Консультация на тему: " Гражданско-патриотическое воспитание у старших дошкольников средствами физической культуры".
консультация (подготовительная группа)

Бединская Наталья Алекандровна

В последние годы проблема гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. 

 Именно в этот период своего становления дети очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация на тему: “ Гражданско-патриотическое воспитание у старших дошкольников средствами физической культуры”.

Дошкольное детство – это период начальной социализации ребенка, приобщение его к миру культуры и общечеловеческих ценностей.

В последние годы проблема гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Важность патриотического воспитания отмечена в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Именно в этот период своего становления дети очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать.

 Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС  подразумевает воспитание физически здоровой личности. И в решении этой проблемы немаловажную роль играет предмет «физическая культура”.Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрее, терпимее, должен уметь прийти на помощь тем, кому она нужна, и направить свои умения и силу только на добрые поступки.

Поэтому регулярные занятия по физической подготовке позволяют не только овладеть двигательными навыками, необходимыми для профессиональной деятельности, развить физические качества, но и закалить характер, подготовить себя и к защите Родины.

Цель нашей работы заключается в воспитании гуманной, духовно-нравственной личности, обладающей национальным самосознанием и патриотическими чувствами, средствами физической культуры.

Чтобы достичь положительных результатов в формировании личности через двигательную сферу ребенка  мы поставили перед собой следующие задачи:

 Формировать у детей чувство любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился, на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

 Содействовать осознанию воспитанниками общественного долга, развитию дисциплинированности.

 Способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера.

Развивать у детей терпение и выносливость

Одним из важнейших способов решения задач по гражданско- патриотическому воспитанию средствами физической культуры стало возрождение комплекса ГТО, который был вновь введён по указу Президента РФ с 1 сентября 2014г.

 
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования перед педагогами ставятся цели по патриотическому воспитанию детей, следовательно, комплекс ГТО должен стать основополагающим в единой системе патриотического воспитания подрастающего поколения.

Физические качества, которые необходимы для сдачи норм ГТО, у детей проявляются через двигательные навыки и умения, а они, в свою очередь, обусловлены достаточным уровнем их развития. Для выполнения ряда движений детям старшего дошкольного возраста необходим определённый уровень развития быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, силы, а для этого нам нужно выстроить работу по физическому воспитанию так, чтобы дети, проявляя инициативу и самостоятельность стремились к получению достойной награды и понимали важность здорового образа жизни.

Нормативы на золотой  и серебряный значок являются довольно трудновыполнимыми для детей, поэтому в  содержание  наших занятий  необходимо было включить больше, развивающих физические качества, упражнений скорее в игровой форме, для того, чтобы повысить интерес и активизировать детей на выполнение комплекса.

Поэтому нам помогла  картотека подвижных игр, в которую вошли:

  • Национальные подвижные игры -   в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.
  • Игры на зарядку позитивного мышления -  создают положительный эмоциональный фон, дают почувствовать уверенность в своих силах, повышают самооценку.
  • Игры на развитие силы – требуют проявление умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений.

 (П/и с прыжками - «Волк во рву», «Цепочка», «Лягушата»)

  • Игры на развитие быстроты – подача определённого сигнала или игровая ситуация побуждает ребёнка изменить скорость движения.

(«Белые медведи», «Догони свою пару»)

  • Игры на развитие ловкости - постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим.

(«Запретное движение», «Ловишка с мячом», «Поменяйтесь местами»)

  • Игры на развитие выносливости - игры с многократным повторением напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии  (бег, плавание, катание на лыжах, на коньках…), («Бег с препятствием», «Мы – футболисты»).
  • Игры на развитие гибкости - совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движения.

(«Пролезь в обруч», «Дотянись», «Бег раков»), а  также эстафеты, спортивные турниры и досуги. Именно там очевидна тесная связь физического воспитания с нравственным, с воспитанием в духе патриотизма.

Двигательный режим в нашей группе включает как организованную, так и самостоятельную деятельность. Содержательная сторона двигательного режима направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.

Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями.

Работа с детьми физкультурно-оздоровительной направленности ведётся систематически и последовательно, согласно годовому и перспективному плану работы на учебный год.

В нём отражены такие мероприятия, как

  • “ Осенние старты”
  • «Неделя здоровья»
  • “ Святки”
  •  «Малые Олимпийские игры»
  •  « А, ну ка, папы!».
  • «Служу Отечеству!».
  • «Масленица»
  • «Нам года не беда».
  • «День Победы».
  •   “Зарница”.

В результате системной образовательной деятельности по физическому развитию с учетом требований ВФСК ГТО у воспитанников:

повышается физическая работоспособность;

 улучшаются физические качества, обогащается двигательный опыт;

  формируется привычка к здоровому образу жизни;

 расширяется кругозор в сфере активного образа жизни и самостоятельная

 двигательная деятельность,

 формируется оптико-пространственная ориентация;

 реализуется система преемственности при переходе воспитанников на новую

социальную ступень.

Мы знаем, что дети общительны, им интересны новые люди, новые события. Поэтому мы стараемся  сотрудничать и с другими общественными и образовательными учреждениями. Наши дети ходят  на экскурсии и в музеи, участвуют в спортивных соревнованиях района и города. Ребята неоднократно становились призерами различных спортивных состязаний. И свои первые значки ГТО ребята тоже получили именно в стенах нашего дошкольного учреждения.

Дети – подражатели. Если один ребенок получит значок, то остальные также захотят его получить. Взрослые должны помогать им достичь желаемой цели.

 Фактически, двигательная активность ребенка и его развитие – это принцип естественного воспитания ребенка, и ГТО весьма органично вписывается в данный процесс, в качестве завершающего фактора. Кроме того, участие в подобного рода мероприятиях повышает интерес к физической культуре и здоровому образу жизни, как детей, так и взрослых. Подготовка и участие в сдаче норм ГТО позволит не только создать условия для укрепления здоровья детей, воспитания волевых качеств, развития стремления к победе и уверенности в своих силах, но и  получить радость от своих результатов , научиться переживать за своих товарищей а также почувствовать  себя маленькими участниками огромной команды спортсменов России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование графо-моторных навыков старших дошкольников средствами физической культуры

Статья раскрывает формы работы по формированию графомоторныхнавыков старших дошкольников средствами физической культуры....

Статья для публикации в сборнике материалов на сайте ФГБОУ ВО«СахГУ» по теме: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры в соответствии с ФГОС ДОУ»

Статья  для публикации в сборнике материалов на сайте ФГБОУ ВО«СахГУ» по теме: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры в соответстви...

Доклад Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры в соответствии с ФГОС ДО»

Доклад   Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольниковсредствами физической культуры в соответствии с ФГОС ДО»...

Нравственно – патриотическое воспитание старших дошкольников средствами физической культуры и музыки

Представленный в статье опыт работы показывает как средствами физической культуры и музыки в условиях ДОО воспитать в детях старшего дошкольного возраста здоровую, всесторонне развитую, духовно-нравст...

Доклад на тему «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры»

В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания приобрела особую значимость для нашего общества. Одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания...

Консультация для педагогов «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры»

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает и воспитание физически здоровой личности. В решении этой проблемы немаловажную роль играет область «физическая культура». Поэто...