Консультация для родителей на тему: " Сказка, как средство патриотического воспитания дошкольника"
консультация (подготовительная группа)
«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь - в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое»
В.А. Сухомлинский
Сегодня многие говорят о нравственном кризисе нашего общества. Проблема нравственности становится ведущей, ведь ничто не может заменить доброту, порядочность, честность. Поиски смысла жизни - это удел каждого мыслящего и совестливого человека. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребности имеет художественная литература.
Нравственное воспитание посредством литературы начинается еще в дошкольном возрасте, главным образом, оно осуществляется с помощью сказок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 19.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказка, как средство патриотического воспитания дошкольника.
«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь - в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое»
В.А. Сухомлинский
Сегодня многие говорят о нравственном кризисе нашего общества. Проблема нравственности становится ведущей, ведь ничто не может заменить доброту, порядочность, честность. Поиски смысла жизни - это удел каждого мыслящего и совестливого человека. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребности имеет художественная литература.
Нравственное воспитание посредством литературы начинается еще в дошкольном возрасте, главным образом, оно осуществляется с помощью сказок.
С раннего детства малышу читают сказки, полагая, что сказки помогают быстрее заснуть. Но в этом ли заключается суть сказок? Сказки воспитывают в ребенке те нравственные качества, которые и обнаружил Шарль Перро – честность, терпение, предусмотрительность, усердие, стремление к добру, но самая главная функция сказок состоит в том, что они развивают воображение. Недаром ученые пришли к выводу: «Во всем воспитании ребенка воображение имеет не только частное значение упражнения и развития какой-нибудь отдельной функции, но имеет значение общее, отражающееся на всем поведении человека». Отсутствие внимания к развитию воображения у детей ведет к большим духовным потерям, а это накладывает тяжелый отпечаток на формирование личности.
Родители и педагоги во все времена использовали сказку как самое доступное средство для духовно-нравственного и патриотического воспитания и развития ребенка.
Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма - эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность.
Народные сказки – уникальный материал, позволяющий взрослым раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:
- добро всегда побеждает зло («Золушка»)
- учат дружить («Теремок»)
- учат трудолюбию и взаимопомощи («Репка»)
- уважение к родителям, любовь друг к другу, ответственность за меньших («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
- учат переживать за героев, на которых выпали испытания («Царевна-лягушка»)
- помогают понять хитрость и обман («Лиса и журавль»)
- формируют понятие «единства всех живущих на земле людей»
- вызывают интерес и желание узнавать историю жизни русских героев.
Детям интересно слушать сказки, играть в сказки, представлять себя сказочными героями. Простота и доступность сказок легко захватывают сердца детей дошкольного возраста. Они сопереживают положительным героям, стараются помочь им, предупреждают об опасности. В сказках все просто и понятно, положительные и отрицательные герои, добро и зло и наконец, самое главное в сказках всегда – добро побеждает зло. Дети верят в сказку, а значит, через сказку можно воспитывать. Через сказочных героев дети познают окружающий мир, стараются быть похожими на положительных героев, копируют поведение и обороты речи, а так же цели главных положительных героев.
Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна - девица (умница, рукодельница).
Чтобы сказка стала неотъемлемой частью их жизни очень важно родителям проводить систематическую работу по формированию сознания детей через литературу. Формирование нравственных понятий - это длительный процесс, требующий большого внимания, подготовке и подбору литературы формирующей эти ценности.
Самый распространенный способ ознакомления детей со сказкой – это чтение. Дословная передача текста очень важна на первом этапе знакомства с литературой. Бережное отношение к книге, так же является воспитательным моментом. После прочтения сказки, очень важно обсудить ее, какие проблемы и почему возникли у героев и как они нашли пути решения, это позволяет детям научиться анализировать, формирует умение оценивать поступки литературных героев и те переживания, которые они испытывают при совершении поступка
Читайте детям сказки, открывайте для детей сказочный мир, населённый прекрасными царевнами и чудо- богатырями, удивительными говорящими зверями и где добро непременно побеждает зло!
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Русская народная сказка как средство патриотического воспитания дошкольников"
В презентации представлен материал, который можно использавать как консультацию для педагогов на педагогическом часу. Отражена значимость сказки в жизни детей, как одной из главных потребностей ...
СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ....
Консультация на тему: "Музыка как средство патриотического воспитания дошкольников"
Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей- вот главные идеи...
Консультация для воспитателей на тему: «Игра, как средство патриотического воспитания дошкольников».
Консультация для воспитателей на тему: «Игра, как средство патриотического воспитания дошкольников»....
Консультация для родителей по теме: "Сказка как средство духовно- нравственного воспитания ребёнка-дошкольника"
Консультация для родителей по теме: "Сказка как средство духовно- нравственного воспитания ребёнка-дошкольника"...
Консультация для родителей на тему «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия- это ключик, с помощью, которого можно открыть эти истоки и они забьют животворны...
Консультация для родителей на тему: «Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников»
Сюжеты сказок и сказочные персонажи привлекают детей. Сказка учит детей внимательно присматриваться к окружающему миру, делать правильные выводы и принимать самостоятельные решения...