«У моего ребенка потерялся звук Р »
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
«У моего ребенка потерялся звук Р »
Все родители, конечно хотят, чтобы их дети говорили чисто и красиво. Но у некоторых это выходит естественно, а у других… .Как мамы не бьются над этой проблемой, ну не идет дело дальше « макаоны» или «субы» , хоть плачь !
В подобных случаях нужно обращаться к специалисту. Самостоятельность только ухудшает ситуацию и может навредить ребенку.
Время обращения за консультацией к логопеду очень индивидуально. У подавляющего большинства детей процесс овладения звуками заканчивается к 5 годам. На этот возраст и нужно ориентироваться. И, конечно, если в 5 лет ребенок не выговаривает один – два звука, ему необходима квалифицированная помощь.
Часто родители обращают внимание на погрешности речи своего ребенка непосредственно перед поступлением в школу, тем самым создавая дополнительные проблемы и ему, и себе.
Достаточно типична и такая ситуация: родители замечают, что их ребенок не выговаривает те или иные звуки и стараются самостоятельно устранить эти недостатки, часто нанося дополнительный ущерб.
От чего в первую очередь надо предостеречь родителей?
Поскольку родители не владеют техникой постановки звука, единственное, что они могут предложить – подражание:
«Послушай и повтори за мной…». Стараясь угодить маме, ребенок пробует сказать, как она. Но не зная, как правильно это сделать, он может добиться искаженного звучания. Отсюда возникают межзубные и боковые варианты произношения звуков, горловое Р и другие дефекты, которые исправлять затем будет значительно сложнее.
Работа над звукопроизношением сложна и требует определенной последовательности. Время постановки звука зависит от индивидуальных особенностей ребенка и может длиться по- разному: от месяца до года, а некоторых случаях и более.
В любом случае родителям необходимо запастись терпением, не ждать быстрых результатов и обязательно довести курс коррекции произношения у ребенка до конца.
Следовательно, нужно вовремя обращаться к специалисту, который сможет применить необходимые методы и приемы устранения речевых недостатков.
Научить правильному произношению легче всего в дошкольном возрасте.
Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.
Приступать к работе над очередным звуком можно лишь после прохождения следующих этапов:
- Постановка звука;
- Звук закреплен в изолированном произношении, в слогах и предложениях по подражанию взрослому и при его непосредственном контроле;
- сформирован самоконтроль за звуком, как единственная задача при механическом проговаривании лексического материала.
Закрепление звука дает более высокую ступень автоматизации, связанную с отвлечением от произношения на следующие раздражители:
- зрительный (картина, схема, предмет и т.д.) ;
- слуховой, предполагающий параллельную задачу звукового плана (например, звукобуквенный анализ или задания по словообразованию, грамматике, развитию фразовой речи) ;
- тактильно- мышечный (письмо, моделирование буквы, обговаривание действий при изготовлении различных поделок и выполнении трудовых поручений, речь, связанная с движением на динамических и физкультурных паузах, и т.д.
- вкусовой и обонятельный (речевое сопровождение собственных ощущений ребенка в естественных и искусственно созданных ситуациях во время прогулок, наблюдений, экскурсий, экспериментов, занятий и т.д.);
- мотивационный (интересные задания на развитие мышления, памяти, внимания и других психических процессов, и их операций).
В случае неправильного звукопроизношения, допущения лексико- грамматических ошибок высказывание ребенка не рекомендуется прерывать, но продолжать работу по совершенствованию детского самоконтроля за речевой деятельностью необходимо. В связи с этим педагог (взрослый ) должен:
- нацелить ребенка перед ответом на правильное произношение с помощью инструкции: например, «Следи за звуками»;
- постарайся предупредить ошибку в произнесении взглядом, жестом (палец вверх, показ пальцем на губы, зубы и т.д.) артикуляционной или жестовой подсказкой:
- губы «в улыбке» или кисть руки внизу;
- губы «рупором» или кисть руки поднята вверх
- отметить качество произношения во время общей оценки ответа;
- следить за правильным звукопроизношением в повседневной жизни (на прогулке, в игре, при выполнении трудовых поручений);
- стараться отсрочить контроль за звуками, чтобы не нарушать целостности, непосредственности и эмоциональности общения («Какую интересную историю ты мне рассказал! Петя тоже хочет ее послушать. Повтори для него, но помни, что на этой неделе он твой «логопед» или дежурный по звукам и ты должен вместе с ним последить за звуком»);
- переносить контроль на неживой объект как раздражитель нужного рефлекса, а именно: предложить повторно поделиться своими впечатлениями с человечком – звуком С или куклой, постоянно играющей роль логопеда; отметить именины появившегося звука; вручить памятку (медаль, значок, колокольчик и т.д.), напоминающую о правильном произношении; поставить человечка – звук или куклу – логопеда в игровой уголок; помочь организовать дома один из уголков, в котором все звуки должны произноситься правильно. Подобные зоны постепенно могут занимать все большее пространство и выноситься на улицу, в музыкальный и спортивный залы.
Полезно в процессе закрепления правильного произношения переводить ребенка на внеречевые формы работы: изготовление аппликации, рисование, раскрашивание и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из рубрики "Советы учителя-логопеда": "Потерялся звук [Р]"
Рекомендации родителям воспитанников по поводу овладения детьми правильного произношения звуков....
Индивидуальное подгрупповое занятие по автоматизации звука «Л» «Потерялся звук» с детьми старшего дошкольного возраста с использованием новых игровых технологий.
Автоматизирование правильного произношения звука Л в слогах, словах и предложениях. Использование новых технологий при автоматизации звуков. Развивитие артикуляции, мелкой моторики....
Потерялся звук Р
Потерялся звук Р...
Консультация для родителей "Потерялся звук Р"
Консультация для родителей о необходимости следить за состоянием речи своих детей. При имеющихся проблемах в речи ребенка к 5 годам важно обратиться за квалифицированной помощью лого...
Консультация "Потерялся звук Р"
Консультация Потерялся звук Р...
Потерялся звук "Р"
Когда обращаться к специалисту?...
Конспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации звука [Ш] в словах и простых предложениях «Как Мишка потерял звук Ш»
Занятие с детьми в логопункте ДОУ с применением камнетерапии...