Консультация на тему «Поговорим о нравственности»
консультация (старшая группа) на тему

Кокшарова Катерина Анатольевна

ПРО НРАВСТВЕННОСТЬ ДЕТЯМ

почему важна нравственность

 

                                        Одним из важнейших условий успешного развития

                                        нравственных чувств у ребёнка является

                                        создание взрослыми здоровой, доброжелательной,

                                        жизнерадостной обстановки вокруг него.

 Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребёнка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится с взрослыми своими радостями и огорчениями. Важно, чтобы в дошкольном детстве ребёнок испытывал максимум положительных эмоций. Жизнерадостность, весёлое настроение, чувство защищённости, уверенности в своих силах благотворно сказываются на характере и организме ребёнка к школе.

            Эмоциональное проявление старших дошкольников показывают, как полна их жизнь. Дети отзываются на всё доброе, прекрасное, выказывают сочувствие, приходят на помощь друг другу, грустят, радуются. Массу дополнительных положительных эмоций дают семейные праздники. Ребёнок чувствует, что живёт в счастливой, дружной семье, ощущает любовь и внимание близких. Подготовить семейный праздник несложно, нужно только желание и немного фантазии. Традиционно самым любимым праздником у детей является день рождение!

 

Об эмоциональном развитии ребёнка.

Что нужно знать об эмоциональном развитии ребёнка?

  • В этом возрасте меняется поведение ребёнка, уходит непосредственность.
  • Он способен подчинять эмоции близким целям.
  • Может удерживать принятую на себя роль до окончания игры или до достижения поставленной цели.
  • Начинает осознавать свои переживания.
  • Начинает активно интересоваться отношением окружающих к себе, формировать собственную самооценку.

В этом возрасте ребёнок учится понимать не только свои чувства. Но и переживания других людей. Способность к сочувствию является одним из свойств человека. Это социальное чувство ограничивает частный эгоизм людей, позволяет поставить себя на место другого человека. Увидеть в нём себе подобного.

            При воспитании нравственных чувств необходимо, прежде всего, развивать у ребёнка способность к переживанию вообще и к сопереживанию в частности. Речь идёт о развитии общей эмоциональности ребёнка. Эмоциональная восприимчивость во многом определяет умение сочувствовать. У ребёнка появляется желание заботиться о других. Бережно относиться к природе. Свойственная детям бурная эмоциональная реакция на происходящее вокруг, а также потребность постоянно контактировать с людьми должны быть использованы для воспитания у них чуткости, внимания к сверстникам, младшим детям, окружающим взрослым.

            В одних и тех же случаях разные дети ведут себя по–разному. Одни заботливы, чутки, готовы прийти на помощь другу, успокоить его, пожалеть. Другие равнодушны, эгоистичны. Таких детей трогает только то, что касается их лично. Третьи агрессивны по отношению к своим друзьям, могут ударить, оскорбить, отнять игрушку. К сожалению, взрослые не всегда понимают, что проявление сочувствия у детей начинается с малого, с простых на первый взгляд вопросов детей: «Тебе больно?», «Отчего ты грустишь?» и т.д. дети чутко реагируют на доброжелательное отношение к ним, искренне тянутся к людям добрым, отзывчивым. Ребёнок может заплакать, если видит, что плачет его сверстник. Необходимо обращать внимание именно на первые, порой незначительные попытки ребёнка проявить сочувствие, поддержать его добрые намерения. В период дошкольного детства ребёнок переживает и сопереживает особенно искренне. Искренни и непосредственны его радость, смех, слёзы, удивление, сожаление, печаль. Поэтому важно не упустить момент, не дать остыть быстроразвивающейся детской душе.

Благородные поступки детей, пусть незначительные, необходимо замечать и оценивать. Одобрение взрослых помогает ребёнку убедиться в правильности своих действий, вызывает желание повторить их. Учить детей сочувствию надо как на положительных, так и на отрицательных примерах. Только при сравнении хорошего, доброго с плохим, злым формируются нравственные чувства ребёнка. Жизнь ставит перед родителями целый комплекс непростых вопросов: как преподносить ребёнку плохое? О чём он должен и не должен знать? В каких случаях нужно вызывать у него сочувствие к тем детям, которые, предположим, наказаны, в каких – нет? Почему ребёнок должен сопереживать тому, кто наказан? Его же не учат сопереживать отрицательным героям художественных произведений и сказок! Известно, какую силу воздействия на ребёнка имеет коллектив. Нужно ли у всех детей в группе поддерживать отрицательное отношение к провинившемуся ребёнку? На все эти вопросы нет однозначного ответа. В каждом конкретном случае взрослые должны использовать соответствующие приёмы воздействия на ребёнка. Конечно, ни в коем случае нельзя способствовать появлению озлобленности у наказанного ребёнка или чувства превосходства, злорадства у других детей. Нужно объяснить провинившемуся справедливость наказания. К сожалению, в силу непонимания мотивов поведения ребёнка взрослые часто способствуют зарождению и проявлению агрессивности, которая распространяется, как правило, на его сверстников. Грубые методы воздействия, равнодушие, нетактичность по отношению к провинившемуся как со стороны воспитателей, так и со стороны родителей ничем не могут быть оправданы.

            Одно из основных нравственных качеств – гуманное отношение к окружающим – воспитывается у детей с раннего возраста. Гуманная направленность личности ребёнка складывается на основе отношений, связывающих его с окружающими, и зависит от того, насколько эти отношения наполнены нравственным содержанием. Поведение и деятельность ребёнка более целеустремленны, осознанны и эмоционально насыщенны, если в их основе лежат заботливое, внимательное отношение к другим людям, помощь и взаимопонимание. Отзывчивость, доброжелательность. Важным моментом в нравственном воспитании ребёнка является и положительное эмоциональное отношение к окружающим людям как общий психологический фон. Большое влияние на ребёнка оказывает микроклимат в семье. Если родители делят между собой трудности и радости, то ребёнок подражает таким формам взаимоотношений, учится проявлять гуманное отношение, прежде всего к своим близким, а затем и ко всем остальным.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол с родителями "Поговорим о нравственности"

Круглый стол с родителями «Поговорим о нравственности» Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство – доброта.Бэкон Ф. Цель:  Показать родителям необходимость целенапра...

Родительский форум "Поговорим о нравственности"

При воспитании нравственных чувств необходимо прежде всего развивать у ребенка способность к переживанию вообще и к сопереживанию в частности. Речь идет о развитии общей эмоциональности ребенка. Эмоци...

"Поговорим о нравственности"

Родительское собрание...

Интеллектуальная игра «Поговорим о нравственности»

Цель: уточнить и закрепить знания педагогов по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников....

Беседа «Поговорим о нравственности»

Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг него....

Всеобуч для родителей Тема: «Поговорим о нравственности…»

Всеобуч для родителей - разговор  о главных человеческих качествах, тех, которые делают человека человеком. Чувства - это особая форма отношения человека к действительности. Особую группу чувств ...