Консультация для родителей "Игры на развитие памяти старших дошкольников"
консультация (старшая группа)

Могилевиц (Кузнецова) Юлия Борисовна

В данном материале представленны методики на проверку памяти у ребенка, игры. Рекомендации по занятиям для развития памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kon._igry_na_razvitie_pamyati_u_doshkolnikov.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

«Игры на развитие памяти дошкольников»

Память – это одно из необходимых условий развития интеллектуальных

способностей ребёнка. Особенно большие требования к памяти предъявляет

школьное обучение. Систематическое, целенаправленное овладение знаниями, навыками предполагает определённый уровень развития памяти детей.

Память человека — это основа психической жизни, основа сознания. Любая

деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти.

В наибольшей степени у всех людей проявляются такие виды памяти, как

зрительная и слуховая.

Зрительная – сохранение и воспроизведение зрительных образов.

Слуховая – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых.

Этот вид памяти имеет особенно большое значение в развитии ребенка. Всё,

что известно дошкольнику, он узнает на слух. Этим же способом он будет

усваивать до 70% информации, обучаясь в школе.

 В возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная память.

В возрасте 5-7 лет преобладает наглядно - образная память. Но на

протяжении всего этого периода возникает и развивается память словесно-

логическая.

Основная задача взрослых, родителей и педагогов – ускорить развитие

произвольной и словесно-логической памяти у детей.

Проверяем память у ребёнка.

Взрослым стоит выяснить: как запоминает ребёнок? Какой объём

информации может запомнить? Как долго сохраняется в его памяти эта

информация и насколько правильно он сможет повторить то, что запомнил?

Например, для проверки слуховой памяти предложите ребёнку такую игру «10 слов»: ребёнку зачитываются 10 слов.

Например: стол, карандаш, мел, рука, дом, парк, часы, яблоко, окно, чашка.

Если ребёнок 6 – 7 лет воспроизводит 5 – 6 слов – это говорит о хорошем уровне слуховой механической памяти.

Зрительную память можно проверить предъявив ребёнку 10 картинок.

Обычно ребёнок воспроизводит с вашей помощью 7 – 8 предметов из 10

Долговременная память проверяется так. Попросите вашего ребенка рассказать какую-нибудь из недавно прочитанных сказок. Если рассказал правильно, всё прекрасно. Если сбивался и путался, значит, нужно потренировать память.

Если с ребёнком проводятся специальные занятия, то формирование

произвольности запоминания происходит быстрее.

Используя различные вспомогательные средства для запоминания, можно

развить опосредованную память, увеличить скорость и объём запоминания.

Развитию произвольной и словесно – логической памяти у ребёнка помогут

следующие игры и упражнения.

Игра «10 картинок»

Ребёнку предлагается рассмотреть 10 предметных картинок, затем они

переворачиваются, а ребёнку нужно вспомнить и назвать изображённые

предметы.

Упражнение «Что изменилось?»

Ребёнку дается следующая инструкция: «Посмотри на картинку и запомни

всё, что на ней нарисовано». Ребёнок рассматривает картинку в течение 1

минуты. Затем показывается другая картинка, на которой изменены некоторые детали. Ребёнок должен вспомнить и назвать чем отличаются картинки.

В стремлении развивать память ребёнка имейте в виду: независимо от того,

хорошая или плохая у него память, перегружать её вредно. Особенно это

относится к заучиванию непонятных вещей, которые никогда не придётся

использовать на практике, и, следовательно, они будут быстро забыты ребенком – это пустое знание, вызывающее у ребенка лишь беспокойство, напряжение.

Как заниматься с дошкольником.

Выделяйте каждый день 20 - 25 минут для занятий с ребёнком.

Перед началом занятия создайте положительный эмоциональный настрой. Главное, чтобы ребёнок не воспринимал занятия как наказание, например за разбросанные игрушки, а вы – как ежедневную получасовую каторгу. Если ребёнок по какой-то причине не хочет заниматься, перенесите занятие на более удобное для него время. Если возникают трудности при выполнении задания — помогите ребёнку. Помните, что он не должен терять уверенность в своих силах. Поощряйте не только удачные ответы, но и попытку ребёнка преодолеть трудности. Превратите занятия в весёлую и занимательную игру. Тем самым вы будете поддерживать у ребёнка интерес к занятиям.

«Не запутайся»

Данная игра – упражнение подходит для детей 5 – 7 лет.
Задачи: развивать умение распределять внимание, закреплять знание детей о числовом ряде, закреплять названия букв.

Оборудование: лист бумаги с нарисованными цифрами и буквами.
Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог предъявляет ребенку таблицу с цифрами и буквами и предлагает вначале назвать буквы, а затем цифры или наоборот. Цифры необходимо называть по порядку

«На что похожа буква?»

Данная игра – упражнение подходит для детей 4 – 7 лет.
Задачи: развивать внимание, воображение, тренировать ассоциативное мышление, учить устанавливать ассоциативные связи.
Оборудование: карандаши, бумага.
Ход: игра проводится индивидуально или с группой детей. Педагог рисует какую – либо букву и предлагает ребенку подумать, нарисовать и сказать, на что она похожа? Например, Ж похожа на жука, Ш – на расческу, В – на половинку бабочки
и т.д.

«Дорисуй»

Данная игра – упражнение подходит для детей 4 – 7 лет.
Задачи: развивать внимание, воображение, тренировать ассоциативное мышление, учить устанавливать ассоциативные связи.
Оборудование: карандаши, бумага.
Ход: игра проводится индивидуально или с группой детей. Педагог на доске или бумаге рисует геометрические фигуры или любые закорючки, как усложнение, и предлагает детям подумать, что из них можно нарисовать.

«Съешь, вспомни, назови»

Данная игра – упражнение подходит для детей 4 – 7 лет.
Задачи: развивать вкусовую, словесную память, развивать внимание.
Оборудование: продукты питания, картинки, платок.
Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог сначала показывает продукты питания, затем, предварительно, завязав ребенку глаза, предлагает съесть 2, 3 или более продукта, а затем вспомнить, назвать или показать их в нужной последовательности.

 «Запомни и назови»

Данная игра – упражнение подходит для детей 5 – 7 лет.
Задачи: развивать и увеличивать объем внимание, тренировать ассоциативное мышление, учить устанавливать ассоциативные связи.
Оборудование: картинки, предметы, платок.
Ход: игра проводится индивидуально или с группой детей. Педагог ставит на стол игрушки по порядку, называя каждую. Затем устанавливаются ассоциативные связи (по цвету, форме, величине и т.д.). После этого игрушки накрываются платком и педагог просит назвать или разложить из картинок последовательность

Занимаясь с ребёнком, вы не только разовьёте память у него, но и получите

удовольствие от полезного и интересного общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для коррекции и развития памяти старших дошкольников

Примерные задания для работ дома по коррекции и развитию памяти детей подготовительных групп....

Программа занятий по развитию памяти старших дошкольников

Программа занятий по развитию памяти  старших дошкольников Дошкольное детство – важная ступень подготовки к школьному обучению. Все родители будущих первоклассников мечтают, чтобы...

Особенности развития памяти старших дошкольников с ОНР 3 уровня

Исследование по развитию памяти детей с ОВЗ...

Развитие памяти старших дошкольников Методические рекомендации

Данные методические рекомендации, адресованные воспитателям ДОУ, содержат теоретические основы проблемы развития памяти старших дошкольников, а также раскрываются пути и средства развития памяти детей...

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Актуальность исследования.  В настоящее время проблема развития памяти у детей привлекает внимание многих психологов и педагогов. Так, согласно Д.Б. Эльконину в дошкольном возрасте наиболее значи...

Особенности развития памяти старших дошкольников.

Память не является какой-то самостоятельной  функцией, а теснейшим образом связана с личностью, ее внутренним миром, интересами, стремлениями. Поэтому развитие и совершенствование памяти происход...

Психолого-педагогические условия развития памяти старших дошкольников

Психолого-педагогические условия развития памяти старших дошкольников изучались такими известными учеными, как Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, З.И. Истоминой, А.В. Запорожцем и др. Д...