ВЛИЯНИЕ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (младшая группа) по теме
Консультация для родителей. Влияние стиля воспитания одного родителя приводит к правильному взаимодействию с ребенком и оказывает на ребенка положительное воздействие. А у другого родителя преобладают крайние, самые неблагоприятные меры, которые ведут к неприемлемому, с точки зрения психологии и педагогики, стилю воспитания и отрицательно сказываются на формировании личности ребенка, его поведении и социализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЛИЯНИЕ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
А.П.Хайруллина
(АНО ДО «Планета детства «Лада» д/c № 207 «Эдельвейс», г.о. Тольятти) hairullina.alena@mail.ru
Резкие изменения в политической и социально-экономической структуре нашего государства выдвинули новые требования в системе воспитания подрастающего поколения. Изменения в системах ценностей и отношений людей сказываются на изменении социально-психологического климата в семье. Экономические сложности, неуверенность в завтрашнем дне, бытовая неустроенность, снижение нравственного и морального уровня общества становятся причинами семейной дисгармонии. Роль семьи в воспитании детей сводится к минимуму, а некоторые родители вообще считают, что воспитывать должны специально подготовленные люди (воспитатели, учителя и т.д.). Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Влияние стиля воспитания одного родителя приводит к правильному взаимодействию с ребенком и оказывает на ребенка положительное воздействие. А у другого родителя преобладают крайние, самые неблагоприятные меры, которые ведут к неприемлемому, с точки зрения психологии и педагогики, стилю воспитания и отрицательно сказываются на формировании личности ребенка, его поведении и социализации, в частности адаптации к условиям пребывания в ДОУ. Как ребенок пройдет процесс адаптации во многом зависит от родительских установок, стиля воспитания. Это и определило актуальность темы данной работы.
Под адаптацией (от лат. аdaptatio - приспособление, прилаживание) принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды [1, с. 5]. Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды. Поступление ребенка в дошкольное учреждение – это кризисный момент в его жизни. Этой проблемой занимались многие педагоги, психологи, медики, такие как: Н.М. Аксарина, Н.П. Жукова, Н.Д.Ватутина, Л.Н. Павлова, Л.С. Выготский и многие другие. Чаще всего периодом адаптации называют острую фазу общего адаптационного процесса. По наблюдениям психологов средний срок этого периода в норме составляет: в яслях - 7-10 дней; в детском саду в 3 года - 2-3 недели; в старшем дошкольном возрасте - 1 месяц.
В течение острого периода адаптации воспитателями и медиками заполняется лист адаптации [5,с. 12]. По результатам прохождения острой фазы адаптационного периода различают три уровня тяжести [6,с. 40]:
- легкая адаптация — сдвиги нормализуются в течение 10—15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;
- адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5 - 7 дней, есть признаки психического стресса;
- тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма. При этом типе адаптации процесс, как правило, затягивается на длительное время, и ребенок приспосабливается к организованному коллективу месяцами, а иногда не может приспособиться совсем.
В психолого-педагогической литературе представлено большое количество работ, изучающих типы отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения, предложена широкая классификация стилей семейного воспитания детей (Д. Баумринд, Э. Маккоби и Дж. Мартин, А. Я. Варга, В. В. Столин, А. С. Спиваковская и др.).
Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.
Важное значение для выделения типов семейного воспитания имели работы Д. Баумринд. В классификации Д. Баумринд выделяются три паттерна поведения или стиля, представляющих собой комбинацию из таких элементов, как зрелость требований, контроль, коммуникативность и образовательный эффект, образующих разрешающий (либеральный), авторитарный и авторитетный стили родительского воспитания. Э. Маккоби и Дж. Мартин (Либин А.В., 1999) развили категориальную систему Д. Баумринд, выделив два основных измерения: уровень контроля или требований и общий параметр принятия — отвержения. Пересечение этих двух измерений образовало еще один дополнительный стиль к прежним трем, добавив пренебрегающий (индифферентный) стиль. Таким образом, типология стилей родительского воспитания включала 4 типа: авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный.
В основе того или иного сложившегося стиля семейного воспитания находится определенное родительское отношение к ребенку.
Родительское отношение - это целостная система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков [3,с. 1].
Родительское отношение является многомерным образованием, в структуре которого выделяют три составляющих: а) интегральное эмоциональное принятие или отвержение ребенка; б) межличностная дистанция в общении с ребенком; в) форма и направление контроля за поведением ребенка [4,с. 23].
Смирнова Е.О., Быкова М.В. говорят о том, что родительское отношение определяет стиль воспитания и оценку ребенка. Интегративными характеристиками родительско-детских отношений являются:
1) родительская позиция, определяемая характером эмоционального принятия ребенка, мотивами и ценностями воспитания, образом ребенка, образом себя как родителя, моделями ролевого родительского поведения, степенью удовлетворенности родительством;
2) тип семейного воспитания как интегративная характеристика воспитательной системы.
А.Я. Варга выделила четыре составляющие родительского отношения: 1) интегральное принятие - отвержение ребенка; 2) межличностная дистанция родителя и ребенка; 3) формы и направление родительского контроля; 4) социальная желательность поведения ребенка для родителя. Каждая образующая содержит три компонента: эмоциональный, поведенческий и когнитивный.
В рамках данной темы мы провели исследование на базе АНО ДО «Планета детства «Лада» д/с № 207 «Эдельвейс» . Испытуемые – родители детей первой младшей группы (всего 36 родителей - из них 19 матерей и 17 отцов, средний возраст от 25 лет до 35 лет), дети первой младшей группы (20 человек в возрасте 2-3 года). Цель исследования – выявить влияние стилей семейного воспитания на уровень адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям пребывания в ДОУ.
Для нашего исследования мы подобрали следующие методы психологической диагностики:
1) тест - опросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столин;
2) тест - опросник "Ваш стиль воспитания";
3) карта наблюдения течения адаптации (Л.В. Макшанцева, 2004).
В результате проведенного исследования были выявлены следующие показания, отображенные на рисунках 1,2,3.
Рис.1. Результаты течения адаптации.
Рис.2. Результаты исследования влияния стилей семейного воспитания.
Рис.3. Результаты исследования влияния родительского отношения.
Результаты исследования влияния стилей семейного воспитания на уровень адаптации детей младшего дошкольного возраста выявили, что: дети, адаптировавшиеся легко воспитываются демократичным родителями; дети, адаптировавшиеся в средней степени, воспитываются демократичными, авторитетными, либеральными родителями; дети, адаптировавшиеся в тяжелой форме, воспитываются авторитарными родителями.
Результаты исследования влияния стилей родительского отношения на уровень адаптации детей младшего дошкольного возраста определили, что:
- наиболее оптимальным является такой тип родительских отношений, как социально желательный образ - адаптация прошла легко;
- к нейтральному типу можно отнести отношения по типу «симбиоз» и «маленький неудачник» - дети адаптировались в средней степени тяжести.
- к отрицательному типу родительских отношений мы отнесли такой тип родительских отношений, как отвержение и “авторитарная гиперсоциализация”- дети адаптировались тяжело и в средней степени.
“Детские годы – это горы, с которых река берет начало и где определяет свое направление“ – так образно охарактеризовал этот период врач и педагог Ян Корчак [2,с.5]. Каким быть ребенку – это в первую очередь решают сами родители, правда, не одни, а в тесном сотрудничестве с другими воспитательными силами в обществе. И тот, кто хочет воспитывать, должен знать, для чего и как он это будет делать – ведь только тогда наши желания творят чудеса, когда они оборачиваются поступками. Прекрасный образ, в котором родители воплощают мечты о будущем своих детей, образ человека безукоризненной нравственности и образованности, может быть воплощен в жизнь только целенаправленной воспитательной работой самих родителей. Те нравственные, эстетические и интеллектуальные понятия, которые характеризуют высокоразвитого человека, и которые способны вдохновить его на большие дела, милосердные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и родительского воспитания.
Стиль родительского взаимоотношения непроизвольно запечатлевается в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит стиль воспитания как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения и воспитания: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве. Отсюда следует вывод, что родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми. Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показывает, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье. Главные черты этого стиля определяются основными положениями гуманистической психологии. К. Роджерс назвал его «личностно центрированным», то есть, ставящим в центр внимания личность того человека, с которым ты сейчас общаешься. Этот подход противостоит авторитарному стилю воспитания детей, который долгое время бытовал в нашем обществе [4, с.6].
Изучение влияния семьи в аспекте формирования адаптативных механизмов ребенка важно не только в теоретическом плане, но и позволяет подойти к решению чрезвычайно сложного и важного практического вопроса о регуляции социального поведения ребенка. Адекватное родительское отношение к ребенку способствует гармоничным отношениям в семье. Эти отношения формируют у ребенка доверительное отношение к окружающему миру и способствуют более успешной адаптации к условиям пребывания в ДОУ.
Список литературы
- Баркан, А.И. Его Величество Ребенок / А.И. Баркан.– М.: Столетие, 1996. – 368 с.
- Бондаренко, Е.А., О психическом развитии ребенка (Дошкольный возраст) / Е.А.Бондаренко. – Мн., «Народная асвета», 1974. – 128 с.
- Варга, А.Я. Структура и типы родительского отношения. Автореферат канд. дис.// МГУ. - М., 1987. – 115 с.
- Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? /Ю.Б. Гипенрейтер – М.: АСТ: Астель, 2008. – 238,[2]с.: ил.
- Печора К.Л., Пантюхина, Г.В., Голубева, Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 172 с.
- Тонкова-Ямпольская Р.В., Шмидт-Кольмер Е., Атанасова-Букова А. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Буковой. – М.: Педагогика, 1980. – 122 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние родительского отношения на уровень адаптации детей раннего дошкольного возраста
Сегодня проблема адаптации детей раннего дошкольного возраста остается весьма актуальной. Доказано, что поступление в дошкольное учреждение связано со значительными неблагоприятными эмоциона...
Влияние музыки на адаптацию детей младшего дошкольного возраста к ДОУ.
Использование музыки в воспитании помогает избежать психологических проблем (детские страхи, заниженная самооценка, гиперактивность), позволяет выявлять одаренность у детей, создает условия для развит...
«Влияние музыки на адаптацию детей младшего дошкольного возраста к ДОУ»
Адаптация - самая первая и важная ступень в образовательном процессе. Основным элементом успешной адаптации является тесное сотрудничество с семьёй ребенка...
Влияние музыки на адаптацию детей младшего дошкольного возраста в ДОУ
Консультация предназеачена для родителей, вновь поступивших детей....
Консультация для родителей «Игры с водой и песком и их влияние на адаптацию детей младшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Игры с водой и песком и их влияние на адаптацию детей младшего дошкольного возраста»...
Влияние музыки на адаптацию детей младшего дошкольного возраста к ДОУ.
Влияние музыки на адаптацию детей младшего дошкольного возраста к ДОУ....
Статья на тему: "Влияние детско-родительских отношений в период адаптации детей младшего дошкольного возраста".
Дошкольное образовательное учреждение – это самая важная ступень в развитии каждого ребёнка. Дошкольники, посещающие образовательное учреждение, они не просто проводят своё время, для обще...