо того, чтобы выполнять полученное им в детском саду задание. Вы:

а) без слов выключите телевизор;

б) спросите, что необходимо ребенку, чтобы начать делать задание;

в) пристыдите ребенка за несобранность.

4. Ваш ребенок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:

а) уберете часть игрушек в недоступное для ребенка место: “пусть поскучает без них”;

б) предложите свою помощь в уборке, типа: “я вижу, что тебе скучно делать это одному…”, “я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя…”;

в) накажите ребенка лишением игрушек.

5. Вы пришли за ребенком в детский сад, ожидая, что он быстро оденется, и Вы успеете зайти на почту, в аптеку. Но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, “тянет” время. Вы:

а) отчитываете ребенка, показывая свое недовольство его поведением;

б) говорите ребенку, что когда он так себя ведет, вы чувствуете раздражение и досаду, воспринимая это равнодушие с его стороны к вашим заботам, сообщаете ему, чего вы ждете сейчас от него;

в) пытаетесь сами побыстрей одеть ребенка, отвлекая как-то от шалостей, не забывая при этом постыдить, чтобы пробуждалась совесть.

Подсчитайте, каких ответов больше – а, б, в. Под каждой буквой прочтите резюме.

“А” - тип авторитарного стиля воспитания, мало доверия ребенку и учета его потребностей.

“Б” - стиль воспитания, при котором признается право ребенка на личный опыт и ошибки, акцент – научить его отвечать за себя и свои поступки.

 “В” - стиль воспитания без особых попыток понять ребенка, основные методы – порицание и наказание.

Подведение итогов

Предлагаю высказать родителям свое мнение о проведенном собрании и обсудить памятку, которую они получили. Формулируются положения, которые будут внесены в решение родительского собрания.

Подводя итоги собрания, подчеркиваю, что в каждой семье есть проблемы и это неизбежно, но важно не закрывать глаза на них, а следует решать их. Увидеть проблему – это сделать шаг к ее решению. И не следует откладывать ее решение на более поздний период, успокаивая себя тем, что ребенок еще маленький, он не понимает. Откладывая ее решение, вы просто усугубляете ситуацию.

И не следует откладывать ее решение на более поздний период, успокаивая себя тем, что ребенок еще маленький, он не понимает. Откладывая ее решение, вы просто усугубляете ситуацию.

Если ваш ребенок плохо ведет себя в детском саду  -  скорее всего, это следствие воспитания. Если родители не уделяют должного внимания ребёнку, то у него из-за этого возникнет недостаток внимания, и, возможно, этим своим неадекватным поведением он хочет привлечь к себе внимание. Но в детском саду нельзя смотреть только за одним ребёнком. Детей много и каждому нужно уделить время. Плохое, неадекватное поведение ребёнка в детском саду приводит к нарушению распорядка дня. Ребёнок с таким поведением может покалечить своих сверстников и принести вред самому себе, может портить мебель и другие предметы обихода. Некоторых детей раздор в среде, в которой он находится, радует и забавляет. Это показывает, что такая среда для ребёнка нормальна, а значит дома у него именно такая среда.  Как перевоспитать ребенка.  Бороться с плохим поведением ребёнка можно несколькими способами. Можно попытаться вовлечь его в образовательный процесс или поиграть с ним в развивающие игры.

 Мы надеемся, что наш всеобуч помог вам осознать важность этой темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол с родителями "Поговорим о нравственности"

Круглый стол с родителями «Поговорим о нравственности» Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство – доброта.Бэкон Ф. Цель:  Показать родителям необходимость целенапра...

Консультация на тему «Поговорим о нравственности»

ПРО НРАВСТВЕННОСТЬ ДЕТЯМпочему важна нравственность                                         Одн...

Консультация для родителей. Тема: «Воспитание духовно – нравственных качеств в семье».

В материале рассказывается о роли семьи в становлении личности ребенка-дошкольника....

Всеобуч для родителей Тема: «Роль родителей в воспитании любви к родному краю».

Всеобуч для родителейТема: «Роль родителей в воспитании любви к родному краю».Целью всеобуча является содействие повышению психологической и педагогической родительской компетент...