ИКТ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ВОСИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
консультация (старшая группа)
ИКТ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ВОСИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_kak_sredstvo_v_organizatsii_vospitatelnogo_protsessa_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 23.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Сычева Ольга Александровна
Воспитатель
МБДОУ»Детский сад «1» г.о.Самара
ИКТ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ВОСИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Компьютерные технологии входят и в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ формирует интерес к обучению, воспитывает стремление к самостоятельности, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности, дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Актуальность использования информационных технологий в дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения, общения, воспитания.
Поэтому с уверенностью можно сказать, что ИКТ являются неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога.
При использовании ИКТ в работе не важен стаж работы педагогов и образование, а важно желание и стремление освоения ИКТ.
Использование компьютерных технологий помогает педагогу в работе:
- Привлекать не совсем активных слушателей к активной деятельности;
- делать образовательную деятельность наглядной и интенсивной;
- формировать информационную культуру у детей;
- активизировать познавательный интерес;
- дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;
- активизировать мыслительные процессы (сравнение, анализ, синтез и др.);
- ИКТ позволят воспитателю достаточно широко общаться на разных методических мероприятиях, например видео - мастер - классы, семинары, вебинары и др.
- значительно сокращается работа с бумажными документами;
- значительно меньше уходит сил и времени при подготовке наглядно-дидактического сопровождения к образовательной деятельности.
- с помощью ИКТ создаются условия для профессионального саморазвития: используются электронные учебники, статьи; в сети Интернет можно знакомиться с периодикой, обмениваться информацией с коллегами посредством электронной почты.
- Общение с родителями воспитанников с помощью ИКТ - еще одна реальность.
Применение ИКТ:
- Оформление групповой документации, отчётов.
- Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, группы.
- Подбор дополнительного познавательного материала.
- Обмен опытом, знакомство с наработками других педагогов.
- При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у педагога появляется больше свободного времени.
- Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми .
- При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у педагога появляется больше свободного времени.
Грамотное использование современных информационных технологий позволяет значительно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет оживить реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
Сегодня ИКТ позволяет:
• В игровой форме показать информацию на экране, что вызывает у детей большой интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника — игре.
• Ярко, в доступной форме, преподнести ребятам материал.
• Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими.
• Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.
• Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.
Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников. Развивающие занятия с её использованием становятся намного ярче и динамичнее. Применение компьютерной техники позволяет сделать ОД привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
В ходе воспитательно-образовательной деятельности дошкольников, мы очень часто используем ИКТ, как средство подачи нового материала и закрепление изученного. Например, на занятии по формированию элементарных математических представлений нами был создан компьютерный анимированный проект для детей с участием мультипликационных героев. С помощью программы Киностудия мы создали обучающее путешествие, анимировали героев, а используя приложение Voice Changer герои разговаривали с детьми, тем самым нами были достигнуты поставленные задачи и цели.
Вид занятия: интегрированный: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Формы организации образовательной деятельности: фронтальная.
Цель: формирование представлений о бытовой технике и о ее значении в жизни человека через математические умения и навыки .
Задачи:
- воспитывать морально-этические нормы поведения.
- познакомить с порядковым значением числа 4;
- учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»;
- упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;
- формировать пространственное расположение предметов, употребляя предлог «под»;
- формировать умение ориентироваться в карточках, выполняя задание по словесной инструкции;
- закреплять знания основных цветов;
- продолжать закреплять коммуникативные навыки общения;
- продолжать формировать умение работать самостоятельно, в подгруппах.
- продолжать развивать мыслительные операции: внимание, мышление, логику;
- умение аргументировать свои высказывания;
-закреплять знания о бытовых приборах на основе математических заданий
Также ИКТ мы применяли в ходе другой образовательной деятельности по теме «Мир профессий» . Поставленные цели и задачи:
Цель:
- Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание;
- Учить измерять длину отрезков прямых линий по клеткам;
С помощью программы PowerPoint , телевизора и музыкального сопровождения мы в увлекательной форме преподнесли детям новый материал по решению арифметических задач, а также воспитывали морально-этические нормы поведения.
В ходе воспитательно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром по теме «Правила важные – пожаробезопасные» для подачи нового материала и воспитанию у детей правил пожарной безопасности, мы использовали видеопроектор. В интересной, увлекательной форме с помощью видеопроектора мы подготовили для детей различные игры и задания : «Пожарные предметы», дети должны были выбрать из появившихся картинок на доске пожароопасные предметы (кукла, утюг, кастрюля, пирамидка…), «Угадай-ка», дети должны назвать тех животных расположенных на доске, которых не было в сказке «Кошкин дом», игра «Что нужно пожарному» и другие задания.
Еще одна из наиболее удачных и часто применяемой нами форм подготовки и представления нового материала к совместной организованной деятельности в детском саду - это создание мультимедийных презентаций. Начиная со старшего возраста на любой тематической неделе мы готовим и используем мультимедийные презентации: «Морские обитатели», «В мире насекомых», «Чудесное лукошко» и.т.д. Она облегчает процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, т.к. сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
Таким образом в ходе воспитательной, игровой, образовательной деятельности дошкольника, с использованием компьютерных средств у него развивается: теоретическое мышление, воображение, способность прогнозировать результат действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. По сравнению с традиционными формами обучения и воспитания дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
- Звук, движения мультипликация значительно надолго привлекает внимание детей и повышает у них интерес к изучаемому материалу.
- Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.
- Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост растения, вращение планет, движение водопада, вот идёт снег;
- Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);
- Воспроизведение информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.
- В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.
- Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты в космос, разлив рек, неожиданные и необычные эффекты);
- Использование ИТ побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями.
Информационно коммуникативные технологии мы применяем и при взаимодействии с родителями. Взаимодействие детского сaда и семьи – очень важное и необходимое условие всестороннего развития дошкольников, так кaк лучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют вместе. Работа с родителями в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС в настоящее время направлена на сотрудничество с семьёй в интересах ребёнка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребёнка, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии воспитанника.
Средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повышают качество работы с родителями воспитанников, помогают педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях.
Преимущества использования ИКТ технологий во взаимодействии с семьями дошкольников заключаются в следующем:
- родителям предоставляется возможность быть в курсе всех программ, которые реализуются в ДОУ ;
- минимизируется время доступа родителей к информации;
- обеспечивается оперативность в осведомленности в вопросах организации образовательного, воспитательного процесса, достижений и проблем в развитии ребёнка; реализуется возможность воспитателя демонстрировать фотоматериалы, связанные с деятельностью ребёнка в детском саду;
- обеспечивается индивидуальный подход к родителям воспитанников.
В своей работе с родителями и детьми мы используем образовательные маршруты с использованием ИКТ на различные темы.
Образовательный маршрут (Web-навигатор) – инструктивные материалы и методические рекомендации по организации целенаправленной образовательной или культурно-просветительской деятельности родителей с детьми в сети Интернет обучающего, воспитательного, развивающего или творческого характера; организации семейного досуга с использованием средств и сервисов ИКТ.
Нами были разработаны и представлены родителям электронные образовательные маршруты на тему «ЗИМА», «Огонь-друг, огонь-враг»
Таким образом, в современном образовании компьютер конечно же не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс воспитания , обучения и развития детей достаточно простым и эффективным. Средствами мультимедиа позволит наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности.
В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть яркой, интересной, эмоциональной, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых эфектов. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.
Список литературы
Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. –– М., 2018.
Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно исследовательская деятельность дошкольников. –– М., 2015.
Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Планирование организационной деятельности воспитателя с детьми //авт.сост. Лободина Н.В. –– Волгоград: Учитель, 2016.
Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. –– М., 2019.
Помараева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений : Старшая группа. –– М., 2017.
Комарова Т.С., Туликов А.В. Информационно коммуникативные технологии в дошкольном образовании –– М., 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути и средства совершенствования процесса формирования элементарных математических представлений у дошкольников
Пути и средства совершенствования процесса формирования элементарных математических представлений у дошкольников...
Консультация для воспитателей на методическом объединении "Использование игры как терапевтического средства в процессе игры"
Терапевтические игры ставят своей целью устранение эффективных препятствий в межличностных отношениях, а обучающее - достижение более адекватной адаптации и социализации детей....
Подвижные игры– средство реализации процессов интеграции и инклюзии в современном дошкольном образовании.
В статье рассматриваются вопросы современной коррекционной педагогики....
Подвижные игры - важнейшее средство в процессе сохранения и укрепления здоровья детей
Подвижные игры - важнейшее средство в процессе сохранения и укрепления здоровья детей...
Семинар-практикум «Сказка как коррекционно-развивающее средство в процессе детско-родительского взаимодействия»
В рамках данного мероприятия, происходит знакомство родителей со сказкой как коррекционно-развивающим средством в процессе взаимодействия с ребенком....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ В ПРОЦЕССЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Статья посвящена изучению эффективного использования различных видов наглядных средств в образовательной деятельности по развитию речи старших дошкольников....
Специфика применения педагогических средств в процессе нравственного развития детей старшего дошкольного возраста
Специфика применения педагогических средств в процессе нравственного развития детей старшего дошкольного возраста...