Консультация для родителей "Развитие речи у младших дошкольников "
консультация (средняя группа)
Все начинается с детства. Период детства бывает только однажды, и именно в это время ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов, звуков, эмоций. Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно родители. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в развитии связной речи.
Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком - это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса. А ещё развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_razvitie_rechi_.docx | 18.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №30»
Консультация для родителей
«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста».
Воспитатель средней группы:
Бачаева Лилия Александровна
Февраль, 2023г.
В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья и воспитатель в детском саду. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению и зависят успехи малыша в усвоении языка.
Таким образом, речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка и литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (дикция, темп, произнесение звуков и слов) и в отношении богатства словаря, точности словоупотребления, грамматической правильности и связности.
Детская речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и прежде всего, нормальное психическое развитие ребенка, полноценный слух, правильное строение периферического аппарата, нормального созревания и функционирования центральной нервной системы и здоровые взаимоотношения с окружающими.
Среди факторов, способствующих возникновению общего недоразвития речи у детей, может происходить вследствие функциональных причин к ним относятся:
1 Общая вялость ребенка в связи с ослабленным организмом
2 Недостаточное внимание взрослых к развитию речи ребенка
3 Отсутствие речевого общения с ребенком.
Органические причины:
1 Снижение слуха
2 Задержка психического развития.
3 Травмы головы.
4 Конфликтные взаимоотношения в семье, стресс.
При сочетании всех этих факторов нарушение речи приобретает более стойкий характер.
Поэтому с таким ребенком важно установить тесный контакт и очень много заниматься особенно родителям.
Родители должны как можно больше и чаще говорить с ребенком и между собой о предметах и явлениях окружающего мира. Благодаря частому проговариванию слов взрослых, у ребенка происходит бессознательное усваивание и накопление словаря. Учитывая трудности формирования самостоятельной речи у неговорящих детей и сложности в установлении речевого общения можно проводить речевую игру по методу наглядного подражания взрослому.
«Три медведя»
Три медведя шли домой – (шагать на месте вперевалочку)
Папа был большой – большой (поднять руки над головой, тянуться к верху)
Мама с ним- поменьше ростом (руки на уровне груди)
А сынок – малютка (присесть)
Очень маленький он был (присев, покачиваться по - медвежьи)
С погремушками ходил (встать, руки перед грудью сжаты в кулаки)
Дзынь – дзынь, дзынь – дзынь. (имитировать игру с погремушками) .
Если у ребенка словарный запас на уровне 2-3 слов. Можно рекомендовать чтение стихотворения А. Барто “Кто как кричит”. Которое учит ребенка развивать умение слушать текст и воспроизводить имеющиеся в тексте звукоподражания.
Кукареку!
Кур стерегу!
Кудах – тах – тах!
Снеслась в кустах.
Пить, пить, пить.
Воды попить.
Мур, Мур.
Пугаю кур.
Ам, ам!
Кто там?
Му, му.
Молока кому?
В этой речевой игре ребенок подражает звукам животных и узнает о домашних животных.
В младшем возрасте общение является основной формой воспитательного воздействия на детей. Общение – это взаимоотношение взрослого и ребёнка, которое включает обращение взрослого к ребёнку и ответную реакцию ребёнка взрослому.
Третий год жизни является главным периодом в развитии речи ребенка. Задачи развития разнообразны. Необходимо приучать детей понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, формировать грамматический строй речи, развивать речевое общение с взрослыми и сверстниками и расширять активный словарь.
Развитие речи происходит на специально организуемых мероприятиях в детском саду, в ходе которых развиваются действия с предметами, движения. Так же развитие должно происходить в повседневной жизни (режимных моментах, самостоятельной деятельности). В процессе наблюдения за живыми объектами необходимо знакомить детей с особенностями внешнего вида, повадками. После этого необходимо провести с ребенком беседу с наводящими вопросами, активизируя коммуникативную функцию. В процессе наблюдений так же следует не только констатировать то, что происходит, но и развивать мыслительные способности детей: обучать, сравнивать предметы и устанавливать между ними сходство и различия.
Для развития речевой активности детей широко используются картинки с изображением предметов в действии, отдельно расположенных предметов, сюжетные картинки. Это повышает интерес к тому, что изображено, помогает развивать различные мыслительные операции и обобщать знания. В результате у ребёнка формируется умение не только повторять слова за взрослыми, но и самостоятельно высказывать свои суждения. Так же особое значение имеет чтение ребенку книг с иллюстрациями, последующее рассматривание картинок, и пересказ о том, что написано в книге. Все это развивает внимание, память и заставляет ребёнка мыслить.
В случае отсутствия систематической деятельности контакт между детьми и взрослыми практически не устанавливается. Следует обратить особое внимание на то, что в этом возрасте дети мало задают вопросов взрослым, поэтому в процессе совместной деятельности взрослым необходимо самим ставить больше вопросов.
Общение ребенка с взрослыми и другими детьми способствует тому, что он учится более сложным формам общения, не только просит или помогает, но и соотносит свои действия с действиями других. Необходимо внимательно следить за речью ребенка: слушать, как он говорит и повторять за ним все слова и фразы, ведь при повторении мы подтверждаем правильность произносимых слов, а в случае необходимости даём верные образцы для усвоения. Этот приём имеет важное значение для упражнения в правильном звукопроизношении и употреблении грамматических форм. Важными так же являются приёмы договаривания (потешки, стихотворения) и подсказывания нужного слова (ребёнок в ходе пересказа или чтения наизусть может испытывать затруднение в употребления какого-то слова, необходимо вовремя помочь ему).
В развитии речи важную роль играет развитие мелкой моторики, на что влияет рисование по представлению, которое проводится в виде различных игр:
• «Что в мешочке?». Взрослый говорит: «Сейчас я расскажу, что у меня спрятано в мешочке, а ты нарисуешь». Если предмет сложный – описание расчленяют.
• «Заселим аквариум». На столе лист с изображением аквариума, заполненного водой. Взрослый описывает рыбы (гуппи, меченосца, вуалехвоста, а ребёнок их рисует, соотнося форму, цвет, величину.
• «Поселим птиц в вольер». Проводится аналогично, как предыдущая игра.
• «Страна фантазии». Взрослый сообщает: «Мы оказались в удивительном городе. Дома в нём самой разной формы. Один дом, как гриб на ножке, другой, как ёлка – треугольник на треугольнике. А окна все круглые». Ребёнок рисует по описанию взрослого.
Развитие познавательной функции речи отмечается в следующих играх:
• «Угадай, что спрятано»
• «Угадай, где спрятано»
• «Найди половинку»
• «Бывает – не бывает».
Развитие смысловой стороны речи прослеживается в театральной деятельности детей:
• в кукольном театре и играх-драматизациях.
В театральной постановке спектакля «Три медведя» ребёнок учиться различать большую чашку и ложку, чашку и ложку поменьше, самую маленькую чашку и ложку.
В играх-драматизациях развивается и другая функция речи – регулирующая в виде кукольного театра на столе, игры-импровизации. Взрослый говорит: «Мама ушла в магазин и оставила дочь с котёнком. Что может случиться?» Ребёнок сочиняет и домысливает. Словесный анализ нравственных ситуаций в рассказе, рисунках по сюжетным картинкам, серии сюжетных картинок начинается с вопросов.
Следующая функция речи – регуляция деятельности и поведения. Предлагаемые задания – выполнение инструкций ребёнком. Отмечается проявление ребёнком творчества, инициативности. Со временем, слово становится способом саморегуляции и самооценки.
В дальнейшем речь выполняет функцию планируемых действий. Словесное планирование выполняемых действий должно затрагивать разные виды образовательной деятельности детей: конструктивные, изобразительные, трудовые. Правильная речь связана с грамматическим строем речи, словарём, правильным произношением, овладением фразовой речью. Особое внимание в речевом развитии ребёнка занимает книга. Совместное чтение составляет удовольствие не только ребёнку, но и взрослому. Расспросите ребёнка о прочитанном произведении. Развить речь помогут конкурсы: «На лучшего рассказчика», «На лучшего сочинителя», «На лучшего фантазёра».
Помните: ваша собственная речь – образец для малыша. Не жалейте времени на общение с ребёнком. Рассказывайте ему интересные истории, придумывайте загадки, чаще беседуйте с ним, учите его наблюдать, думать, рассуждать, поддерживайте его интерес к людям и жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей « Развитие связной речи у младших дошкольников через организацию познавательной деятельности»
Одним из средств познавательно – речевого развития дошкольников является игра – специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность....
Консультации для родителей:"Малые формы фольклора, как средство благополучной адаптации ребёнка в детском саду"; " Роль потешек, колыбельных песенок в развитии речи детей младших дошкольников"
Серъёзную психологическую проблему для ребёнка и его родителей составляет поступление маленького члена общества в дошкольное учреждение. Сгладить негативное влияние такого перехода признана народная м...
Консультация для педагогов «Развитие речи у младших дошкольников в процессе формирования навыков самообслуживания»
Консультация для воспитателей...
Консультация для педагогов «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников»
Сегодня актуально звучат слова американского философа, художника, публициста Эльберта Хаббарта «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше, научить ребен...
КОНСУЛЬТАЦИЯ учителя-логопеда для воспитателей младших групп на тему: «Причины речевых нарушений и задержки развития речи у младших дошкольников».
КОНСУЛЬТАЦИЯ учителя-логопеда для воспитателей младших групп на тему: «Причины речевых нарушений и задержки развития речи у младших дошкольников»....
Консультация «Рисунок, как средство развития речи у младших дошкольников»
Рисунок – это изображение на плоскости, созданное графическими средствами. Рисование также представляет собой отдельный вид изобразительного искусства, разновидность графики. Его история восходи...
Консультация для родителей по развитию связной речи у младших дошкольников.
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Речь играет важную роль в жизни человека. Она является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Без этог...