Семинар практикум для родителей старших дошкольников "Игрушки, физическая и психологическая безопасность детей"
методическая разработка (старшая группа)
Конспект семинара для родителей по формированию культуры безопасности дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-praktikum_igrushki.docx | 29.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 49 «УЛЫБКА»
города Рубцовска
658210, г. Рубцовск, пер. Алейский, 33
тел. (38557)5-49-19
е-mail: Ul49bka1981@yandex.ru
КОНСПЕКТ
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
«ИГРУШКИ, ФИЗИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ»
Подготовила воспитатель:
Рифель Н.В.
Педагог: Рифель Наталья Васильевна
Тема: Семинар-практикум «Игрушки, физическая и психологическая безопасность детей»
Задачи:
1.Актуализировать и дополнять представления родителей о требованиях к безопасности детских игр и игрушек.
2. Расширять представления участников семинара о критериях выбора безопасной детской игрушки.
3. Совершенствовать умения, необходимые для выбора игрушек с учетом основных критериев их безопасности для ребенка.
Ход семинара
Мотивационно-ориентировочный этап
Беседа «Любимая игрушка моего детства»
Задачи: Создать атмосферу доверия. Актуализировать представления участников о значимости игрушки для ребенка.
Ведущий показывает любимую игрушку своего детства, рассказывает о том, как и во что играл с ней. Участникам семинара предлагается вспомнить свои любимые игрушки, поговорить о них.
Вопросы для обсуждения:
- Что это была за игрушка?
- Почему она была для вас самой любимой?
- Какие чувства, эмоции вы испытывали, играя с ней?
Видеосюжет «Игрушки наших детей»
Вниманию родителей предлагается сюжет с участием их детей, играющих в свои любимые игрушки и рассказывающих о них.
Вопросы для обсуждения:
- Какие игрушки нравятся вашим детям, малышам ваших друзей, знакомых?
- Как бы вы охарактеризовали положительные и отрицательные стороны появления новых игрушек на рынке?
Беседа «Современные игрушки»
Организуется обсуждение, по итогам которого ведущий заполняет таблицу. Пример представлен в таблице 1.
Таблица 1
Позитивные и негативные стороны появления новых игрушек
Позитивные стороны | Негативные стороны |
Игрушки делают из более ярких, привлекающих внимание детей материалов | Новые красители не всегда безопасны, яркие цвета вызывают быстрое утомление глаз и нервной системы |
Игрушки приобретают новые развивающие возможности, средства воздействия на детей | Игрушки могут оказывать пагубное воздействие на психику ребенка |
Ведущий предлагает участникам семинара сформулировать проблему встречи: с появлением новых игрушек возникают и новые опасности для детей, которые необходимо знать и уметь выявлять взрослым. Важно понимать, какое значение имеют различные игры и игрушки для развития ребенка, научиться подбирать игрушку, которая бы его развивала и была при этом безопасна.
Информация для ведущего «Опасные игрушки». По статистическим данным, из каждых 100 несчастных случаев, происходящих с детьми, 15 связаны с игрушками. Среди лидеров печальной статистики – детские пистолеты, магнитные конструкторы и воздушные шарики.
Выстрел из игрушечного пистолета пластмассовыми пульками и шариками может привести к серьезным травмам. В большинстве стран мира торговля подобными игрушками категорически запрещена.
Магнитные конструкторы опасны тем, что при проглатывании нескольких шариков они притягиваются друг к другу и вызывают формирование межкишечных свищей. Это требует срочной операции на брюшной полости.
Если ребенок надувает воздушный шарик ртом, то шарик может попасть в гортань, перекрыть ее и вызвать гибель ребенка. В ходе исследования, проводившегося в США в течение 20 лет, выяснилось, что половина смертей детей от игрушек связана с воздушными шариками.
Весьма распространенный результат покупки некачественной игрушки – аллергическая реакция на материал, из которого сделана игрушка, на краску, наполнитель.
К различным видам травм приводит покупка не соответствующих возрасту игрушек с мелкими, плохо закрепленными деталями.
Поисковый этап
Ведущий организует поиск ответа на вопрос «Что нужно знать и уметь, чтобы научиться ориентироваться в мире игрушек?» По итогам обсуждения выявляются образовательные потребности участников семинара, составляется план. Например:
1. Актуализировать и дополнить представления о развивающих возможностях игр и игрушек, их педагогической ценности.
2. Познакомиться с критериями безопасности игрушки.
3. Сформулировать общие правила выбора игрушек, учиться применять их на практике.
Деловая игра «Магазин игрушек»
Задачи: Актуализировать представления родителей о значении игр и игрушек для развития ребенка в дошкольном возрасте. Помочь им осмыслить интуитивные представления о правилах выбора игрушек, о важности их правильного подбора. Актуализировать потребность углубить свои знания по данной проблеме, совершенствовать необходимые умения.
Оборудование: настольные игры для семейных развлечений; обучающие и строительные игры; спортивные снаряды; мягкие, «военные» и электронные игрушки; игрушки – «страшилки»; наборы для творчества и сюжетно-ролевых игр.
Ведущий предлагает участникам объединиться в группы по 3 – 4 человека, рассмотреть игрушки. Каждой группе необходимо выбрать по 4 игрушки и распределить их по корзинам:
1. Игрушка, которую, по мнению группы, чаще всего покупают детям родители.
2. Игрушка, которую выбрали бы дети членов группы.
3. Игрушка, которую выбрали бы члены группы для своих детей.
4. Игрушка, которую представители данной группы никогда бы не купили бы и не рекомендовали бы ее покупать другим.
Вопросы и задания для групп
1. Чем прежде всего вы руководствовались при выборе игрушек? Каковы были критерии их отбора?
2. Чем, по вашему мнению, обычно руководствуются родители при покупке игрушек?
3. Чем был обусловлен выбор игрушки, помещенной в каждую из корзин?
Итог работы: Ведущий предлагает участникам семинара сопоставить их представления о правилах выбора игрушек с существующими сегодня требованиями к физической и психологической безопасности изделий для детей, попытаться найти ответы на возникшие у них в ходе игры вопросы, познакомиться с понятием «педагогическая ценность игрушки».
Практический этап
Практикум «Педагогическая ценность игрушки»
Игрушки в значительной степени влияют на психическое развитие и личностное становление детей дошкольного возраста. Они являются помощниками ребенка в познании окружающего мира, в освоении различных видов деятельности, способствует развитию психических процессов. Положительный эффект от использования игрушки зависит от ее правильного выбора. При неумелом подборе она в лучшем случае становиться просто предметом интерьера – может нанести значительный вред психическому и (или) физическому здоровью ребенка.
Ведущий предлагает участникам семинара потренироваться в правильном выборе игрушек для детей различного возраста. Организуется работа в парах.
Задание 1. Выберите игрушку. Попытайтесь определить тип и назначение данной игрушки, ее возможный развивающий эффект для ребенка определенного возраста. Заполните таблицу 2.
Таблица 2
Педагогическая ценность игрушки
№ п/п | Характеристика игрушки | Описание |
1 | Возраст ребенка, на который рассчитана игрушка | |
2 | Развивающее назначение игрушки | |
3 | Категория по виду игр, в которых используется игрушка | |
4 | Функциональные свойства | |
5 | Художественно-образное решение игрушки |
Задание 2. С опорой на полученное описание нужно ответить на вопросы:
- Какие педагогически ценные качества есть у данной игрушки, каков ее развивающий потенциал (располагает ли к сюжетной игре, развивает ли психические процессы, способствует ли она личностному развитию ребенка)?
- Каковы способы и области ее применения?
Итог работы: Ведущий отмечает, что, определившись с педагогической целесообразностью покупки игрушки, необходимо проверить, насколько она безопасна.
Практикум «Безопасные игрушки»
Задачи: формировать у родителей умение выбирать игрушки с учетом основных критериев химико-биологической и психолого-педагогической безопасности. Актуализировать различия в житейских и научных основаниях выбора игрушек.
Оборудование: игрушки, использовавшиеся в ходе деловой игры.
Задание 1. Оцените механическую (физическую) безопасность игрушки – неспособность изделия наносить ребенку различного рода травмы (таблица 3).
Таблица 3
Механическая безопасность игрушки
Критерии безопасности игрушки | Характеристика критерия безопасности игрушки | Характеристика выявленного несоответствия |
Прочность | ||
Безопасность конструкции | ||
Безопасность размера | ||
Безопасный вес | ||
Безопасный звук |
Задание 2. Оцените химико-биологическую безопасность игрушки.
Запах. Игрушка не должна обладать резким и (или) неприятным запахом, говорящим о её токсичности.
Цвет. Негативное воздействие на зрение и нервно-психическое состояние ребенка может оказать слишком яркий или «ядовитый» цвет игрушки.
Материал. Безопасность материала, из которого изготовлена и которым покрыта игрушка, должна быть завершена в специально приложенном паспорте. В нем также должно быть указано, что она не является аллергенным раздражителем и не содержит вредных химических веществ, не обладает токсичностью.
Гигиеничность. Возможность мыть или стирать игрушку.
Итог работы: Ведущий предлагает каждой группе дать развернутую характеристику выбранной игрушки с точки зрения ее физической (механической) и химико-биологической безопасности, сделать вывод о том, стоит ли покупать ребенку определенного возраста.
Необходимо обратить внимание участников на то, что далеко не всегда можно объективно оценить наличие у игрушки аллергенных и токсических свойств на бытовом уровне. Так, может никак внешне не проявляться повышенная концентрация фенола в пластмассовых игрушках, формальдегида – в ярких тканевых, резиновых игрушках, свинца – в детской бижутерии.
С учетом этого необходимо покупать игрушки в специализированных магазинах, в случае возникновения сомнений в безопасности изделия нужно изучить сертификат качества игрушки. Ведущий знакомит педагогов с образцом подобного документа.
Информация для ведущего. Контроль детских игрушек в обязательном порядке осуществляется в основном по параметрам физической и химической безопасности. Проблема же социально-психологической экспертизы остается нерешенной. В России подобная оценка отечественных игрушек проводится лишь по желанию производителя. В отношении зарубежных игрушек такой экспертизы не осуществляется. Импортные игрушки, которых в наших магазинах около 70%, получают лишь заключение санитарно-гигиенической службы. Между тем среди них есть немало таких, которые способны нанести психике ребенка значительный вред. Это всевозможные устрашающие игрушки (монстры, роботы), шумные и высокотехнологичные игрушки.
Для того чтобы защитить психическое здоровье ребенка от негативного влияния, взрослому очень важно иметь представление о психологических критериях безопасности игрушки.
Задание 3. На основе представлений о психологических критериях безопасности и о педагогической ценности игрушек оцените выбранные вами изделия (Таблица 4).
Таблица 4[1]
Психолого-педагогические критерии выбора игрушек
Критерии выбора игрушки | Подробная характеристика игрушки |
Соответствие игрушки возрасту ребенка | |
Отсутствие явных признаков, провоцирующих ребенка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу | |
Отсутствие в игрушке грубого натурализма, в том числе сексуального контекста, выходящего за рамки возрастной компетенции ребенка | |
Функциональная привлекательность игрушки для ребенка (возможность использования в сюжетной, ролевой, режиссерской игре, в индивидуальной и коллективной деятельности. | |
Возможность полифункционального использования игрушки для развития способностей ребенка (творчество, умственное, физическое и духовное развитие) | |
Развивающий потенциал игровых действий. Дидактические свойства игрушки, необходимые для развития детей | |
Эстетичность игрушки, отсутствие ошибок в ее конструкции, в описании логики игры | |
Культуросообразность игрушки, ее соответствие принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям |
Итог работы: Ведущий предлагает сделать вывод о безопасности игрушки, опираясь на следующие вопросы.
1. Видите ли вы варианты негативного влияния игрушки на ребенка? Если да, то какие?
2. Какие несоответствия заданным критериям показались вам самыми принципиальными?
Рефлексивно-оценочный этап
Практическая работа «Знак качества»
Ведущий предлагает участникам семинара поставить символический «знак качества» на игрушки, прошедшие экспертизу по всем показателям.
Организуется осмысление проделанной работы:
1. Обратите внимание на соотношение качественных и не безопасных игрушек среди изделий, которые дети принесли из дома. Сделайте вывод.
2. Встретились ли среди забракованных вами игрушек те, что вы ранее покупали своим детям, изделия, которые вы одобрили в качестве покупки в начале семинара?
3. Будут ли вами пересмотрены взгляды и действия по выбору игрушек в дальнейшем?
4. Сравните, как вы выбирали игрушки ранее и как бы вы представили алгоритм действий по выбору игрушки сегодня.
Домашний практикум
1) Родители могут познакомиться с литературой по проблеме безопасности игрушки.
1. Абраменкова В. Осторожно: анти-игрушка! Родителям об играх и игрушках // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 4. – С. 98 – 108.
2. Васильева О. К. Образная игрушка в играх дошкольников. – СПБ.: Детсво-пресс, 2003.
3. Зворыгина Е. Об игрушках для детей третьего года жизни // Дошкольное воспитание. – 1986. - № 8 – С.57 – 60.
4. Калиниченко А. В., Микляева Ю. В. Развитие игровой деятельности дошкольников: методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.
5. Коссаковская Е. А. Игрушка в жизни ребенка. – М.: Просвещение, 1980.
2) Родителям предлагается оценить безопасность и педагогическую ценность игрушек, которые есть дома.
3) Организуется продолжение обсуждения проблемы и обмен мнениями на сайте ДОО.
4) Организуется обмен информацией и опытом по проблеме обеспечения психологической безопасности детей. Специалисты ДОО готовят консультации по вопросам родителей.
[1] Задание составлено на основе материалов С. А. Аверина (Национальный детский фонд. ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» [Электронный ресурс]. Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек (Психологическая экспертиза игр и игрушек [Электронный ресурс].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект семинара-практикума для родителей старшей логогруппы "Учимся грамоте вместе с детьми"
Конспект предназначен для учителей-логопедов....
Семинар-практикум с родителями старшей и подготовительной группы на тему: "Социально-психологическая готовность к школьному обучению"
Обеспечение родителей знаниями по проблемам подготовки и адаптации к обучению в школе. Обучение в режиме тренинга продуктивному взаимодействию с детьми....
Семинар-практикум для родителей старшей группы «Роль мелкой моторики в речевом развитии детей»
Цель: познакомить родителей с важностью выполнения пальчиковой гимнастики, её связь с речью.Оборудование: кружки зелёного и красного цвета (каждому), рисунок-схема головного мозга, карточка пальчиково...
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (старшая группа) «РАЗВИТИЕ МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»
ЦЕЛЬ: Формирование у родителей представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии детей. Ознакомление с приёмами развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольног...
Семинар - практикум для родителей «Развитие и обогащение словаря ребёнка.Подготовка детей к школе.Психологическая готовность»
Семинар - практикум для родителей «Развитие и обогащение словаря ребёнка.Подготовка детей к школе.Психологическая готовность"....
Семинар – практикум для родителей старшего дошкольного возраста «Знаете ли вы своего ребёнка»
Установить между...
Семинар-практикум с родителями старшей и подготовительной к школе групп на тему: «Профориентация детей дошкольного возраста».
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.К выбору своей будущей профес...