Консультация для педагогов «Формирование личности дошкольника средствами физической культуры»
консультация
Консультация для педагогов
«Формирование личности дошкольника
средствами физической культуры»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Формирование личности дошкольника
средствами физической культуры»
Подготовила: инструктор по физической культуре- Мулокаева А.В.
г. Холмск
Формирование личности дошкольника средствами физической культуры
Формирование физической культуры личности в современный период связывают с совершенствованием организации физического воспитания, пересмотром содержания работы. «Вхождение» в мир физической культуры выступает не просто как процесс «привлечения» человека к различным формам физкультурной деятельности. Формирование физической культуры личности есть процесс осознанного приобщения к ее ценностям. Под этим следует понимать два уровня - общественный и личностный.
К общественному уровню относят накопленные человечеством специальные знания, спортивную технику, технологии спортивной подготовки, методики оздоровления, лучшие образцы моторной деятельности, спортивные достижения. Иными словами, все то, что создано людьми для физического совершенствования, оздоровления и организации здорового образа жизни.
Личностный уровень освоения ценностей физической культуры определяется двигательным компонентом, определенным уровнем знаний, заботой о поддержании в норме физического состояния.
Определяются они характером человека, структурой и направленностью его потребностей, мотиваций и ценностными ориентациями на занятия физическими упражнениями. Поскольку любая из ценностей физической культуры «работает» в той или иной мере на здоровье человека, возрастает роль такого физического воспитания, главная цель которого - не только процесс формирования здорового образа жизни, но и формирование физической культуры личности. Создание, сохранение, усвоение, преобразование, распространение и потребление ценностей физической культуры претворяются в действительность с помощью физкультурной деятельности. Именно в процессе физкультурной деятельности формируется физическая культура личности каждого конкретного человека.
В дошкольном возрасте формирование физической культуры личности традиционно связывают с двигательным компонентом, основная суть которого - формирование двигательных умений и навыков. В период дошкольного детства возникают и развиваются разнообразные группы физических упражнений.
Для детей 3-го года жизни основная задача физического воспитания - освоение и совершенствование новых видов движений, особенно пальцев рук и кисти, закрепление и совершенствование навыков уже освоенных видов движений - ходьбы, бега, прыжков, подбрасывания и ловли мяча, плавания.
Физическое воспитание ребенка 4-го года жизни направлено на освоение новых движений, преимущественно спортивного характера, с постановкой конкретной цели: пробежать быстрее, метнуть дальше и т.п. Обращается внимание на освоение элементов техники бега, прыжка, метания, элементов игры с мячом руками и ногами, элементов акробатики, катания на лыжах, коньках, плавания.
Для детей 5-го года жизни основная направленность физического воспитания - освоение сложных в техническом отношении упражнений. Они должны способствовать выработке умения правильно, в соответствии с заданием перемещать тело в пространстве, точно воспроизводить заданные траекторию, направление, скорость и темп движений. Значительное место занимают упражнения, способствующие освоению отдельных элементов спортивных движений (беговые, прыжковые, метательные и др.), развивающие физические качества (ловкость, быстрота, гибкость).
На 6-м году жизни все большее внимание уделяется специализированным тренировкам отдельных физических качеств и способностей. Акцентируется развитие быстроты и выносливости, а также овладение более сложными видами движений из арсенала спорта.
В основе физкультурных знаний ребенка должны лежать личностно значимые ценности:
- знания о своем физическом состоянии, средствах воздействия на него, представления о показателях здоровья (хорошая осанка, настроение, аппетит, сон, ничего не болит), о признаках заболеваний (высокая температура, озноб, боль в горле, головная боль, насморк, потеря аппетита, покраснение глаз);
- знание простейших правил сохранения и укрепления здоровья, правил самодисциплины: соблюдать режим дня (вовремя ложиться спать, есть в одно и то же время, занятия чередовать с отдыхом), закаляться (гулять в любую погоду, устанавливать простейшие связи состояния погоды и соответствующей одежды, принимать душ, спать с открытой форточкой), есть продукты, полезные для здоровья (мясо, яйца, рыба, молочные продукты помогают расти; хлеб, овощи и фрукты дают энергию, жиры согревают тело), защищаться от микробов (не пить и не есть на улице, мыть руки с мылом, есть только мытые овощи, есть и пить только из чистой посуды, когда чихаешь - закрывать нос и рот платком), выполнять гигиенические процедуры (полоскать рот после еды, чистить зубы, мыть лицо, шею, уши, руки, ноги, следить за чистотой и длиной ногтей), соблюдать гигиену одежды и обуви (проветривать, чистить, аккуратно хранить);
- знания о предметах и действиях, связанных с выполнением гигиенических процедур (носовой платок, расческа, полотенце, зубная щетка); знакомство с правилами хранения предметов личного обихода, некоторыми приемами оказания первой помощи при ушибах и порезах (обработка мелких царапин, накладывание повязок);
- знания о физических упражнениях, об их назначении, о способах применения в жизни людей (знакомство с основными исходными положениями физических упражнений, связанных с работой крупных групп мышц; усвоение элементов техники основных видов движений, правил безопасности при их выполнении; получение знаний о содержании и правилах подвижных и спортивных игр, о простейших правилах самостоятельных занятий физической культурой);
- знания о своих физических возможностях (уровень физической подготовленности, реакция организма на физическую нагрузку);
- знания и представления о своем организме (строение скелета, значение мышц, строение и деятельность головного мозга, сердца, органов дыхания).
Овладение данной информацией помогает лучше понять себя, а знания о своей телесности выполняют функцию ориентиров поведения, учат адекватно реагировать на изменения окружающей среды. Работая со старшими дошкольниками можно использовать знания, формирующие представления о программе и символике Олимпийских игр, их ритуалах, знаменитых олимпийцах и др.
Наиболее успешно эмоциональные переживания формируются в игре. Именно в игре обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования, формируются новые качества поведения. В физическом воспитании игровой метод реализуется в виде игровых упражнений, т.е. физических упражнений, отличающихся теми или иными методическими особенностями игры. Их выполнение подчинено закономерностям техники выполнения данного двигательного действия.
Упражнения в игровой форме (в процессе обучения движениям) применяются для улучшения эмоционального фона, поддержания интереса к занятиям. Будучи эмоционально привлекательной для ребенка, игра оказывает стимулирующее влияние на выполнение двигательных действий, а образец двигательного действия, заложенный в роли, становится эталоном, с которым ребенок сравнивает собственное выполнение, контролирует его.
Создание образов с помощью движений вызывает эмоциональное отношение к двигательной деятельности, вовлекает в мыслительный процесс такие качества, как сообразительность, гибкость, способность переносить свойства выполняемого движения на новый игровой образ. Происходит своеобразная подмена мотивов: ребенок начинает действовать из желания играть, результатом же оказывается новый двигательный навык.
Таким образом, можно констатировать: средства физической культуры являются важными факторами формирования личности ребенка дошкольника.
Помните! Здоровый ребенок - умный ребенок.
Предварительный просмотр:
Положительное влияние | Отрицательное влияние |
1. Растет технически грамотным. 2. Чувствует себя увереннее с любой техникой. 3. Развивает логическое мышление. 4. Увеличивает скорость реакции, принятие решения. 5. Улучшает память. 6. Учится концентрировать внимание. 7. Учится визуально воспринимать объекты. 8. Получает возможность общаться с друзьями, живущими далеко. 9. Имеет возможность получить любую нужную ему информацию.
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья в родительский уголок: "Формирование личности дошкольника средствами физической культуры".
В статье представлен опыт работы по формированию личности дошкольников через внедрение физкультурно-оздоровительных мероприятий в деятельность детского дошкольного образовательного учреждения, использ...
консультация для педагогов "Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности"
методический материал для педагогов...
Доклад "Формирование личности дошкольника средствами физической культуры".
Ребенок – это активно развивающаяся и растущая личность,способная познать мири себя в нем с помощью взрослого.В дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического в...
Формирование личности дошкольника средствами физической культуры
Среди многих факторов, оказывающих влияние на формирование личности дошкольника (социальных, культурных, гигиенических и др.), о...
Консультация на тему: " Гражданско-патриотическое воспитание у старших дошкольников средствами физической культуры".
В последние годы проблема гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сег...
Консультация для педагогов «Формирование личности дошкольника средствами физической культуры»
Консультация для педагогов «Формирование личности дошкольника средствами физической культуры»...
«Формирование личности дошкольника средствами физической культуры»
laquo;Формирование личности дошкольника средствами физической культуры»...