«У моего ребенка потерялся звук Р »
консультация

Шишко Алеся Евгеньевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u_moego_rebenka_poteryalsya_zvuk_r.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«У моего ребенка потерялся звук Р »

Все родители, конечно хотят, чтобы их дети говорили чисто и красиво. Но у некоторых это выходит естественно, а у других… .Как мамы не бьются над этой проблемой, ну не идет дело дальше « макаоны» или «субы» , хоть плачь !

В подобных случаях нужно обращаться к специалисту. Самостоятельность только ухудшает ситуацию и может навредить ребенку.

Время обращения за консультацией к логопеду очень индивидуально. У подавляющего большинства детей процесс овладения звуками заканчивается к 5 годам. На этот возраст и нужно ориентироваться. И, конечно, если в 5 лет ребенок не выговаривает один – два звука, ему необходима квалифицированная помощь.

Часто родители обращают внимание на погрешности речи своего ребенка непосредственно перед поступлением в школу, тем самым создавая дополнительные проблемы и ему, и себе.

Достаточно типична и такая ситуация: родители замечают, что их ребенок не выговаривает те или иные звуки и стараются самостоятельно устранить эти недостатки, часто нанося дополнительный ущерб.

От чего в первую очередь надо предостеречь родителей?

Поскольку родители не владеют техникой постановки звука, единственное, что они могут предложить – подражание:

«Послушай и повтори за мной…». Стараясь угодить маме, ребенок пробует сказать, как она. Но не зная, как правильно это сделать, он может добиться искаженного звучания. Отсюда возникают межзубные и боковые варианты произношения звуков, горловое Р и другие дефекты, которые исправлять затем будет значительно сложнее.

Работа над звукопроизношением сложна и требует определенной последовательности. Время постановки звука зависит от индивидуальных особенностей ребенка и может длиться по- разному: от месяца до года, а некоторых случаях и более.

 В любом случае родителям необходимо запастись терпением, не ждать быстрых результатов и обязательно довести курс коррекции произношения у ребенка до конца.

Следовательно, нужно вовремя обращаться к специалисту, который сможет применить необходимые методы и приемы устранения речевых недостатков.

Научить правильному произношению легче всего в дошкольном возрасте.

Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.

        Приступать к работе над очередным звуком можно лишь после прохождения следующих этапов:

  • Постановка звука;
  • Звук закреплен в изолированном произношении, в слогах и предложениях по подражанию взрослому и при его непосредственном контроле;
  • сформирован самоконтроль за звуком, как единственная задача при механическом проговаривании лексического материала.

Закрепление звука дает более высокую ступень автоматизации, связанную с отвлечением от произношения на следующие раздражители:

  • зрительный (картина, схема, предмет и т.д.) ;
  • слуховой, предполагающий параллельную задачу звукового плана (например, звукобуквенный анализ или задания по словообразованию, грамматике, развитию фразовой речи) ;
  • тактильно- мышечный (письмо, моделирование буквы, обговаривание действий при изготовлении различных поделок и выполнении трудовых поручений, речь, связанная с движением на динамических и физкультурных паузах, и т.д.
  • вкусовой и обонятельный (речевое сопровождение собственных ощущений ребенка в естественных и искусственно созданных ситуациях во время прогулок, наблюдений, экскурсий, экспериментов, занятий и т.д.);
  • мотивационный (интересные задания на развитие мышления, памяти, внимания и других психических процессов, и их операций).

В случае неправильного звукопроизношения, допущения лексико- грамматических ошибок высказывание ребенка не рекомендуется прерывать, но продолжать работу по совершенствованию детского самоконтроля за речевой деятельностью необходимо. В связи с этим педагог (взрослый ) должен:

  • нацелить ребенка перед ответом на правильное произношение с помощью инструкции: например, «Следи за звуками»;
  • постарайся предупредить ошибку в произнесении взглядом, жестом (палец вверх, показ пальцем на губы, зубы и т.д.) артикуляционной или жестовой подсказкой:

- губы «в улыбке» или кисть руки внизу;

- губы «рупором» или кисть руки поднята вверх

  • отметить качество произношения во время общей оценки ответа;
  • следить за правильным звукопроизношением в повседневной жизни (на прогулке, в игре, при выполнении трудовых поручений);
  • стараться отсрочить контроль за звуками, чтобы не нарушать целостности, непосредственности и эмоциональности общения («Какую интересную историю ты мне рассказал! Петя тоже хочет ее послушать. Повтори для него, но помни, что на этой неделе он твой «логопед» или дежурный по звукам и ты должен вместе с ним последить за звуком»);
  • переносить контроль на неживой объект как раздражитель нужного рефлекса, а именно: предложить повторно поделиться своими впечатлениями с человечком – звуком С или куклой, постоянно играющей роль логопеда; отметить именины появившегося звука; вручить памятку (медаль, значок, колокольчик и т.д.), напоминающую о правильном произношении; поставить человечка – звук или куклу – логопеда в игровой уголок; помочь организовать дома один из уголков, в котором все звуки должны произноситься правильно. Подобные зоны постепенно могут занимать все большее пространство и выноситься на улицу, в музыкальный и спортивный залы.

Полезно в процессе закрепления правильного произношения переводить ребенка на внеречевые формы работы: изготовление аппликации, рисование, раскрашивание и т.д.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из рубрики "Советы учителя-логопеда": "Потерялся звук [Р]"

Рекомендации  родителям воспитанников по поводу   овладения детьми правильного произношения звуков....

Индивидуальное подгрупповое занятие по автоматизации звука «Л» «Потерялся звук» с детьми старшего дошкольного возраста с использованием новых игровых технологий.

Автоматизирование правильного произношения звука Л в слогах, словах и предложениях. Использование новых технологий при автоматизации звуков. Развивитие артикуляции, мелкой моторики....

Потерялся звук Р

Потерялся звук Р...

Консультация для родителей "Потерялся звук Р"

Консультация для родителей о необходимости следить за состоянием речи своих детей.  При имеющихся проблемах в речи ребенка к 5 годам важно обратиться за  квалифицированной помощью  лого...

Консультация "Потерялся звук Р"

Консультация  Потерялся звук Р...

Потерялся звук "Р"

Когда обращаться к специалисту?...