Мастер класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях»
методическая разработка (младшая группа)

Мастер класс для педагогов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maste-klass_dlya_pedagogov.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для воспитателей по теме:

«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию. Повысить уровень профессионализма воспитателей.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Для того чтобы воспитать ребёнка полноценной личностью необходимо осуществлять сенсорное воспитание.

Сенсорное воспитание - это целенаправленный процесс развития ощущений, восприятия, чувств.

Основой сенсорного воспитания являются анализаторы, органы чувств: глаза, уши, нос, язык, тело (кожа, тактильные анализаторы (руки).Они обладают природными способностями определять: глаза (цвет, форму, величину, пространственные отношения); ухо (звуки); нос (запахи); язык (вкус); тело (внешние качества предмета и температуру, временные отношения).

Главными задачами сенсорного воспитания являются:

1. Научить ребёнка наблюдать, рассматривать, прислушиваться, внимательно изучать окружающий мир. Этому можно научить лишь через интерес, загадочность, тайну, которые можно вызвать через:

• Чтение познавательной литературы. Например: «Золотой луг» Пришвин, «Синичкин календарь» Бианки, «Лисичкин хлеб» Пришвин, детские энциклопедии «Я познаю мир» и т. д.

• Через собственный опыт, пример воспитателя и родителей. Например: «Почему крапива жжётся?». У неё на листьях находятся маленькие иголочки, похожие на ампулки с кислотой. Когда человек задевает крапиву, ампулка ломается, и эта кислота нас жжет. Крапива очень полезна при радикулитах.

2. Научить ребёнка обследовать.

Обследование осуществляется в три этапа:

• Учим ребёнка определять форму предмета в целом. Например: снеговик имеет несколько кругов разных размеров; яблоко-круглое.

• Учим ребёнка выявлять форму, размер главных частей предмета. Например: у курицы есть голова, туловище, хвост.

• Учим ребёнка выявлять второстепенные части предмета. Например: у курицы - клюв, глаза, крылья, ноги.

3. Формировать у детей сенсорные эталоны. Это образцы того или иного качества предмета, выработанные человечеством.

Выделяют эталоны:

• Цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый).

• Формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т. д.)

• Величины (большой, маленький, самый маленький и т. д.)

• Вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный)

• Времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето.)

• Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т. д.)

• Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т. д.)

4. Формировать у детей умения использовать свои сенсорные навыки в разных видах деятельности. Например:

• Математика. Усвоив эталоны величины большой, маленький, ребёнок может посчитать или разбить на две группы большие морковки и маленькие ягодки.

• Изобразительная деятельность. Усвоив тот или иной цвет в дидактической игре, ребёнок использует его в аппликации, рисовании овощей, фруктов и т. д.

• Игра. с/р «День рождения». Ребёнок зная какие продукты сладкие, кислые, горькие, солёные будет правильно готовить угощение.

Для решения задач сенсорного воспитания используют разнообразные методы.

1. Обследование предметов. Например: яблоко красное, круглое, большое, сладкое, ароматное.

2. Метод сенсорного развития мотивации обследования. Например: «Зачем надо проверять пальчиком землю у растений перед поливом?» Если земля сухая её надо полить; если земля твёрдая её надо подрыхлить, чтобы дышала земля и лучше проходила вода.

3. Метод вербального обозначения всех качеств предмета. Воспитатель вместе с детьми проговаривает все свойства объекта или предмета при обследовании. Например, яблоко: форма- круглое, окраска- жёлтое, на вкус- сладкое, на запах- душистое, на ощупь- гладкое.

4. Метод сравнения. Например: сравниваем квадрат и круг методом наложения. Круг - круглый, катиться, нет углов. Квадрат - есть углы, все стороны равны, углы одинаковые.

5. Метод упражнения, т. е. многократное повторение. Например, найдите все предметы круглой формы, красного цвета и положите их на красный коврик.

Для сенсорного воспитания детей необходимо создавать нужные условия:

1. Разнообразная содержательная детская деятельность.

2. Богатая предметно - развивающая среда (оснащение уголков).

3. Систематическое руководство сенсорным развитием детей, в результате которого дети должны знать все эталоны системы, уметь обследовать.

4. Наличие в группе материала Монтессори.

5. Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Например, в лесу, в парке дети учатся различать окраску осенней листвы: у берёзы она лимонного цвета, у дуба – коричневого, у осины – красного или лилового. Картина осеннего леса, порка воспринимается ярче, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорох падающих листьев; учит определять запах грибов, прелой зелени.

Большую роль в развитии сенсорного воспитания играют дидактические игры. Использование дидактических игр в ООД и в свободное время расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет), а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.

Дидактические игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, шнуровки и т. д.:

«Пирамидки» - многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание. И дети не теряют к ним интереса. «Мозаика»«Конструктор», - этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.

Игры с бусинками: «Разноцветные бусы»«Сделаем куклам мамы» - помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука». В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина).

 Игры-шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева". Формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант). Способствуют развитию речи; развивают творческие способности; развивают усидчивость.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Сегодня я Вас познакомлю, как можно быстро и просто, без особых затрат изготовить увлекательные пособия своими руками интересные, разнообразные , направленные на сенсорное развитие.

1. Но сначала, мы с Вами, поиграем в игру «Волшебные прищепочки»

Описание игры.

К каждой картинке Вы должны подобрать прищепки такого же цвета

Цель: учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи.

Бельевая прищепка способствует формированию, а затем развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев правой и левой руки. Чтобы игра была интересной для ребёнка, можно прикреплять прищепки по тематике (лучики к солнцу, иголки к ёжику, лепестки к цветку и т. д.)

Описание приготовления пособия:

Распечатать крупные цветные сюжетные картинки, вырезать их без каких-нибудь элементов, приклеить на картон. На обратной стороне приклеить текст с заданием в стихотворной форме.

Когда дети научатся надевать и снимать прищепки, можно предложить им игры – задания.

«Сделай дереву веточки»«Сделай колючки ёжику»«Сделай лучики солнышку» 

2. Теперь я приглашаю Вас на следующую игру, а в какую, Вы узнаете, отгадав загадки:

Ни угла, ни стороны,

А родня – одни блины, (круг)

Обведи кирпич мелком Злая рыба хвост-лопата

На асфальте целиком, Откусила полквадрата –

И получится фигура – Целый угол, верь не верь!

Ты, конечно, с ней знаком Кто ж он, бедненький, теперь?

(прямоугольник) (треугольник)

Кубик в краску окуни,

Приложи и подними.

Вася десять раз так сделал –

Отпечатались они. (квадраты)

3. Приглашаю поиграть в игру «Геометрическая мозаика»

Описание игры.

Я попрошу Вас, из лежащих на столе геометрических фигур собрать произвольное изображение. Работать будем парами. Для изготовления данной игры вам понадобиться: - Салфетки универсальные. Трафареты геометрических фигур.

Данное пособие поможет: Развивать мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации. Учить обобщать и сравнивать предметы по величине. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Формировать представление о геометрических фигурах, формах.

Закреплять умение классифицировать предметы по общим качествам (форма, величина, цвет). Развивать речь, умение делать простые выводы.

Варианты игры: «Собери красивые бусы»«Выложи предмет»«Найди пару»«Найди такую же…»«Что изменилось?»«Подбери фигуру» и т. д.

4.Следующее задание: Давайте мы с вами выполним упражнение «Мы- команда! Вам необходимо быстро и четко выполнять задание. Постройте, используя всех игроков, следующие фигуры: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник.

5. Поиграем в следующую игру «Подбери фигуру» На карточке нарисованы фигуры разной формы и такие же отдельно. Вам необходимо разложить все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались. Эта игра закрепляет представления о геометрических формах, упражняет в их названии.

Вы наверно немного устали, давайте отдохнём!

Динамическая пауза Я буду давать задание, а вы быстро и точно должны выполнить. Например, я попрошу вас, распределится на группы по цвету волос. И пока я досчитаю до 10, вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у Вас, цветом волос. И если у черноволосого в прическе есть осветленные пряди, то он никак не может оставаться в группе «черных». Не бойтесь остаться в одиночестве. Вы просто другой. И потому мы разные! Надеюсь, что понятно? Тогда начинаем. Распределитесь на группы: по стилю обуви; по наличию часов на руках, по цвету одежды, по длине волос, по цвету глаз; по настроению, которое Вы сейчас испытываете.

6. В следующей игре осваивают умения различать предметы по величине

Игра «Найди домики для мишек»

Вам нужно наложить медведей на домик.

7. А теперь, уважаемые коллеги предлагаю Вам сделать дидактическую игру по различению цвета. Дидактическая игра «Собери капельки»

Для этой игры надо вырезать из картона разноцветные капельки и контуры стаканчиков.

Игровое задание: ребенку предлагается собрать капельки в стаканчик такого же цвета

Дидактическая игра «Подбери ключик»«Цветные автомобили»

Из цветного картона надо вырезать разноцветные грузовички. Так же вырезать различные предметы для перевозки (мячи, грибочки, кружочки, квадраты и т. п.).Игровое задание: ребенка просят подобрать предметы такого же цвета, что и машина и перевезти их в магазин. По желанию можно сделать из цветного картона или кубиков магазин (домик, куда будут перевозиться предметы). Должен подобрать ключ, соответствующий цвету домика.

Заключительный этап

-Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.

-В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т. е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях. - Благодарю Вас за активное участие и творческую работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей на тему «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ».

Цель: Познакомить  родителей с играми, приемами, упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики для использования в домашних условиях....

Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях»

Познакомить родителей с играми, приемами, упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики для использования в домашних условиях....

Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях» Подготовила и провела: воспитатель Снаткина Татьяна Евгеньевна. Цель: Познак...

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях»

Цель: Познакомить родителей с играми, приемами, упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики для использования в домашних условиях. Задачи: - показать различные игры, приемы, виды упр...

Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителейна тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях»...

Мастер-класс для родителей " Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях"

Познакомить родителей с играми, приемами, упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики для использования в домашних условиях....

Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях»

Добрый вечер, уважаемые родители!Сегодня наша встреча пройдет в форме мастер-класса. Я познакомлю вас с играми, которые помогут вам в домашних условиях развивать мелкую моторику рук вашего ребенка.А р...