МБДОУ «Д/С №29 «Улыбка»». Семинар-практикум для родителей. Игротека^ «Страны cсенсорики».
методическая разработка

Горшкова Татьяна Михайловна

Форма проведения: игровой практикум.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mer_s_rod.docx25.26 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                      МБДОУ «Д/С №29 «Улыбка»».

Семинар-практикум для родителей.

Игротека «Страны Сенсорики»

Форма проведения: игровой практикум.

 Цель:

Познакомить родителей со способами формирования у детей с ОВЗ сенсорных представлений о величине, форме и цвете в домашних условиях.

Задачи:

  1. Продолжать знакомить родителей с понятием «сенсорные эталоны»;
  2. Знакомить с играми и упражнениями, направленными на формирование сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики руки, которые можно организовать в домашних условиях;
  3. Создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей. Способствовать развитию творческих способностей детей и родителей.

План проведения:

1. Вступление:

• введение в проблемную ситуацию;

• создание проблемной ситуации.

2. Основная часть: игротека в форме путешествия на поезде по станциям.

3. Подведение итогов: обратная связь.

Предварительная работа:

• Изготовление пособий и дидактических игр по сенсорному развитию;

• Подбор и оформление рекомендаций;

• Оформление выставки, посвященной сенсорному развитию: литература, игрушки, игры, пособия;

• Музыкальное оформление.

Материал и оборудование: корзинка с мелкими игрушками; разноцветные корзиночки, поднос с разноцветными шариками; наборы геометрических фигур; объемные тела (шар, куб, конус, цилиндр, пирамида); кубики, призмы, 2 матрешки; плоскостные картонные банки, огурцы разных размеров; игры и пособия для выставки; «волшебная палочка»; аудиозапись.

Ход семинара:

Добрые день уважаемые родители! Мы приглашаем вас в увлекательный мир игротеки.

1. Чтобы детство наших детей было счастливым, основное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворять, потому, что играя, ребёнок учится и познает мир.

А.С.Макаренко: «Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьезное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь — это игра».

Сегодня мы хотим поделиться с вами своим опытом работы с детьми и поговорить о сенсорных дидактических играх, в которые мы играем в группе и в которые мы советуем играть дома. И проведем мы нашу встречу в форме игры — путешествия в страну «Сенсорику». Но сначала немного освежим в памяти, что же это такое «сенсорное развитие».

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все многообразие форм, цветов и других свойств предметов, игрушек и других предметов домашнего обихода. Но проблема заключается в том, что если усвоение происходит стихийно, без руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание — последовательное планомерное ознакомление ребёнка с сенсорной культурой человечества.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определённое звено сенсорной культуры. Уже на третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые знаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы, об отношениях между двумя предметами по величине.

Знаете ли Вы представления о каких цветах, формах, величинах должны усвоить дети 4-5 лет? (ответы родителей).

На основе этих задач разработана система дидактических игр и упражнений.

        Основная задача сенсорных дидактических игр – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения, позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в новых ситуациях, повседневной жизни.

Какие дидактические сенсорные игры есть у вас дома? Как вы играете со своим ребёнком?

При проведении дидактических игр воспитатель в детском саду, а родители дома должны пользоваться краткой речевой инструкцией, не отвлекать детей лишними словами от выполнения заданий. Не следует требовать от детей обязательного запоминания и употребления названий цвета, формы. Важно, чтобы ребёнок активно выполнял задания, учитывая их свойства, так как именно в процессе игры происходит накопление представлений о свойствах предметов.

Создание проблемной ситуации

(Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?», перед родителями появляется «Чудесная корзинка»)

Перед нами возникла проблемная ситуация: узнать на ощупь, что находится в «Волшебной корзине» (воспитатель предлагает 3 родителям определить на ощупь, что находится в «Волшебной корзине»).

 Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Такое бывает часто, когда человек не может предположить, что там.

Сегодня мы предлагаем Вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приёмами, способствующими сенсорному развитию детей, познакомиться с дидактическими играми, пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов.

2. Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Мы с вами отправляемся в страну «Сенсорику»!

Звучит мелодия, воспитатель берет волшебную палочку:

Вот я палочкой взмахну — загадаю чудо!

Всем родителям помогу, доброй феей буду!

Палочка — чудесница, волшебная кудесница!

Поскорее встали в круг и случится чудо вдруг.

Глазки закрывайте, в деток превращайтесь!

Ребятки, нам пора отправляться в путешествие. Паровозик нас давно ждет, занимайте свои вагончики (строят импровизированный поезд):

Вот поезд наш едет, колеса стучат,

А в поезде нашем ребята сидят.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу - бежит паровоз.

В страну «Сенсорику» ребят он повёз.

● Внимание! Наш паровоз прибывает на станцию. А как она называется, догадайтесь!

Он в яйце есть и в цыплёнке,

В масле, что лежит в масленке.

В каждом спелом колоске,

В солнце, в сыре и в песке. (желтый цвет)

Он с лягушкой может квакать,

Вместе с крокодилом плакать,

Из земли с травой расти,

Но не может он цвести. (зеленый цвет)

Всех быков он возмущает,

Ехать дальше запрещает.

Вместе с кровью в нас течет.

Щеки всем врунам печет. (красный цвет)

Им треть флага занята,

Он в названии кита.

И в букете васильков,

И на ящике почтовом (синий цвет)

Догадались, как станция называется? Станция «Цветная». Жители этой станции предлагают Вам научиться играть в «цветные игры».

Игра № 1 «Построй башню»

У этой игры много вариантов: можно предложить ребёнку построить башню, такого цвета как у кубика, лежащего перед ним, или словом определить цвет башни («Построй зеленую башню»«Построй разноцветную»). Помогите малышу прикладывать кубик к тому, что уже стоит в основании башни сравнить их («такой»«не такой»). Если кубик такого же цвета, предложите поставить его сверху. Если кубик не такого цвета, предложите ребенку поискать другой. В конце игры обязательно назвать цвет башни. В следующий раз предложите ребёнку самостоятельно построить башню (демонстрация игр родителям).

Игра № 2 «Разложи шарики в корзиночки»

Цель: научить детей находить предмет определенного цвета по образцу; закреплять названия цветов.

Предложите детям корзиночки основных цветов и миску, в которой лежат шарики таких же цветов. Предложите детям разложить шарики по своим корзиночкам (игра проводится с родителями).

Игра № 3 «Разноцветные флажки»

Подвижная игра, направленная на развитие внимания и реакции детей. Также позволяет закрепить знания цвета. Ведущий берет флажки основных цветов. Игру можно начать с двух цветов. Когда ведущий поднимает красный флажок — дети прыгают, зеленый — хлопают в ладоши, синий — приседают, желтый — стоят на месте (движения могут быть любые)(Игра с родителями).

● На паровозике едем к следующей станции. Давайте угадаем, как она называется.

Если взял бы я окружность,

С двух сторон немножко сжал.

Отвечайте дети дружно -

Получился бы … … (овал)

Из него мы строим дом.

И окошко в доме том.

За него в обед садимся,

В час досуга веселимся.

Ему каждый в доме рад.

Кто же он? Наш друг - … … (квадрат)

Эти фигуры по городу мчат,

В садики, школы развозят ребят.

Едут автобус, троллейбус, трамвай.

Ты на дороге смотри, не зевай!

На эту фигуру похожи дома.

О чём говорю, ответьте, друзья! (прямоугольник)

Он похож на колесо

А ещё на букву «О».

По дороге катится

И в ромашке прячется.

Нрав его совсем не крут.

Догадались? Это … … (круг)

Горы на него похожи.

С детской горкой тоже схож.

А ещё на крышу дома

Очень сильно он похож.

Что же загадала я? (треугольник)

Догадались? Станция «Фигурная». На этой станции нас встречают геометрические фигуры. Они нам приготовили много интересных игр.

Игра № 1 «Определи форму»

Цель: Упражнять детей в нахождении геометрических форм по слову и образцу, называть их цвет.

Каждому играющему выдается набор разноцветных геометрических фигур. Воспитатель демонстрирует картинку с одной из геометрических форм, участники игры должны поднять соответствующую фигуру (игра с родителями).

Игра № 2 «Прятки»

Цель: Упражнять в назывании объемных форм, развивать зрительную память.

Воспитатель ставит на стол объемные геометрические формы (5шт.) и просит запомнить их расположение, затем накрывает их платком и незаметно убирает одну из форм. После этого участники определяют, какая фигура «спряталась» (Проводится игра с родителями).

● Паровозик приглашает нас в дорогу. Я буду читать стихи, а вы догадайтесь, о чем они.

Большой – маленький
Сначала мыльный пузырёк был крохотный, как ноготок.
Сначала был он
МАЛЕНЬКИЙ, трепещущий и аленький.
Его я начал раздувать, стал пузырёк цвета менять.
Я дую осторожно – он розовый и голубой,
А главное, такой
БОЛЬШОЙ, представить невозможно.

Высокий – низкий
ВЫСОКИЙ дом многоэтажный,

Как великан – большой и важный.
Приземистый и
НИЗКИЙ домик

В сравнении с великаном – гномик.

Длинный – короткий
Поросёнок, чтоб напиться, тычет мордочкой в корытце.
Вместо хвостика крючок, нос
КОРОТКИЙ – пятачок.
А это – африканский слон, бананы очень любит он.
Чтоб рвать бананы и кокосы, слон обзавёлся
ДЛИННЫМ носом

Узнали станцию? Она называется «Размерная-величинная». Здесь мы поиграем в конструктивные игры.

 

Игра № 1 «Строим домики для матрешек»

Цель: Упражнять детей в сравнении предметов по количеству, величине. Развивать конструктивные способности.

Воспитатель предлагает построить домики для матрешек. Сравнение матрешек по величине (большая-маленькая). Предложить построить домики из кубиков и призм. Дети выбирают матрешек и строят домики так, чтобы они были одного размера с матрешкой. Какой домик для маленькой (большой) матрешки? Сколько кубиков ты взял? Какой домик получился?

Игра № 2 «Поможем маме посолить огурчики».

Цель: Развивать умение детей сравнивать предметы по длине.

Воспитатель предлагает помочь маме посолить огурцы.  

Игровое правило: Длинные «огурчики» класть в большую «банку», а короткие «огурчики» класть в маленькую «банку».

Игровые действия: Попарно сравнивать «огурчики» между собой по длине, используя приём приложения (положить один под другим; с одной стороны, концы подравнять).

Дети начинают выполнять задание. Когда работа закончена, поблагодарить детей за оказанную помощь.

С Вашего позволения я опять стану феей – помогу вам стать опять взрослыми.

Вы по кругу пробегитесь.

И немного покружитесь –

В мамочек опять вы превратитесь.

● в знак благодарности паровозик вас прокатит до станции «Игрушечная».

Посмотрите – здесь игры, купленные в магазине и сделанные руками педагогов. Играя с ними, ребёнок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности. У ребёнка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность.

3. В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития.

Я считаю, что цель игротеки достигнута. Мы познакомили Вас с дидактическими играми, научили, как методически правильно их проводить.

Вручить родителям буклеты «Играем, изучаем, сравниваем».

________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игротека в кругу семьи"

В предложенном материале  родителям предлагаются игры, которые помогут ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь ребёнка богаче и раз...

Мастер-класс для родителей "Игротека. Путешествие в страну Сенсорику"

Представляю вашему вниманию родительсткое собрание в форме мастер-класса. С каждым годом ваш ребёнок поднимается на новую ступень своего развития. Уже можно задуматься над его дальнейшей судьбой ...

Практикум для родителей «Игротека для маленьких пальчиков»

Цикл игровых интегрированных занятий в формате содеятельности взрослых и детей, направленный на рзвитие тонких движений пальцев рук у детей среднего дошкольного возраста (4 - 5 лет)....

Консультация для родителей "Игротека в кругу семьи"

Консультация предназначена для родителей воспитанников. Представлены игры, которые помогут  ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь...

Конспект занятия по развитию речи и аппликации из ватных дисков и скрученных салфеток в старшей группе №2 МБДОУ детский сад «Журавушка» с.Бижбуляк Тема: «Путешествие в сказочную страну»

Занятие по развитию речи и аппликации из ватных дисков и скрученных салфеток в старшей группе. Занятие в игровой форме. Дети вместе с Феей встречаются со сказочными героями и выполняют задания. Ц...

Семинар-практикум для родителей. Игротека "Путешествие в страну Сенсорику"

Семинар с целью познакомить родителей со способами формирования у детей с ОВЗ сенсорных представлений о величине, форме и цвете  в домашних условиях...

Семинар — практикум для родителей. Игротека «Путешествие в страну Сенсорику»

Познакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей третьего года жизни, направленное на последовательное развитие у детей восприятия формы, величины, цвета предме...