Консультация для родителей "Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста".
консультация

Никифорова Анна Александровна

В каких случаях необходима сказкотерапия для дошкольников?

«Лечение сказкой» уместно, когда у ребенка наблюдаются поведенческие и эмоционально-личностные проблемы: тревожность, агрессивность, капризность, страхи, неуверенность в себе и застенчивость. Сказкотерапия используется в работе с малышами, имеющими патологии психофизиологических функций: нарушения слуха, зрения и опорно- двигательного аппарата, и с детьми с заболеваниями аутистического спектра. Работать с детьми этой категории могут только педагоги, психологи и логопеды.

Сказкотерапия может применяться и к абсолютно здоровому и нормально развивающемуся малышу. С помощью сказок родители могут корректировать поведение не совсем послушного ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_skazkoterapiya.docx109.29 КБ

Предварительный просмотр:

https://www.culture.ru/storage/images/4f4ca4d0-c187-5d16-9a10-7661c91bbb5fКонсультация для родителей

«Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста».

С самых древних времен человечеству известны сказки. Они всегда служили вспомогательным инструментом для формирования и корректировки поведения ребенка, прививали ему представления о добре и зле, справедливости и несправедливости. Теперь же сказки стали объектом целой науки – сказкотерапии, которая на профессиональном уровне формирует рекомендации по развитию и воспитанию детей.

Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает своё собственное отношение к добру и злу.

Цель сказкотерапии - не только развлечение, но и извлечение урока. Поэтому нужно понять «намёк» сказки и правильно донести её смысл до маленьких слушателей. Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребёнка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.

Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий родителей и педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Приёмы формирования восприятия сказки.

Выразительность чтения. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намёком на движение. Все эти приёмы направлены на то, чтобы дети представили себе

живой образ.

Следующий приём – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребёнку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.

Один из приёмов, способствующих лучшему усвоению текста – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок). Можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка? Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приёмов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребёнок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в драматизации. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Этапы работы со сказкой.

1. Знакомство детей со сказкой  чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

2. Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки. 

3. Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании  позволяют детям выразить своё отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

4. Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Виды «лечебных» сказок.

1. Один из примеров сказкотерапии для дошкольников - известные произведения таких авторов, как Александр Пушкин, Ганс Кристиан Андерсен, Павел Бажов, Шарль Перо.

2. Психотерапевтические сказки имеют счастливый конец, однако заставляют ребенка задуматься – это приводит его к личностному росту.

3. Прежде всего, к ним можно отнести народные сказки, которые благодаря доступности и простоте сюжета прививают ребенку нравственность. Это «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Гуси-лебеди», «Репка», «Маша и медведь».

4. Дидактические – способствуют освоению ребенком новых знаний путем одушевления изначально абстрактных для него цифр и букв.

5. Психокоррекционные - оказывают ненавязчивое влияние на поведение дошкольника.

6. Медитативные – формируют у ребенка представление о существующих положительных моделях взаимоотношений с другими людьми и окружающим миром.

7. С помощью диагностических сказок специалист определяет наличие у ребенка проблемы, источники ее появления.

В каких случаях необходима сказкотерапия для дошкольников?

«Лечение сказкой» уместно, когда у ребенка наблюдаются поведенческие и эмоционально-личностные проблемы: тревожность, агрессивность, капризность, страхи, неуверенность в себе и застенчивость. Сказкотерапия используется в работе с малышами, имеющими патологии психофизиологических функций: нарушения слуха, зрения и опорно- двигательного аппарата, и с детьми с заболеваниями аутистического спектра. Работать с детьми этой категории могут только педагоги, психологи и логопеды.

Сказкотерапия может применяться и к абсолютно здоровому и нормально развивающемуся малышу. С помощью сказок родители могут корректировать поведение не совсем послушного ребенка.

Сказкотерапия для дошкольников организуется с учетом следующих правил:

- дозированность информации. Первое знакомство с новой сказкой ограничивается простым прочтением и рассматриванием иллюстраций;

- сказка должна соответствовать возрасту, потребностям и возможностям малыша;

- в дальнейшем чтобы сказка оказывала терапевтический эффект следует проинсценировать, обыграть сюжет, проанализировать и сделать выводы вместе с ребенком;

- в процессе сказкотерапии следует избегать нравоучений и строгого тона. Передача знаний ребенку и правил поведения должна проходить ненавязчиво, в дружественной обстановке;

- после прочтения и инсценирования сказки необходимо активизировать дошкольника к анализу поступков и взаимоотношений героев, обсудить его личное отношение к сказке.

Воспитывайте нежную детскую душу, и тогда волшебный мир сказки будет согревать малыша, даже тогда, когда он станет взрослым!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация :"Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста ".

Консультация :"Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста "....

Консультация для родителей "Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей  "Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей "Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста"

laquo;И нельзя без сказки нам прожить друзья, Ведь со сказкой проще верить в чудеса.Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь.  В маленькое сердце, дверцу распахнуть&raqu...

Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста».

Сказка ориентирует ребёнка на поиск собственных ценностей, раскрывает некоторые общечеловеческие ценности. Одна из основных задач дошкольного детства –это развитие способностей ребёнка, и именно...

Консультация для родителей:«Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста. Сказкотерапия»

Сказкотерапия создаёт коммуникативную направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере прои...