Развитие памяти старших дошкольников Методические рекомендации
методическая разработка (подготовительная группа)

Хомякова Олеся Александровна

Данные методические рекомендации, адресованные воспитателям ДОУ, содержат теоретические основы проблемы развития памяти старших дошкольников, а также раскрываются пути и средства развития памяти детей.

В пособии прилагаются диагностические методики, практические материалы, состоящие из игр и упражнений для развития памяти детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ukorochennoe_metod.posobie_razvitie_pamyati.docx57.86 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение        4

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития памяти старших дошкольников в воспитательно-образовательном процессе.

1.1Особенности     развития     памяти      в     старшем      дошкольном
возрасте        7

1.2        Критерии         и         уровни         развития         памяти         старших
дошкольников        8

Глава 2. Пути и средства развития памяти старших дошкольников в воспитательно-образовательном процессе.

2.1.        Организация мнемической деятельности старших дошкольников как
средство развития памяти        9

2.2.        Использование     приемов     обучения     старших    дошкольников
смысловому запоминанию        11

Заключение        14

Литература ………………………………………………………………..16

Приложение        17

Введение

Необходимым условием развития всех сфер жизни общества является получение образования каждым членом этого общества. Основой осуществления задач обучения, преподнесения фундаментальных и необходимых для дальнейшего обучения знаний, выработки умений и навыков является дошкольное учреждение. Перед воспитателями на первый план выдвигаются задачи воспитания человека как личности и задачи умственного развития. Иными словами, в процессе обучения должно осуществляться развитие познавательных процессов дошкольников. Значение каждого познавательного процесса в жизни человека очень велико. Важнейшим свойством человеческого мозга, является память.

Память человеку необходима. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Память лежит в основе способностей человека, является условием обучения и развития. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности, ни общества.

В дошкольной практике трудности обучения возникают из-за того, что дошкольники имеют недостаточный объем памяти, не владеют приемами продуктивного запоминания, не умеют осуществлять самоконтроль. В настоящее время резко увеличился объем сведений, который приходится запоминать и использовать современному дошкольнику. В связи с этим, возникает противоречие между объемом материала, который нужно запомнить и способностью усваивать его детьми.Таким образом, актуальной целью в развитии старших дошкольников является развитие памяти.

Глава I. Теоретические основы проблемы развития памяти старших дошкольников в воспитательно-образовательном процессе

1.1. Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте

В старшем дошкольном возрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов, необходимость которых связана с поступлением в школу. Из «натуральных» по Л.С.Выготскому эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психические функции, связанные с речью, произвольные и опосредованные. Этому способствуют основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок данного возраста: учении, общение, игра, труд.

Старший дошкольный возраст важен для развития эмоциональной памяти. Но ребенок запоминает не вообще чувство, а чувство к конкретному человеку, предмету, то есть его эмоциональная память неотделима от образной. Этот вид памяти очень развит у детей этого возраста, при этом наивысший уровень продуктивности образной памяти достигается в 8-11 лет.

В старшем дошкольном возрасте появляется тенденция к опосредованному запоминанию. Для дошкольников проще выполнить установку «запомнить», чем установку «запомнить с помощью чего-либо». Из этого следует, что дошкольники обладают хорошей механической памятью. Следует отметить, что ребёнок может успешно запомнить и воспроизвести и непонятный ему текст. Поэтому необходимо контролировать не только результат, но и сам процесс (как, какими способами ребёнок это запомнил).

Непроизвольное запоминание особенно преобладает у дошкольников у первоклассников. Ребенок легко и надолго запоминает то, что вызвало у него непосредственный интерес, что привлекло его своей яркостью, с чем он активно действовал. Существенную роль при этом играет слово. Если предметы, с которыми встречается ребенок, называются, то он запоминает их лучше.

Но         механизмы         памяти         ребенка         не         исчерпываются

непроизвольным запоминанием. К этому этапу жизни в психике ребенка появляется важное новообразование овладение мнемической деятельностью, возникновение произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребёнок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда ребёнок самостоятельно выделил задачу на запоминание.

Важным показателем развития произвольной памяти
дошкольника является не только его умение поставить
перед собой мнемическую задачу, но и проконтролировать ее
выполнение,        то        есть        осуществить        самоконтроль.

Сущность самоконтроля заключается в умение ребёнком соотнести, сличить полученный результат в процессе выполнения какой-либо деятельности с заданным образцом с целью своевременного исправления ошибки дальнейшего их недопущения.

Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте дает возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, то есть рациональных способов запоминания. Когда ребенок осмысливает материал, понимает его, он его одновременно и запоминает. Таким образом, интеллектуальная работа является в то же время мнемонической деятельностью, мышление и смысловая память оказываются неразрывно связанными.

1.2. Критерии и уровни развития памяти старших дошкольников

Невозможно продуктивно заниматься развитием памяти, если не знать исходного уровня развития данного познавательного процесса у детей. Для этого необходимо провести диагностику развития памяти.

Одно из значений термина «диагноз» в переводе с греческого -«распознавание». Диагностика понимается как распознавание чего-либо. Психологическая диагностика предназначена для того, чтобы обеспечить сбор информации об особенностях человеческой психики.

Диагностика предполагает обязательное сопоставление получаемых данных, на основе которого может быть сформулировано заключение об отдельном испытуемом или группе лиц, по поводу выраженности тех или иных индивидуально-психологических особенностей.

На эффективность учебной деятельности старших дошкольников влияют такие виды памяти, как зрительная, слуховая и словесно – логическая. При диагностировании детей старше дошкольного возраста можно использовать следующие методики «Десять слов», «Смысловая память», «Запоминание фигуры» (приложение №1).

Для более объективной диагностики уровня развития памяти используются критерии (приложение №2).

Память имеет  3 уровня своего развития. Каждый уровень характеризуется рядом показателей (приложение №3).

С целью определения исходного уровня развития памяти старших дошкольников, проводится первая диагностика уровня развития памяти детей (приложение №4), исходя из результатов диагностики можно сказать что большинство дошкольников имеют низкий уровень развития памяти (приложение №5).

Результаты первой диагностики подтвердили необходимость проведения корректирующее – развивающей работы. После завершения которой проводится вторая диагностика с целью выявления изменений в уровне развития памяти дошкольников. Для получения показателей зрительной, слуховой и словесно – логической памяти применяются так же  диагностические методики, что и в первый раз (приложение №6), исходя из результатов второй диагностики можно отметить значительный рост уровня развития памяти (приложение №7).

Таким образом, полученные результаты позволили сделать вывод о том, что разработанные пути и их средства развития памяти старших дошкольников эффективны и их применение в воспитательно– образовательном процессе целесообразно.

Глава 2. Пути и средства развития памяти старших дошкольников в воспитательно-образовательном процессе

2.1.        Организация      мнемической     деятельности      старших

дошкольников как средство развития памяти

Старший дошкольный возраст является сензитивным для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период необходимой. Сущность развития памяти - появление мнемических действий в структуре памяти. Для того, чтобы это произошло, воспитатель должен: во-первых, учить дошкольников различным способам запоминания; во-вторых создавать ситуации, когда ребятам необходимо использовать мнемические приемы (ситуации, где будет иметь место противоречие между желанием запомнить и невозможностью это сделать с помощью уже имеющихся мнемических действий). Этого можно добиться благодаря увеличению объема материала, изменению характера его преподнесения.

В настоящее время разрабатывается и на практике используется немалое количество разнообразных систем и методов практического влияния на память с целью ее улучшения. К таким методам, в частности, относятся:

1. Метод образной визуализации

Суть этого метода состоит в том, что при запоминании каких-либо слов детьми создаются зрительные образы, воображаемые ситуации, включающие эти слова. В формирующей работе я использовала следующий приём, основанный на этом методе.

а) Детям предлагается с закрытыми глазами представить себе внешний вид предметов, их вкус, запах, звуки и прочие ощущения, связанные с теми предметами, названия которых читает учитель: кошка, бумага, яблоко, еж, карандаш, стол, клей, лимон, барабан, синица, одуванчик, дерево, человек, самолет, рыба. Затем предлагается вспомнить и

назвать по памяти слова.

2. Метод Айвазовского.

Суть этого метода заключается в том, что после зрительного восприятия какого-либо предмета ребёнок с закрытыми глазами должен добиться максимально яркого изображения этого предмета.

Ребенку предлагается посмотреть на картинку в течение одной минуты,

потом закрыть глаза и представить мысленно эту картинку в деталях, открыть глаза на секунду, дополнить образ, закрыть глаза постараться добиться максимально яркого изображения картинки. Так повторить несколько раз.

3. Нейробика.

Сущность  этого  метода  заключается  в  действиях,   способствующих
стимулированию работы головного мозга.        

1. Ребенку с закрытыми глазами показывает на     ленте     буквы -буквы, обозначающие гласные, согласные звуки.

2.Ребёнку, пишущему правой рукой,  написать буквы или цифру левой рукой.

Психолого-педагогические исследования показали, что когда учебная информация поступает по нескольким каналам восприятия, обучение и развитие ребенка происходит эффективнее, то есть запоминание опирается  на различные виды памяти. Один и тот же материал может быть изложен устно, проиллюстрирован образно. Ребёнок легко и надолго запоминает то, с чем он активно действовал (например, работа со счетным материалом, разрезной азбукой, сюжетными картинками). Следовательно, средствами развития памяти являются деятельность, речь, письмо.

Таким образом, в целях достижения эффективности развития памяти старших дошкольников педагогу необходимо в образовательном процессе включать детей в активную мнемическую деятельность.

2.2.   Использование   приемов   обучения   старших   дошкольников смысловому запоминанию

Основой словесно-логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании. В этой связи уместно вспомнить высказывание Л. Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не одной памятью». В качестве мыслительных приёмов запоминания могут быть использованы: смысловое соотношение, классификация, выделение смысловых опор и составление плана.

Обучение   мнемическому   приёму,   в   основе   которого   лежит умственное действие, должно включать два этапа:

а)        формирование самого умственного действия;

б)        использование его как мнемического приёма, средства запоминания.

Таким образом, прежде чем использовать, например, приём классификации для запоминания материала необходимо овладеть классификацией как самостоятельным умственным действием.

Процесс развития памяти у старших дошкольников должен быть специально организован, поскольку в подавляющем большинстве дети этого возраста (без специального обучения) не используют приёмы смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к испытанному средству - механическому повторению. Смысловая память основана на понимании, т.е. деятельности мышления, и связана с развитием языка. В процессе смыслового запоминания в первую очередь создаются пригодные для запоминания связи, так называемые мнемические опоры, что и позволяет преодолевать ограничения кратковременного запоминания. Связи, используемые для запоминания, носят не самостоятельный, а вспомогательный характер, они служат средством, помогающим что-либо вспомнить. Наиболее эффективными будут мнемические опоры, отражающие   главные   мысли   какого-либо   материала.    Для   детей   со слаборазвитой памятью основные пути её компенсации лежат в развитии смысловой памяти: умении обобщать материал, выделять в нём главные мысли.

Формирование классификации как умственного действия у детей старшего дошкольного возраста происходит постепенно. В процессе классификации младшие школьники проявляют большую самостоятельность и меньше нуждаются в организации их деятельности со стороны взрослых.

Большие   возможности   для   развития  логической   памяти   детей содержит работа, связанная, с обучением их пересказу.

Обычно занятия такого типа проходят следующим образом: воспитатель читает рассказ, предварительно предупредив детей о необходимости внимательно слушать с целью последующего пересказа, задает вопросы, помогающие детям лучше понять содержание текста, уточняет в случае необходимости ответы детей, затем следует повторное чтение текста и воспроизведение его несколькими детьми. Но этого недостаточно.

Умственные действия смыслового запоминания возникают из внешних
практических действий с материальными предметами или их заместителями,
пройдя обязательный этап внешне речевого действия. Поэтому необходимо
вначале дать детям внешние опоры для мысли об описываемом в рассказе
событии, факте, действии и обеспечить им возможность практически
манипулировать с этими опорами.        

В ходе работы  детям необходимо помочь осознать, что для хорошего запоминания: недостаточно внимательно слушать текст, надо осуществлять с ним определенную работу. Деятельность детей направляется на усвоение приема смыслового запоминания материала: «Мы учились сегодня запоминать и рассказывать. Чтобы лучше запомнить и вспомнить, мы выделяли основные части рассказа, обозначали их последовательность, те опоры, которые способствуют запоминанию в работе с детьми можно называть помощниками и мы и дальше будем этому учиться, и все вы научитесь хорошо запоминать»

Таким образом, перед детьми ставится задача – научиться чему-то новому, используя приемы смыслового запоминания занятий.

Для запоминания логически связанного текста нужно чаще что-либо пересказывать. Сначала это могут быть простые тексты, а по мере тренировки навыков тексты могут  усложняться. Таким образом, в целях достижения эффективного развития памяти старших дошкольников педагогу необходимо обучать их приемам смыслового запоминания (приложение №8).

Заключение

Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами память - это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения. Существует несколько оснований для классификации видов памяти. Одно из них, например, деление памяти по времени сохранения материала (долговременная и кратковременная), другое по преобладающему в процессах памяти анализатору (двигательная, слуховая, зрительная). Поскольку память связана с волей, то по характеру ее участия в запоминании и воспроизведении материала память делят на произвольную и непроизвольную.

В старшем дошкольном возрасте память претерпевает существенные
изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка приобретает черты
произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.
Движущими силами развития памяти является противоречие между объемом
материала, который нужно запомнить и невозможностью этого сделать с
помощью уже имеющихся мнемических действий. Старший дошкольный
возраст  является  сензитивным для становления высших   форм
 произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа является в этот период необходимой. Память развивается в деятельности, организуя деятельность детей, педагог должен применять различные пути и средства развития памяти дошкольников в воспитательно-образовательном процессе, такие как:

  • организация     активной     мнемической     деятельности     старших дошкольников в образовательном процессе.
  • использование приемов обучения старших дошкольников смысловому
    запоминанию.
  • применение системы игр и упражнений по развитию памяти

Процесс развития памяти проходит в игровой форме и поэтому не воспринимается ребенком как сложный. Главное – это сохранить у ребенка познавательный интерес и радость от достигнутых им результатов. Поэтому педагогу важно проявить максимум выдумки и фантазии, чтобы сделать коррекционно-развивающие занятия веселыми и забавными.

                                                            Литература

  1. Барташникова   И.А.,   Барташников   А.А.   Учись   играя:   Тренировка
    интеллекта: Игры и тесты для детей 5-7 лет. - Харьков: Фолио, 1997 -
    412с.
  2. Тесты    д/детей,    сборник    тестов    и    развивающих    упражнений.
    Составители М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова - СПб.: «Дельта», 384с.
  3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г. Готов ли ваш ребёнок к
    школе? Книга тестов - М.: Росмэн - 2000. - 80с.
  4. Волков Б.С., Волкова Н.В.     Подготовка ребёнка к школе:  Задачи,
    упражнения, диагностика. Научная редакция - Волков Б.С. М., А.П.О.,
    1994-64с.
  5. Чивикова Н.Ю. Как подготовить ребёнка к школе - М: Рольф, 1999 -
    208с.

6.        Башаева Т.В. Васильева Н.Н., Клюева Н.В. Энциклопедия и развитие
дошкольников. -Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001.
-480с.

7.        Немов        Р.С.        Психология:        В 3 Кн.        Общие        основы
психологии. - М.: Владос, 1997.- Кн.1.- 688с.

8.        Немов    Р.С.    Психология:    В    3    Кн.    Психодиагностика.    -    М.:
Владос. 1997.- Кн. 2.- 680с.

9. Эльконин      Д.Б.         Особенности      развития      психики      детей шестилетнего возраста. - М.: Педагогика, 1988.- 133с.

Приложение 1 Методика «Запомни фигуры» (Е.И. Рогов)

Методика предназначена для оценки зрительной памяти. Оборудование: таблица с геометрическими фигурами для запоминания. Описание методики: таблица экспонируется в течение 30 секунд. Детям предлагается внимательно рассмотреть таблицу и запомнить фигуры.

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с геометрическими фигурами. Вам нужно как можно лучше их запомнить и после того, как таблица будет убрана по моей команде воспроизвести на бланке.

Обработка   полученных   данных:   подсчитывается   число   правильно воспроизведенных фигур. Порядок воспроизведения не учитывается. Выводы об уровне развития:

 8-9 баллов - высокий уровень.

 5-7 баллов - средний уровень.

1 -4 балла - низкий уровень.

Методика «10 слов» (Л.Д. Столяренко)

Цель: выявление уровня развития слуховой памяти.

Оборудование: набор слов для запоминания.

Описание методики: ребёнку предлагается внимательно выслушать и запомнить предлагаемый набор слов. После прочтения испытуемый должен по памяти воспроизвести слова. Порядок     воспроизведения слов не учитывается.

Инструкция: «Сейчас я прочитаю ряд слов. Нужно как можно лучше их запомнить и сразу же после окончания чтения по моей команде записать (при индивидуальной работе назвать мне) все слова, которые ты смог запомнить».

Обработка полученных данных: подсчитывается число правильно воспроизведенных слов.

Выводы об уровне развития:

8-10 баллов - высокий

5-7   баллов – средний

 1-4   балла-низкий

Рекомендуемый набор слов: лампа, яблоко, карандаш, гроза, утка, мяч, листок, попугай, собака, корабль.

Методика «Смысловая память» (Л.Д. Столяренко)

Цель:    выявить    уровень    развития    словесно-логической    памяти. Оборудование: 10 пар слов, между которыми есть смысловая связь.

Тарелка – суп

 Зима – снег

 Карандаш - бумага

Описание методики: ребёнку зачитываются пары слов, слова каждой пары связаны по смыслу. Между парами интервал 5 секунд. Затем через небольшой интервал времени воспитатель читает лишь первое слово из каждой пары, ребёнок должен в это время припоминать второе слово из каждой пары.

Обработка        полученных        данных:        подсчитывается        число правильно воспроизведенных пар слов. Выводы об уровне развития:

8-10 баллов - высокий

5-7 баллов – средний

 1 -4   балла- низкий

      Приложение 2

Критерии, показатели средства и диагностики памяти старших

дошкольников.

Критерии

Показатели

Средства диагностики

Зрительная память

- количество правильно

Методика        «Запомни

воспроизведенных

фигуры».

геометрических фигур;

- отсутствие ошибок при

воспроизведении.

Слуховая память

- Количество правильно

Методика «10 слов».

воспроизведенных      на

слух слов;

- отсутствие ошибок.

Словесно-логическая

осмысленность

Методика    «Смысловая

память

запоминания;

память».

использование    при

воспроизведении

смысловой связи между

словами;

- количество правильно

воспроизведенных слов.

Приложение 3

Характеристика уровней развития памяти старших дошкольников.

Уровни      развития памяти

Показатели уровня развития памяти

Высокий

Достаточно хорошо развита память, не требуется большой силы воли для выполнения деятельности, ребёнок хорошо запоминает и может воспроизвести как зрительную, так и слуховую информацию, владеет приёмами логического запоминания.

Средний

Память развита неплохо, но требуется приложение усилий для выполнения деятельности, при воспроизведении информации допускает незначительные ошибки, приёмами логического запоминания пользуется не всегда.

Низкий

Низкий уровень развития памяти, требуется максимальное приложение усилий для выполнения деятельности, при воспроизведении допускает много ошибок, не пользуется приёмами логического запоминания.

Приложение 4

Результаты исследования памяти старших дошкольников ( %)

Уровни

Зрительная память

Слуховая память

Слов.-логич. память

Высокий

10,0

5,0

5,0

Средний

55,0

40,0

40,0

Низкий

35,0

55,0

55,0

Приложение 5

Уровни развития памяти дошкольников по результатам                                          первой диагностики (%)

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

7%

45%

48%


Приложение 6

Результаты исследования памяти старших дошкольников по результатам второй диагностики ( % )

Уровни

Виды памяти

Зрительная память

Слуховая память

Смысловая память

Высокий

15,0

15,0

15,0

Средний

55,0

45,0

55,0

Низкий

30,0

40,0

30,0

Приложение 7

Уровни развития памяти старших дошкольников по результатам второй диагностики

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

1 диагност.

2 диагност.

1 диагност.

2 диагност.

1 диагност.

2 диагност.

7%

15%

45%

58%

48%

33%

Приложение 8

Обучение созданию мнемических опор

Инструкция: "Сейчас мы с вами будем учиться запоминать текст.
Сначала я прочитаю рассказ, а потом нужно выделить главные мысли этого
рассказа. Для этого нужно несколько раз задать два вопроса к тексту: о ком
(или о чем) говорится в начале текста и что об этом говорится? После того
как вы ответите на эти вопросы, надо задать следующие: о ком (или о чем)
говорится дальше и что об этом говорится? И так будем работать до конца
текста. Все ли вам ясно?"Для чтения и последующей работы можно использовать рассказ  К. Паустовского «Заячьи лапы».

После чтения рассказа мы задавали следующие вопросы. На первом занятии, если ребенок испытывает какие-либо затруднения.

В.: О ком говорится в начале рассказа?

О.: О дедушке.

В.: Что говорится о дедушке?

О:  Что он пошел на охоту (и не попал в зайчонка)

В.: О ком говорится дальше?

О: О дедушке.

В.: Что о нем говорится?

О.: Дедушка попал в лесной пожар.

В.: Потом о ком говорится?

О.: О зайце.

В.: Что о нем говорится:

О: Дедушку спас от пожара зайчонок.

В.: О ком говорится в конце рассказа?

О: О дедушке.

В.: Что о нем говорится?

 О.: Дедушка вылечил обгоревшего зайца

Приложение 9

1.  Предлагается ребенку внимательно посмотреть на профили лиц, которые изображены, на рисунке и запомнить их. Потом ребенок должен найти профиль лица, который обведен контуром.

2.Следующее упражнение называется «Волшебник меняет лицо». Здесь необходимо как можно быстрее запомнить все детали, по которым различаются предложенные рисунки. Затем ребенку предлагалось ответить   на  вопросы:

Что нарисовано на первой картинке?

Что нарисовано на второй картинке?

Что нарисовано на третьей картинке?

Вспомни и перечисли все отличия.

На какой картинке нарисован добрый волшебник, а на какой - злой? Почему ты так думаешь?

3.Не менее эффективна работа с пословицами.

Детям  предлагается   «Поиграем  в  пословицы,  которые  ты  хорошо знаешь. Я буду говорить начало пословицы, а ты должен продолжить». Так, например, многие дети знают следующие пословицы:

1 .Ученье свет - не ученье тьма.

2.В гостях хорошо - дома лучше.

3.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Далее ребенок должен повторить пословицы, а потом только начало пословиц.

4. Упражнение «Буквы заблудились» вызывает у детей особые эмоции и чувства. Ребенок должен исправить ошибки, назвать правильное слово и сказать, какая же буква заблудилась. После исправления ошибок, в конце стихотворения, нужно вспомнить, в каких словах были ошибки, назвать правильные слова и правильные буквы. Например:

•        Закричал охотник:

- Ой! Двери гонятся за мной!

•        На виду у детворы

Крысу красят моляры.

        

5. Упражнение   «Загадки-отгадки».    Здесь  необходимо   отгадать

загадки, после чего ребенок должен ответить на вопросы:

  • Чему были посвящены загадки? Перечисли.
  • Запомнил ли ты эти загадки? Повтори.

6. Интересным    для дошкольников   были задания   о   единственном и множественном числах, проходящим в несколько этапов.

1      этап:      Даны   слова   в   единственном   числе.   Подобрать   к   ним множественное число.

Кот - коты

Плот – ( плоты) и т.д.

2 этап: Вспомнить слова в единственном числе, которые были даны ранее. Интересно то, что почти всегда запоминаются слова, к которым трудно подобрать множественное число.

7.   Следующее   упражнение   «Человечки».   Задание   звучит   следующим образом: «Посмотри на эти рисунки и постарайся запомнить все об этих человечках». Ребенок рассматривает картинки в течение 1 минуты, затем их надо закрыть и обсудить то, что он понял, и что он запомнил.

Приложение 10

ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СВОЙСТВ ПАМЯТИ

1.  Тест: "Картинки"

Оценка зрительной памяти кратковременной и долговременной

Покажите ребенку по очереди 10 картинок, на каждой из которых изображен знакомый предмет (рис. 1). Время демонстрации каждой картинки 1-2 секунды. После знакомства ребенка со всеми десятью картинками по очереди попросите назвать предметы, которые он запомнил. Порядок не имеет значения.

Учитывается, сколько предметов от их общего числа названо ребенком по памяти; повторы не учитываются, так же, как и названные предметы, которых на картинках не было. Покажите ребенку те картинки, которые он забыл. Попросите снова вспомнить все картинки через 11 минут. Снова отметьте результат. Затем предложите вспомнить все картинки через 1 час.

Обычно ребенок 6-7 лет воспроизводит с вашей помощью 7-8 предметов из 10.

2.        Тест: "Запомни слова"

Оценка слуховой памяти кратковременной и долговременной

Прочитайте ребенку следующие 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, брат, яблоко, собака, окно, лампа, огонь.

Попросите его повторить слова, которые он запомнил, в любом порядке.

6-7-летний ребенок повторяет 5-6 слов. Это показатель хорошей кратковременной памяти.

Назовите ребенку те слова, которые он не назвал, и так повторяйте 5 раз. Обычно к пятому повторению ребенок называет 9-10 слов.

Вернитесь к этому упражнению через час и, не называя слов, попросите ребенка вспомнить их. Долговременная память для ребенка 6-7 лет считается хорошей, если он припомнил 7-8 слов.

Коррекционные и развивающие

упражнения на память

1. Упражнение на развитие объема кратковременной слуховой памяти: "Каскад слов "

Заранее подготовить список из 8—10 слов, которые хорошо знакомы ребенку. Расположите их, как показано на рис. 7.

Попросите ребенка повторять за вами слова. Начинайте с одного слова, затем называйте два слова, ребенок повторяет обязательно в этой лее последовательности, три слова и т.д. (интервалы между словами — 1 секунда). Когда ребенок не сможет повторить определенный словесный ряд, зачитайте ему такое же количество слов, Но других (для этого следует подготовить другой список слов).Если во второй попытке ребенок справился с этим словесным рядом, то переходите к следующему ряду, и так до тех пор, пока и во втором прочтении ребенок не сможет воспроизвести заданное количество слов.

  1. ОГОНЬ
  2. ДОМ, МОЛОКО
  3. КОНЬ, ГРИБ, ИГЛА
  4. ПЕТУХ, СОЛНЦЕ, АСФАЛЬТ, ТЕТРАДЬ

2. Упражнения на развитие зрительной памяти

Разложите на столе перед ребенком палочки, из которых сделайте какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т.д.). Попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте эту, фигуру и попросите ее повторить, сложить так же.

Усложнить это упражнение можно, складывая эту фигуру из палочек разного цвета. Ребенок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.

Другой вариант: вы просите ребенка сосчитать палочки, из которых сделана фигура, и затем сложить фигуру из такого же количества палочек.

Это упражнение тренирует не только зрительную память, но и умение считать

3.        Упражнение для развития зрительной и слуховой памяти на цифры, буквы, слова

Покажите ребенку цифровой ряд, написанный на карточке, и попросите его повторить в той же последовательности эти цифры, затем увеличивайте этот ряд на одну цифру.Далее предложите ребенку выполнить то же самое задание, но только зачитывая цифры без показа. (В первом случае вы определяли зрительную память, а во втором — слуховую.)В третьей серии попробуйте научить ребенка одному из способов расширения способности к запоминанию. Начните с того цифрового ряда, который ребенок уже не смог повторить. Для того чтобы легче запомнить каждую цифру, научите ребенка отыскивать какую-нибудь аналогию с соответствующим числом. Например: какое-то число совпадает с возрастом ребенка, какое-то - с номером квартиры и т.д. Теперь ему будет легче воспроизвести этот цифровой ряд.Тот же самый прием можно использовать и для тренировки на запоминание букв и слов.

4.        Игра на развитие памяти: "Я положил в мешок "

В эту игру можно играть с детьми, например, во время длительных поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я  положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Развитие памяти у дошкольников" - рекомендации для родителей.

В дошкольном возрасте у детей интенсивно развивается способность к запоминанию и воспроизведению. Умладших дошкольников память непроизвольна. У детей среднего возраста начинает формироваться произволь...

«Игры и упражнения для развития памяти (старший дошкольный возраст)».

Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Без нее не возможно усвоение общественного опыта, расширение связей ребенка с окружающим, не возм...

Упражнения для коррекции и развития памяти старших дошкольников

Примерные задания для работ дома по коррекции и развитию памяти детей подготовительных групп....

Игры и упражнения для развития памяти старшего дошкольного возраста

Игры и упражнения для развития памяти в ДОУ старший дошкольный возраст...

Программа занятий по развитию памяти старших дошкольников

Программа занятий по развитию памяти  старших дошкольников Дошкольное детство – важная ступень подготовки к школьному обучению. Все родители будущих первоклассников мечтают, чтобы...

Особенности развития памяти старших дошкольников с ОНР 3 уровня

Исследование по развитию памяти детей с ОВЗ...

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Актуальность исследования.  В настоящее время проблема развития памяти у детей привлекает внимание многих психологов и педагогов. Так, согласно Д.Б. Эльконину в дошкольном возрасте наиболее значи...