Выступление на методическом объединении:"Пальчиковая живопись как средство художественного развития детей младшего дошкольного возраста"
статья по рисованию (младшая группа) по теме

Хасанова Светлана Владимировна

Многие дети очень любят рисовать. Но как быть, если малыш еще маленький и рисовать не умеет? Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы и поделки для детей, даже не имея никаких художественных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_atemar.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

По мнению ряда современных психологов, лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Общеизвестно, что художественно — творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изодеятельностью способствуют развитию не только творческих способностей, но и воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

Многие дети очень любят рисовать. Но как быть, если малыш еще маленький и рисовать не умеет? Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы и поделки для детей, даже не имея никаких художественных навыков.

Так для детей младшего дошкольного возраста подходит пальцевая живопись. Если говорить научным языком, это один из видов нетрадиционных техник   рисования, представляющий собой рисование красками при помощи пальцев (одного или нескольких) или всей ладони.

Для каждого возраста придерживаемся разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному

Существует несколько приемов рисования в технике пальцевой живописи: рисование ребром ладони, ладошкой, пальчиком.

Впервые методика «Рисование пальцем» была описана в 1932 г., а в конце XX в. пальчиковая живопись приобрела особую популярность. Техника её очень проста. Кистью наносят немного краски на поролоновую губку, обмакивают в эту краску подушечку пальчика, оставляют отпечаток на бумаге, а затем дорисовывают его или делают дополнительные отпечатки для завершения задуманного образа. Нанося на губку рядом несколько цветов, можно получить наборный отпечаток с градиентом красок. В этом случае дети непреднамеренно будут осваивать элементы цветоведения, учится различать и называть цвета: красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый, на практике увидят, какие цвета дают гармоничные сочетания, а какие – нет, а также о том, что смешивая две разные краски, можно получить совершенно новый цвет.

Нарисованные пальчиком точки в одном случае могут быть зернышками, в другом – пятнышками на спинке жирафа,  в третьем – украсят платье девочки. Отпечаток ладошки может превратиться в петуха или осьминога. Все это способствует формированию художественно-образного мышления. Как заверяют психологи, у ребенка этот процесс стимулирует развитие свободы мысли, воображения. Дети в большей степени стремятся заявить о себе, показать свое «Я» окружающим, преодолевать препятствия и решать разнообразные проблемы.

В нашей группе «Радуга» детям от 3 года  до 4 лет. И поэтому для развития творческих способностей у своих воспитанников, я использую данный вид рисования. Лучше всего начинать знакомить ребенка с самим процессом индивидуально. Одному показывать, другие – наблюдают. Моим детям очень нравится этот вид деятельности. Рисуя, малыш учиться строить "причинно-следственная" связи, учится логически мыслить. Так, он замечает, что после того, как провести пальчиком по белому листу, на нем появляются интересные "загогулины", а если поставить кляксу и "развозюкать" ее ручкой, то получится очень забавное пятно. У ребенка 1-4 лет хорошо развито воображение, он способен быстро включиться в игровую ситуацию, понять для кого и для чего он будет рисовать. По окончании работы желательно обсудить с ребенком то, что он делал сегодня на занятии и похвалить созданное им «произведение искусства»; отметить использованные им в работе линии, пятна, мазки, формы, цвета. Такие беседы, безусловно, способствуют не только развитию речи, но и эмоционально сближают взрослого и ребенка.

Пальчиковая живопись способствует раннему развитию творческих способностей. Не только потому, что малыш учится рисовать, а потому, что он учиться самовыражаться, передавать свои ощущения и переживания.

Рисование пальчиками – это хороший рефлекторный массаж. На ладонях находятся определенные точки, которые связаны со всеми органами тела. Массажируя эти точки, можно добиться улучшения состояния организма в целом.

Этот вид творчества расслабляет и успокаивает ребенка. При этом не требуется большого мастерства и нечего, что краски могут растекаться. С помощью красок малыш может выплеснуть свое эмоциональное напряжение, а по работам ребенка можно отследить его эмоциональное состояние – гнев, радость, обиду, боль. Работы лучше выполнять при помощи пальцев рук, так как у детей существует сенсорный голод, тактильный голод, тяга к прикосновениям. Желание потрогать является ведущим в возрасте от трех до четырех лет. Преодоление запрета родителей и возможность наконец-то испачкаться, вымазаться позволяет ребенку почувствовать себя счастливым. Непосредственное прикосновение к краскам, размазывание их на бумаге помогут малышу включиться в процесс творчества, при котором задействуются внутренние резервы организма.

Автором картины может стать любой человек, не зависимо от возраста, пола, профессии и социального статуса. Раскрытие творческих способностей идет в обход сознания человека по короткому пути – «сердце — кончики пальцев».

Наукой доказано, что пальцевая живопись оказывает терапевтический эффект. Это, безусловно, так, творческие люди меньше болеют, легче справляются со стрессовыми ситуациями, так как во время творческого акта происходит трансформация негативных мыслей и эмоций в созидательные чувства, которые находят материальное воплощение в картине. Терапевтический эффект наблюдается не только в момент создания полотна (нормализация пульса и артериального давления, антистрессорный эффект, гармонизация внутреннего состояния), но и в последующем, являясь мощной позитивной доминантой. В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти), зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей. Данный вид рисования хорошо развивает мелкую моторику, что влияет не только на умение малыша использовать свои ручки, но и способствует развитию речи. Как? Дело в том, что центр, отвечающий за движения расположен в коре головного мозга совсем рядом с речевым центром, и когда начинает работать первый, он заставляет трудиться и второй.

Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.

Свое выступление хочется закончить стихотворением В.Берестова.

«И в десять лет, и в семь, и в пять

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Всё, что его интересует.

Всё вызывает интерес:

Далёкий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски…

Всё нарисуем: были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковая гимнастика как средство для развития детей старшего дошкольного возраста

Данная   методическая  разработка  может  быть  использована  педагогами,  работающими  с  детьми  шести – семи  лет  в  сис...

Выступление на методическом объединении: «Арт-терапия как средство творческого развития детей дошкольного возраста»

Арт-терапия - это метод  оказания психологической помощи посредством художественного творчества....

Методическая разработка "Игра - драматизация как средство обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста"

Методическая разработка "Игра - драматизация как средство обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста"...

Методическое объединение «Ковролинография как активная среда всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста»

Цель:создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов в процессе активного взаимодействия по использованию развивающих игр В. В. Воскобовича в образовательной деятельности ДОУ....

Мастер – класс для родителей (законных представителей) на тему: «Пальчиковые игры как эффективное средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста"

Цель и задачи мастер-класса: - Повысить компетентность родителей (законных представителей) в вопросах речевого развития детей посредством пальчиковых игр, о необходимости выполнения упражнений по разв...

Методическая разработка «Игровые технологии как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающий, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам пр...