Самоцветный круг в ДОО
учебно-методический материал

Шитвина Кристина Владимировна

Как правильно организовывать самоцветный круг в детском саду и для чего он нужен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samotsvetnyy_krug.docx165.03 КБ

Предварительный просмотр:

Самоцветный круг в ДОО

Самоцветный круг- это вид неформального объединения, ориентированного на то, чтобы обеспечить возможность конструктивного, ценностного диалога, социально-эмоционального, познавательно насыщенного общения со взрослыми (Педагогами, специалистами, социальными партнерами, родителями детей) и сверстниками для выбора и согласования целенаправленной ценностно осмысленной деятельности целой группы детей и каждого ребёнка в отдельности.

Значение «Самоцветного круга» для детей:

-в культуре общения, общности детей и взрослых;

-в организации ценностного диалога взрослых и детей, ориентированного на ценности «Семья», «Здоровье», «Труд и творчество», «Социальная солидарность», выражение своего эмоционального состояния социально приемлемыми способами, высказывание и речевое оформление своих чувств, мыслей, суждений, аргументацию собственных идей, отстаивание своей точки зрения; выбор наиболее значимых событий, информацией о которых хочет поделиться с другими (кратко, последовательно, логично), проявление и конструктивного отношения к мнению других;

-в реализации стратегий помощи и поддержки друг друга, соучастия;

-в определении времени, места среди других (места реализации выбранной деятельности), общении, обмене новостями, опытом, проявлении и демонстрации базовых компетентностей на основе знаний, умений;

-в организации игр, приносящих радость, удовольствие от общения;

-в понимании, принятии, планировании практических действий, деятельности, проектов (индивидуальных, групповых), совместных дел во взаимодействии детей друг с другом, со взрослым;

-в возможности для ребенка самостоятельно регулировать собственную активность (свободный выбор формы организации (на ковре, подушках, в кругу), удобной позы (стоя, сидя, на коленках, на корточках, «по-турецки), временных рамок (длительности) выполнения задуманного);

-в развитии способности детей ставить цель, планировать, определять способы, средства её достижения;

-в умении ребенка договариваться с другими о совместной деятельности, о взятии на себя роли, обязанности, проявлении эмпатии, толерантности;

-в предоставлении возможности каждому ребенку чувствовать себя значимым, влиять на текущие события, формировать будущие, самостоятельно принимать решения, проявлять творческую, мыслительную активность, самоорганизацию, ответственность;

-в осмыслении и рефлексии (самооценке) своих чувств, мыслей, идей, результатов действий/деятельности и достижений, собственных поступков, предъявлении выбранного продукта качестве результата деятельности, формировании представления о том, что принимается/не принимается, одобряется/не одобряется, вызывает интерес/не интересно другим.

Роль взрослых в развитии творческой активности личности как ценностной основе взаимодействия и сотрудничества с детьми, в организации процесса раскрытия их творческого потенциала:

-человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию, поддерживающий и активизирующий интерес, мотивацию детей к мыслительной, творческой деятельности; реализующий модель отношений, обучения на примере культуросообразного поведения;

-осуществлять поиск, внедрение интерактивных форм взаимодействия с детьми креативность, терпение, настойчивость, объективность, раскрытие творческого потенциала детей, опора на сильные стороны в развитии каждого ребенка, учет его возможностей;

-помощь ребенку в определении личного смысла в своих действиях и отношениях;

-обеспечивать организацию и вовлечение детей в совместное планирование, в ценностный диалог, следование за инициативой детей, учет их интересов, раскрытие содержания образовательной деятельности, использование адекватного комплекса форм и методов индивидуализации образовательного процесса;

-обеспечивать комфортное ценностно ориентированное, конструктивно-деловое общение (отказ от педагогических манипуляций);

-предоставлять детям возможность самостоятельного выбора дела для себя, включаться в совместную деятельность с другими и направлять выбор созданием эмоционального фона, предметно-пространственных условий, насыщением центров детской активности необходимыми материалами, которые бы стимулировали инициативу и творческую активность, способствовали проявлению личных замыслов через осознание возможностей и последствий собственного выбора, способствовали бы выстраиванию собственной системы ценностей, не противоречащей духовно-нравственным и социокультурным ценностям;

-сопровождать ребенка в процессе образования, развития и саморазвития, поддержать и признать его уникальность;

создать условия, помочь детям организовать деятельность, определить, какая помощь и поддержка нужна каждому ребенку для того, чтобы он продвинулся в своем развитии;

предоставлять детям свободу для собственных потребностей, но при этом с учетом принятых социокультурных норм и правил, создавая условия для понимания, принятия ответственности за собственный выбор, действия и результаты (т. е. «для чего?»);

-обеспечивать подлинную вовлеченность детей в деятельность;

- помогать понять, принять и удерживать установленную культурную рамку поведения и общения, культуру ведения диалога и монолога («Мы говорим по одному», «Мы не перебиваем друг друга». «Мы слушаем внимательно друг друга»);

- показывать свое заинтересованное отношение к детям как к «экспертам в своем деле и регулярно привлекать их к совместному планированию, обсуждению и принятию решений, позволяя реально влиять на содержание и формы образовательной деятельности;

-демонстрировать собственное педагогическое и личностное отношение к высказываниям и идеям детей, не навязывая его, заинтересованность, искренний интерес к их высказываниям, предложениям;

-стимулировать и поддерживать инициативы детей в выборе темы, содержания, вида деятельности, материалов, способов и средств достижения цели;

-предлагать детям свои идеи по содержанию, видам деятельности, заинтересовывать детей, что позволит решать образовательные задачи на материале, который актуален для детей;

-поддерживать оптимистическую перспективу в работе с ребенком, опираясь на положительное в ребенке;

-предоставлять детям возможность обращаться к своей фантазии, творчеству в самых разных проявлениях образовательного процесса.

Алгоритм технологии развития творческой активности ребёнка:

«Самоцветный круг» (не более 5-20 минут)

1-й этап:

-Подготовка к проведению «Самоцветного круга» (до 1 минуты)

1.1. Приветствие, ориентированное на живое эмоционально-ценностное общение (от 1 до 3 минут)

Вариативные формы приветствий: приветствие в игровой форме, словесных бечёвках, пожеланиях, комплиментах, подарках.

В играх-приветствиях используются как вербальные, так и невербальные способы установления контакта: прикосновение к ладошкам, рукопожатие, улыбка, разные слова приветствия. Взрослый в играх-приветствиях может варьировать правила «каждый приветствует всех» и «каждый приветствует тех, кого хочет». В первом случае дается возможность вступить в контакт детям, которые не общаются между собой на протяжении дня. Это способствует укреплению общего пространства группы. Во втором случае детям предоставляется свобода выбора, что способствует поддержанию личной инициативы. Обогатив свой поведенческий репертуар, дети в дальнейшем могут выбрать для себя способ приветствия, проявить творчество.

Здравствуй, небо!

Руки подняты вверх

Здравствуй, солнце!

Руками над головой описать большой круг

Здравствуй, земля!

Плавно опустить руки на ковёр

Здравствуй, планета Земля!

Описать большой круг над головой

Здравствуй, наша большая семья!

Все ребята берутся за руки и поднимают руки вверх

Доброе утро, глазки!

Вы проснулись!

Потереть глазки, сделать из пальчиков бинокль и посмотреть друг на друга

Доброе утро, ушки!

Вы проснулись!

Погладить ушки, проложить ладошки к ушам (изобразить уши слона)

Доброе утро, дети!

Мы проснулись!

Поднять руки вверх

1.2. Игра радости, удовольствия, коммуникации. Ориентация на эмоционально насыщению атмосферу совместного общения (от 2 до 5 минут)

ИГРА: словесная (совершенствование речевого аппарата, ритма), пальчиковая игра, игра-фантазия, коммуникативная игра, игра-шутка, игра-цепочка, игра-загадка, игра-скороговорка, игра-пословица, игра-поговорка, игровой способ в форме пения, слушания мелодии, тренинга, ритмопластика (совершенствование речевого аппарата, стимулирование общения, выразительного движения), психогимнастика (на овладение мимикой, жестами, интонационной выразительностью).

Варианты игр, игровых упражнений в ходе «Самоцветного круга»

Ценность «Семья»

  1. «Имя и движение»

Взрослый предлагает детям встать в круг. Каждый ребенок по очереди выходит в центр круга, произносит свое имя и показывает при этом какое-нибудь движение руками, ногами, всем телом. Все остальные дети «эхо». Они хором произносят имя и повторяют движение, которое сделал ребенок.

После игры взрослый предлагает детям поделиться впечатлениями: чьи движения понравились, трудно ли было выполнить задание, хорошо ли было в кругу друзей? 

  1. «Пропой своё имя»

Дети сидят в кругу, взрослый предлагает им пропеть своё имя под звон колокольчика. Колокольчик передают по кругу. После того как ребёнок пропел свое имя, взрослый предлагает пропеть это имя всем детям, варианты: пропевают мальчик(и), девочка(и).

Ценность «Здоровье»

  1. «Делай как я»

Водящий задаёт движение, которое передаётся по кругу. Затем следующий ребёнок показывает своё движение, а все повторяют

  1. «Mope»

Дети берутся за руки, и взрослый (позже ребенок, назначенный ведущим) «запускает телом, руками «волну», которая передается по кругу. Темп зависит от «со- стояния моря» (спокойное, волнующееся, разбушевавшееся). Предварительно взрослый учит детей совершать движение «волны» руками и телом (плавно поднять одну руку, потянуться, опустить руку, приседая, а затем поднять другую руку).

  1. «Создай настроение»

Детям предлагаются изображения детских лиц с разным настроением. Каждый выбирает то, которое соответствует его настроению, показывает его всем. Если у ребенка плохое настроение, остальные могут сказать ему что-то приятное, развеселить, погладить и т. п., если ему этого хочется.

Ценность «Труд и творчество»

  1. «Лови мяч!»

Дети, стоя в кругу, перебрасывают мяч друг другу, называя свое имя и имя того, кому бросают мяч. Бросая мяч, они могут задать какой-либо вопрос сверстнику с целью узнать что-то о нем.

  1. «Чей предмет?»

Каждый из детей выбирает себе какой-то предмет, который прячет под платком на коленях. Водящий подходит по очереди к 4-6 детям, ощупывает предмет под платком на коленях, запоминает, чей это предмет.

Ценность «Социальная солидарность»

  1. «Чем мы похожи?»

Дети с помощью взрослого обсуждают, чем они похожи друг на друга, что у них общего.

  1. «Смена мест».

Дети сидят в кругу. Взрослый предлагает поменяться местами девочкам, мальчикам, тем детям, у кого длинные волосы, тем, у кого, например, синие пуговицы на одежде и т. д.

1.3. Обмен новостями, с ориентацией на ценностно развивающий диалог- обмен информацией между участниками «Самоцветного круга» (от 2 до 5 минут)

Обмен новостями направлен на развитие умения слушать и слышать, вести, поддерживать диалог, строить монолог, умения аргументировать свое суждение, приводить контраргументы, адекватно реагировать на реплики друг друга; на накопление опыта публичного выступления.

Содержательные компоненты ежедневных новостей:

-о ценностях, ценностном отношении к другим, окружающему миру, себе, о совершенных выборах и поступках в соответствии с ценностями, проявленной самостоятельности в процессе жизнедеятельности;

- о календарных событиях (с учетом времени года, даты, дня недели, погодных явлений);

-с учетом сообщенной информации по теме, проекту, возникшей дискуссии, планов работы на день и общения на основе ценностей;

-о необходимости обсуждения информации о специфических видах работ, о разумной осторожности (при необходимости), об ответственности за выполнение заданий, выполнения специальной просьбы или задания, необходимых объявлений: о днях рождения, о посещении гостей, о предстоящих событиях, праздниках, акциях, о достижениях детей (индивидуальных, группы).

Нужно быть готовым к тому, что дети могут захотеть высказаться все, для этого могут быть подготовлены некоторые «ограничители»: «поделятся новостями 3 человека», «только девочки (мальчики)» и т. п.

2-й этап:

-Планирование взрослым вместе с детьми (групповое обсуждение) (от 3 до 10 минут)

Все предложения, творческие идеи детей и взрослых вносятся в общий план действий и письменно фиксируются в «Самоцветные клеточки» (записываются печатными буквами на расчерченном листе). Возле каждой записанной идеи обозначается имя ее автора. План «Самоцветные клеточки» вывешивается на «Информационном экране» в группе и в приемной на видном месте для родителей (для их естественного включения в образовательную деятельность группы)

-Выбор актуальной темы интересных проектов на перспективу (на определённый/ не определённый период)

-Планирование дня, действий, деятельности детей в делах на текущий день, придающее дню определенность, продуманность, осмысленность для всей группы и каждого ребенка в отдельности

-Планирование содержания , форм и видов деятельности на весь период проекта

-Работа с моделью действий/деятельности детей как субъектов образования «Модель плана действий деятельности ребенка» в режиме диалога, беседы: что знаю, что хочу узнать, как это сделать, для чего, с кем буду делать? все ли правильно сделал? что еще хочу узнать, сделать?

-Выбор детьми деятельности в центрах детской активности. Ориентация на развитие субъектного потенциала (готовности и желания детей), внутреннюю, устойчивую мотивацию (1-3 минуты)

3-й этап:  Создание ситуаций творческой активности, погружения в личностный, коллективный, групповой опят в процессе разнообразных видов деятельности.

Центры детской активности (деловые зоны) должны быть обеспечены материалами с ориентацией на предназначение этих центров детской активности, а также от тематики и задач выбранного проекта. Например, в ходе проекта «Любимые сказки» взрослыми разработаны для детей лэпбуки ценностно ориентированной направленности для организации и насыщения центров детской активности.

-Самостоятельная деятельность детей осуществляется в центрах активности (на основе «интереса» «понимания» «принятия» - «действия») (От 15 до 30 минут)

с ориентацией на оптимальную организацию социального пространства, через:

-расширение степеней свободы в действиях/деятельности детей от прямого вмешательства взрослого;

- развитие горизонтальных связей «ребенок-ребенок»;

- развитие мотивационного и волевого (регулятивного) компонентов познавательной, творческой активности детей:

- распределение, выбор задач в малых группах, индивидуально, с опорой на зону актуального развития;

- объедение усилий детей для решения поставленной (взятой на себя) задачи в выполнении общей цели (работы в микросообществах).

Продукт выражен результатом деятельности ребенка/детей (рисунком, словом, схемой, моделью, конструкцией, движением, инсталляцией и т. п.)

4-й этап:

-Поведение итогов (от 3 до 5 минут)

-Деятельность в центрах, деятельности дня и тематического проекта;

«Самоцветный круг» как форма подведения итогов дня организуется ежедневно после того, как дети выполнят задуманное реализуют свои планы в центрах детской активности (искусства, науки, математики, строительства, игры, песка и воды и т. п.) или в конце дня.

Самоанализ:

  • Я узнал...
  • Я научился...
  • Я удивился...

Задачи итогового сбора: организовать процесс рефлексии; продемонстрировать индивидуальные и общие итоги работы в центрах детской активности; поделиться своими открытиями, обменяться знаниями, тем, чему научились, что получилось, обсудить, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели; наметить последующие шаги (перспективы развития проекта).

5-й этап:

-Наметить перспективы, поддержать у детей стремление улучшить результат, свои достижения, поделиться своими достижениями и действиями по преодолению неудач.

Данный этап совместной деятельности с детьми в ходе «Самоцветного круга» направлен на то, чтобы наметить перспективы развития проекта (будущие/последующие шаги), поддержать у детей стремление улучшить результат, свои достижения, поделиться своими достижениями и действиями по преодолению неудач.

Варианты вопросов для диалогового общения как смысловой формы обучения детей:

- Планируешь ли ты продолжить работу, как это сделаешь?

- Как и когда ты предполагаешь завершить свою работу (проект)?

- Тебе нужна помощь/дополнительная информация?

- Какие материалы можно еще использовать для того, чтобы ее улучшить?

- Где бы ты хотел(а) разместить (повесить, поставить, вложить) свою работу?

- Кому ты хочешь рассказать о своих результатах, о том, как прошел твой день, чему ты научился/научилась?

На итоговом сборе каждый ребенок может испытать чувство удовлетворения: его труд важен, отмечен всеми. Он не просто играл, он трудился, у него получилось, что дает возможность развития ребенка в том направлении и в том темпе, которые свойственны только ему; возможность для самовыражения в наиболее успешной области, деятельности (их творческое самовыражение приветствуется и ценится).

Общее время итогового сбора может меняться в зависимости от возрастной группы и обилия «продукции» (продуктов деятельности). Продолжительность итогового сбора в «Самоцветном круге»: от 5 до 10 минут.


Ценность «Труд и творчество»

1)    «Лови мяч!» 

Дети, стоя в кругу, перебрасывают мяч друг другу, называя свое имя и имя того, кому бросают мяч. Бросая мяч, они могут задать какой-либо вопрос сверстнику с целью узнать что-то о нем.

2)    «Чей предмет?» 

Каждый из детей выбирает себе какой-то предмет, который прячет под платком на коленях. Водящий подходит по очереди к 4-6 детям, ощупывает предмет под платком на коленях, запоминает, чей это предмет.

Ценность «Социальная солидарность» 

1)    «Чем мы похожи?» 

Дети с помощью взрослого обсуждают, чем они похожи друг на друга, что у них общего.

2)    «Смена мест». 

Дети сидят в кругу. Взрослый предлагает поменяться местами девочкам, мальчикам, тем детям, у кого длинные волосы, тем, у кого, например, синие пуговицы на одежде и т. д.

Варианты игр, игровых упражнений в ходе «Самоцветного круга»

Ценность «Семья»

1)    «Имя и движение»

Взрослый предлагает детям встать в круг. Каждый ребенок по очереди выходит в центр круга, произносит свое имя и показывает при этом какое-нибудь движение руками, ногами, всем телом. Все остальные дети «эхо». Они хором произносят имя и повторяют движение, которое сделал ребенок. После игры взрослый предлагает детям поделиться впечатлениями: чьи движения понравились, трудно ли было выполнить задание, хорошо ли было в кругу друзей?

2)    «Пропой своё имя»

Дети сидят в кругу, взрослый предлагает им пропеть своё имя под звон колокольчика. Колокольчик передают по кругу. После того как ребёнок пропел свое имя, взрослый предлагает пропеть это имя всем детям, варианты: пропевают мальчик(и), девочка(и).

Ценность «Здоровье» 

1) «Mope» 

Дети берутся за руки, и взрослый (позже ребенок, назначенный ведущим) «запускает телом, руками «волну», которая передается по кругу. Темп зависит от «со- стояния моря» (спокойное, волнующееся, разбушевавшееся). Предварительно взрослый учит детей совершать движение «волны» руками и телом (плавно поднять одну руку, потянуться, опустить руку, приседая, а затем поднять другую руку).

2)«Делай как я» 

Водящий задаёт движение, которое передаётся по кругу. Затем следующий ребёнок показывает своё движение, а все повторяют.

3)«Создай настроение»

Детям предлагаются изображения детских лиц с разным настроением. Каждый выбирает то, которое соответствует его настроению, показывает его всем. Если у ребенка плохое настроение, остальные могут сказать ему что-то приятное, развеселить, погладить и т. п., если ему этого хочется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шире круг, шире круг! Здравствуй, наш зеленый друг!

Шире круг, шире круг! Здравствуй, наш зеленый друг! ...

Конспект занятия по математике во второй младшей группе по теме "Круг.Свойства круга"

Конспект занятия по математике во второй младшей группе...

Компьютерная игра для дошкольников 6-7 лет с применением кругов Дьенеша "Распредели круги по лугу"(в кругах)

Игра делается в презентации. Чаще  нужен  один слайд, а предметы появляются на экране путём щелчка компьютерной мыши.  Предметы сканируются и помещаются в презентацию, с использованием ...

"Самоцветные стиляги покидают детский сад"

Сценарий выпускного бала в подготовительной группе детского сада....

"Самоцветный круг" в группе компенсирующей направленности воспитанников от 4 до 7 лет

quot;Самоцветный круг" в группе компенсирующей направленности воспитанников от 4 до 7 лет...

Консультация для педагогов. Тема: «Использование авторской педагогической технологии Н.П.Гришаевой «Рефлексивный круг» («Утренний круг» и «Вечерний круг») для успешной социальной адаптации детей дошкольного возраста»

Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из задач, стоящих перед воспитателями ДОУ– это помочь...

Методическая разработка - находка "Волшебные круги Эйлера". Использование "кругов Эйлера" в своей работе с детьми для развития логического мышления. Картотека игр с "кругами Эйлера".

Методическая разработка - находка "Волшебные круги Эйлера". Использование "кругов Эйлера" в своей работе с детьми для развития логического мышления. Картотека игр с "кругами Э...