Памятка для родителей "Что такое "виктимность" и "булинг" в детском коллективе"
консультация
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей со склонностью к виктимизации. Дети и подростки, в том числе дети, имеющие особые образовательные потребности, нередко становятся жертвами булинга, преступлений, жестокого обращения и насилия. В данной памятке отражены тревожные сигналы, которые могут свидетельствовать о буллинге и описана необходимая стратегия реагирования на данное явление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Памятка для родителей "Что такое "виктимность" и "Булинг" в детском коллективе | 23.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД «ФАНТАЗИЯ»
Памятка для родителей
«Что такое «виктимность» и «булинг» в детском коллективе?»
Подготовила: педагог-психолог
Е.С. Сугундукова
г. Пыть-Ях
2020
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей со склонностью к виктимизации. Дети и подростки, в том числе дети, имеющие особые образовательные потребности, нередко становятся жертвами булинга, преступлений, жестокого обращения и насилия. Мы познакомим вас с тревожными сигналами, которые могут свидетельствовать о буллинге, и с необходимой стратегией реагирования на данное явление.
Проблема булинга и виктимности подростков прочно заняла свое место среди других актуальных проблем и вопросов организации психолого-педагогического сопровождения в образовательной среде. По мнению большинства ученых, психофизические особенности детского и подросткового возраста – любопытство, жажда приключений, доверчивость, внушаемость, неумение приспособиться к условиям, в которых возникает необходимость находиться, беспомощность в конфликтных ситуациях, а в ряде случаев и просто физическая слабость, обуславливают повышенную виктимность детей и подростков, в связи с чем у них возникает множество проблем, с которыми многие самостоятельно справиться не могут.
Виктимность (от лат. victima – жертва) – особенности личности и поведения индивида, навлекающие на него агрессию со стороны других людей, такие, как неумение постоять за себя, покорность, внушаемость, неосторожность, доверчивость.
Буллинг - это негативное и агрессивное поведение, осуществляемое физическими лицами с намерением причинить вред их жертвам эмоционально или физически.
В последнее время буллинг рассматривается как системное явление, которое возникает в школьных коллективах по отношению к детям, имеющим явные отличия в физическом или (и) психологическом облике от сверстников (Ковалев Е.В., Ольвеус Д., Петросянц, В.Р., Роланд, Шефер, и др.). Не любая ссора является буллингом. Обычные конфликты возникают и разрешаются, проходят. В случае буллинга сохраняется постоянная враждебность, чаще всего по отношению к отдельному ребенку, после чего возникает длительный конфликт. Однако единичные или даже повторяющиеся случаи проявления нахальства или наглости еще не являются буллингом. Нужна длительность и систематичность. Неравенство сил, повторяемость и неадекватно высокая чувствительность жертвы, - три существенных признака буллинга.
Буллинг разнообразен, это не только физическая агрессия, а скорее и чаще – психологическая. «Ученик или ученица подвергаются насилию или буллингу, если по отношению к ним неоднократно и на протяжении длительного времени совершаются действия негативного характера со стороны других учеников или учениц» такое определение буллингу дал Дэн Олвеус.
Существуют определенные признаки, по которым можно распознать буллинг:
- кого-то зажимают в углу помещения;
- когда взрослый подходит к группке детей, они замолкают, разбегаются, резко меняют деятельность (могут обнять «жертву», как будто все в порядке);
- один из учеников ни выбирается другими (в изоляции);
- весь класс смеется над одним и тем же учеником;
- наличие обидных прозвищ;
- по лицу одного из учеников: бледный, красный (в пятнах), в слезах, напуган, трясет, признаки насилия на теле/лице;
- младшие школьники боятся зайти в туалет;
- школьники после уроков не расходятся, кого-то ждут около школы.
Психологические характеристики «жертв» буллинга и «обидчиков»
Психологические характеристики «ЖЕРТВЫ»: социальная отрешенность, способность отстраняться от конфликтов, сензитивность, замкнутость, застенчивость, соматическая ослабленность, тревожность, склонность к депрессии, заниженная самооценка, неуверенность в себе, преобладание неконструктивных стратегий совладания, сниженная учебная мотивация, социальные проблемы (хвастливость, игнорирование), осторожность в общении, уход в себя (эскапизм), избегание обидчиков, отрицательное самоотношение, низкий/высокий уровень агрессии, пониженное чувство собственного достоинства, низкая степень социальной поддержки.
Психологические характеристики «ОБИДЧИКА»: высокая общая агрессивность, положительное отношение к агрессии, недостаток эмпатии, большая потребность в доминировании, успешность и самоуверенность, положительное самоотношение, относительно высокий социометрический статус.
Жертвой в детском коллективе может стать любой ребенок, но, как правило, выбирают того, кто слабее или чем-либо отличается от остальных. Обычно виктимами (жертвами насилия) становятся те дети, которые имеют
• особенности внешности. Все то, что выделяет ребенка по внешнему виду из общей массы, может стать объектом для насмешек: особенная форма головы, вес тела (полнота или худоба), рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, и т. д.;
• физические недостатки. Детей с физическими недостатками – носящих очки, имеющих сниженный слух или нарушения движений (например, при ДЦП), т. е. тех, кто не может дать адекватный отпор и защитить себя, – обижают гораздо чаще, чем остальных;
• особенности поведения. Мишенью для насмешек и агрессии становятся замкнутые дети (флегматики и интроверты) или дети с импульсивным поведением. Гиперактивные дети нередко бывают слишком назойливыми, при этом более наивными и непосредственными, чем их сверстники. Они слишком глубоко проникают в личное пространство других детей и взрослых: влезают в чужие разговоры, игры, навязывают свое мнение, нетерпеливы в ожидании своей очереди в игре и т. д. По этим причинам они часто вызывают раздражение и получают "ответный удар". Гиперактивные дети могут быть как жертвами, так и насильниками, а нередко и теми и другими одновременно;
• недостаточно развиты социальные навыки. Есть дети, у которых не выработана психологическая защита от вербального и физического насилия по причине недостаточного опыта общения и самовыражения. По сравнению с детьми, у которых социальные навыки развиты в соответствии с их возрастом, дети с неразвитыми социальными навыками легче принимают роль жертвы;
• наличие болезней. Существует масса расстройств, которые вызывают насмешки и издевательства сверстников: эпилепсия, энурез, энкопрез, заикание, тики и гиперкинезы, нарушения речи – дислалия, дисграфия, дислексия, дискалькулия и т. д.;
• нарушение интеллектуальной деятельности и трудности в обучении. Слабые способности детерминируют и низкую обучаемость ребенка. Недостаточная успеваемость формирует низкую самооценку. Низкая самооценка может способствовать в одном случае формированию роли жертвы, а в другом – насильственному поведению как варианту компенсации. Поэтому ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и насильником.
Можно сделать вывод что, буллинг и виктимность провоцируют сразу несколько негативных факторов. Наиболее негативными факторами являются трудности в обучении, психотравмирующие ситуации, эмоциональная депривация, враждебность со стороны социального окружения.
Существует обязательное правило профилактики буллинга для всех взрослых: НЕ ИГНОРИРОВАТЬ, НЕ ПРЕУМЕНЬШАТЬ ЗНАЧЕНИЕ!!!
Родителям ребенка дошкольного возраста необходимо владеть информацией о явлениях булинга и виктимности с целью профилактики нежелательных форм поведения у детей в дальнейшем. Обращать внимание на признаки виктимного и агрессивного поведения ребенка, проводить беседы, установить доверительные взаимоотношения с ребенком, воспитывать в нем уверенное поведение, умение отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки, формировать доброжелательное поведение, развивать навыки сотрудничества. В случаях затруднений в воспитании, по данным направлениям, или, при наличии признаков виктимного, либо агрессивного поведения ребенка своевременно обращаться к педагогу-психологу, воспитателю.
Если вам стало известно о случае буллинга, или вы стал свидетелем такого случая, необходимо занять ясную и недвусмысленную позицию и попытаться добиться того, чтобы по меньшей мере «наблюдатели», а по возможности и сам буллер также изменили свою позицию в отношении буллинга, а также объяснить им, каковы психологические последствия для жертвы в этой ситуации. Педагогический коллектив должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль. Сообщите администрации образовательной организации о ставшем вам известном случае.
Беседа с жертвой буллинга призвана, прежде всего, поддержать его, устранить чувство страха и угрозы, а также перестать скрывать буллинг. Очень важно защитить ребенка, ставшего жертвой буллеров. Буллеры должны встретиться с неизбежными последствиями своих действий. Сюда относится, в том числе, принесение извинений жертве и восстановление того имущества, которое было испорчено или отобрано.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание традиций с целью формирования детского коллектива в подготовительной группе детского сада.
В подготовительных группах детских садов нередко складывается ситуация объединения двух малочисленных групп в одну. При этом, следует заметить, объединяются группы с уже сложившимися...
Создание традиций с целью формирования детского коллектива в подготовительной группе детского сада
для воспитателей групп старшего дошкольного возраста...
ПАМЯТКА «Как развивать инициативу членов коллектива»
РУКОВОДИТЕЛЮ ...
Формирование традиций в группе детского сада как элемент работы по сплочению детского коллектива
В статье рассматривается опыт работы воспитателя детского сада по созданию дружного детского коллектива...
Консультация «Детский совет – как традиция детского коллектива»
Консультация «Детский совет – как традиция детского коллектива»...
Концепция детского коллектива (Л.И.Новикова, А.Т. Куракин), стадии развития группы как коллектива
Аналитическая таблица 1. По материалам А.Н. Лутошкина...