Консультация для родителей на тему: " Сказка, как средство патриотического воспитания дошкольника"
консультация (подготовительная группа)

Ястребова Валентина Валериановна

«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь - в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое»

В.А. Сухомлинский

Сегодня многие говорят о нравственном кризисе нашего общества. Проблема нравственности становится ведущей, ведь ничто не может заменить доброту, порядочность, честность. Поиски смысла жизни - это удел каждого мыслящего и совестливого человека. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребности имеет художественная литература.

      Нравственное воспитание посредством литературы начинается еще в дошкольном возрасте, главным образом, оно осуществляется с помощью сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

        Сказка, как средство патриотического воспитания дошкольника.

«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь - в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое»

В.А. Сухомлинский

Сегодня многие говорят о нравственном кризисе нашего общества. Проблема нравственности становится ведущей, ведь ничто не может заменить доброту, порядочность, честность. Поиски смысла жизни - это удел каждого мыслящего и совестливого человека. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребности имеет художественная литература.

      Нравственное воспитание посредством литературы начинается еще в дошкольном возрасте, главным образом, оно осуществляется с помощью сказок.

С раннего детства малышу читают сказки, полагая, что сказки помогают быстрее заснуть. Но в этом ли заключается суть сказок? Сказки воспитывают в ребенке те нравственные качества, которые и обнаружил Шарль Перро – честность, терпение, предусмотрительность, усердие, стремление к добру, но самая главная функция сказок состоит в том, что они развивают воображение. Недаром ученые пришли к выводу: «Во всем воспитании ребенка воображение имеет не только частное значение упражнения и развития какой-нибудь отдельной функции, но имеет значение общее, отражающееся на всем поведении человека». Отсутствие внимания к развитию воображения у детей ведет к большим духовным потерям, а это накладывает тяжелый отпечаток на формирование личности.

Родители и педагоги во все времена использовали сказку как самое доступное средство для духовно-нравственного и патриотического воспитания и развития ребенка.

Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма - эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность.

Народные сказки – уникальный материал, позволяющий взрослым раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:

  • добро всегда побеждает зло («Золушка»)
  • учат дружить («Теремок»)
  • учат трудолюбию и взаимопомощи («Репка»)
  • уважение к родителям, любовь друг к другу, ответственность за меньших («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
  • учат переживать за героев, на которых выпали испытания («Царевна-лягушка»)
  • помогают понять хитрость и обман («Лиса и журавль»)
  • формируют понятие «единства всех живущих на земле людей»
  • вызывают интерес и желание узнавать историю жизни русских героев.

Детям интересно слушать сказки, играть в сказки, представлять себя сказочными героями. Простота и доступность сказок легко захватывают сердца детей дошкольного возраста. Они сопереживают положительным героям, стараются помочь им, предупреждают об опасности. В сказках все просто и понятно, положительные и отрицательные герои, добро и зло и наконец, самое главное в сказках всегда – добро побеждает зло. Дети верят в сказку, а значит, через сказку можно воспитывать. Через сказочных героев дети познают окружающий мир, стараются быть похожими на положительных героев, копируют поведение и обороты речи, а так же цели главных положительных героев.

Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна - девица (умница, рукодельница).

Чтобы сказка стала неотъемлемой частью их жизни очень важно родителям проводить систематическую работу по формированию сознания детей через литературу. Формирование нравственных понятий - это длительный процесс, требующий большого внимания, подготовке и подбору литературы формирующей эти ценности.

Самый распространенный способ ознакомления детей со сказкой – это чтение.  Дословная передача текста очень важна на первом этапе знакомства с литературой. Бережное отношение к книге, так же является воспитательным моментом. После прочтения сказки, очень важно обсудить ее, какие проблемы и почему возникли у героев и как они нашли пути решения, это позволяет детям научиться анализировать, формирует умение оценивать поступки литературных героев и те переживания, которые они испытывают при совершении поступка

        Читайте детям сказки, открывайте для детей сказочный мир, населённый  прекрасными царевнами и чудо- богатырями, удивительными говорящими зверями и где добро непременно побеждает зло!

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Русская народная сказка как средство патриотического воспитания дошкольников"

В презентации представлен материал, который можно использавать как консультацию для педагогов на педагогическом часу.  Отражена значимость сказки в жизни детей, как одной из главных потребностей ...

Консультация на тему: "Музыка как средство патриотического воспитания дошкольников"

Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей- вот главные идеи...

Консультация для воспитателей на тему: «Игра, как средство патриотического воспитания дошкольников».

Консультация для воспитателей на тему: «Игра, как средство патриотического воспитания дошкольников»....

Консультация для родителей по теме: "Сказка как средство духовно- нравственного воспитания ребёнка-дошкольника"

Консультация для родителей по теме: "Сказка как средство духовно- нравственного воспитания ребёнка-дошкольника"...

Консультация для родителей на тему «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия- это ключик, с помощью, которого можно открыть эти истоки и они забьют животворны...

Консультация для родителей на тему: «Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников»

Сюжеты сказок и сказочные персонажи привлекают детей. Сказка учит детей внимательно присматриваться к окружающему миру, делать правильные выводы и принимать самостоятельные решения...