Консультация для родителей "Группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи: "За" и "Против"
консультация (старшая группа)
В данной консультации родители узнают:
1. Что это за группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи;
2. Причины, по которым может быть рекомендовано посещение такой группы;
3. В чём отличия группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи от группы общеразвивающей направленности;
4, Как учитель-логопед занимается с детьми группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskaya_gruppa_za_i_protiv.docx | 33.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад №162»
Консультация для родителей
«Группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи: «За» и «Против»
Подготовила:
Учитель-логопед
Макеева Т.П.
г.Оренбург
Когда речь заходит о наборе в специализированную группу компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи в обычном детском саду, родители делятся на два лагеря. Одни – «за», и стараются любыми способами отдать туда своих детей, другие – категорически против. Хочу прокомментировать каждый аргумент, чтобы Вам, родителям, легче было принять решение, перевести ребёнка в такую группу или оставить в группе общеразвивающей направленности.
Группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи представляет собой специализированное подразделение в дошкольном общеобразовательном учреждении, предназначенное для обучения детей с нарушениями речи. В неё распределяют детей с учётом специфики не только речевых особенностей, но и возрастных. Причины, по которым может быть рекомендовано посещение логогруппы:
- дизартрия – «каша во рту» (речь такого ребёнка характеризуется нечётким смазанным произношением; голос у такого малыша слабый, тихий, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь лишена плавности, темп речи может быть ускоренным или замедленным; повышенное слюнотечение);
- различного рода нарушения в звукопроизношении - Фонетико-фонематическое нарушение речи (когда малыш либо совсем не выговаривает, либо заменяет один звук другим, произносит его неправильно, пример – горловой звук [Р] или звук [С] заменяет на [Ш] (сапка вместо шапка); в словах переставляет слоги (петей), пропускает первый или последний звук (алить, ымыть, упить, каабук); добавляет лишний звук; не может произнести слово со стечением согласных или гласных звуков);
- общее недоразвитие речи (при этом нарушении затронуты все стороны речи: произношение, связная речь, лексико-грамматические категории, фонематические процессы);
- алалия (ребёнок фактически не говорит. У такого ребёнка снижено понимание речи).
Актуальны ли такие группы? С каждым годом процент детей, нуждающихся в логопедической помощи, растёт. Это связано со многими факторами, например агрессивное акушерство.
В чём отличия группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи от группы общеразвивающей направленности Различия между обычной массовой и логопедической группой есть. Хотя, на первый взгляд, может показаться, что в них всё проходит в одном режиме. Основное отличие заключается в специфике самой работы: в логогруппе иначе составлен режим дня, и по-другому проходят образовательные занятия, а именно: в течение всего дня работу проводит не только воспитатель, но и учитель-логопед, занятия характеризуются коррекционно-развивающей направленностью. Учитель-логопед группы ведёт тетрадь взаимодействия, благодаря которой воспитатели могут закреплять пройденный материал, что способствует более ускоренной компенсации речевых проблем. Ведётся интенсивно индивидуальная работа. Индивидуальные занятия проводятся 2 раза в неделю по 10-15 минут. На занятие учитель-логопед может взять и двух-трёх детей, при условии, что они имеют одинаковые речевые нарушения и находятся на одном уровне развития. Планирование такой работы проводится поэтапно: от формирования правильного дыхания до развития монологической речи. Занятия по обучению грамоте и развитию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи учитель-логопед может проводить как фронтально, так и по подгруппам. В одно и тоже время первая подгруппа занимается с учителем-логопедом в логопедическом кабинете, вторая – с воспитателем в группе, после чего дети меняются. Дети группы компенсирующей направленности осваивают адаптированную программу, которая разрабатывается на основе программы общеобразовательного детского сада и первичной диагностики детей группы. Перспективное планирование соответствует особенностям речевого развития воспитанников. Дети группы получают домашнее задание.
Рассмотрим аргументы «ЗА» и «ПРОТИВ». Начнём с аргументов «ЗА».
Аргументы «ЗА»:
1. Дети выходят в школу более подготовленными. Это действительно так. Так как учитель-логопед работает комплексно и системно, исправляя не только звукопроизношение малыша, но и обогащает словарный запас, развивает грамматическую сторону речи, фонематический слух и восприятие (что способствует овладению навыками письма и чтения), много внимания уделяет развитию связной речи, логического мышления, слухового внимания, важных для обучения в школе. Кроме этого с детьми дополнительно занимается воспитатель по специальным заданиям учителя-логопеда, закрепляя и систематизируя всё то, что ребёнок узнал на занятиях с учителем-логопедом. Ребёнок посещает не только групповые занятия, но ещё и индивидуальные, которые выстроены по особому маршруту, нужному только вашему ребёнку.
2. В логопедической группе много внимания уделяется артикуляционной и дыхательной гимнастике, развитию крупной и мелкой моторики. А уж развитию фонематического слуха больше чем учитель-логопед никто внимание не уделяет.
3. Переход в новую группу – это возможность приобрести новый социальный опыт, это новые требования, новые друзья и новые знакомства.
Аргументы «ПРОТИВ», которые учитель-логопед слышит от родителей:
1. Ребёнок будет говорить хуже, чем говорит сейчас, так как будет всем подражать. Это не более чем миф. В группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи учитель-логопед работает не только над развитием всех сторон речи, но и над мотивацией. Дети быстро понимают, зачем они сюда пришли и для чего все эти логопедические занятия.
2. Ребёнок с большим трудом привык к воспитателям, поэтому не хочется их менять. Давайте разберёмся с этим аргументом родителей. Во–первых, ребёнок, пришедший впервые в детский сад всегда сложно адаптируется. В силу возраста новая обстановка и отрыв от мамы, чужие лица как взрослых, так и детей вызывают у ребёнка тревожность и негативные эмоции. Он привыкает к детскому саду, а не к воспитателям. Набор в группу компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи проходит в возрасте 5 лет, в этом возрасте ребёнок уже социализирован, он контактирует со взрослыми и легко заводит новых друзей. Поэтому переход в новую группу не так страшен. Да и смена требований приведёт к лучшей адаптации в школе. Поэтому переход в другую группу проходит безболезненно для ребёнка.
3. Лучше предпочесть индивидуальные занятия с логопедом-частником, чем пребывание в логопедической группе. Выбирая между индивидуальными частными занятиями и группой компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи всегда нужно учесть сложность речевого нарушения. К сожалению, родитель не всегда это может оценить правильно. Попробуйте оценить возможности своего ребёнка, а потом примите решение, которое принесёт максимальную пользу вашему малышу.
Как мы занимаемся с детьми?
Развитие артикуляционного аппарата (Упражнение «Лошадка». Пощёлкать кончиком языка, как лошадка цокает копытами, с переменным темпом (то быстро, то медленно).
Развитие речевого дыхания (Упражнение «Фокус». Рот приоткрыть, язык «Чашечкой» высунуть вперёд и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа);
- Развитие фонематического слуха (Игра «Тренируемся с помощью звуков»: Исходное положение – встать, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Если в слове есть звук [Б], то ребёнок хлопает в ладоши над головой, на остальные слова руки к плечам и сделать круговое движение (барабан, ворона, палка, булка, кабан, полка, суп, дубы, зуб, корабль, вата, подарок, зубр);
- Автоматизация звуков и развитие слухового внимания и слуховой памяти, изучение лексической темы «Домашние животные» (Стих «Киска» - автоматизация звуков [С] и [С']:
Со стола стащила киска:
Сыр, сметану и сосиски.
Слушай, киска, так нельзя!
Что же будет есть семья?)
- Дифференциация звуков и развитие слухового внимания (Игра «Тренируемся с помощью звуков»: Исходное положение – встать, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. На слово со звуком [З] - наклон вперёд, на слово со звуком [С] наклон назад (зайка, санки, насос, зонт, коза, сосулька, барсук, солнце, позолота, маска, забор, пузырь, роса).
- Развитие лексико-грамматических сторон речи и обогащение активного словаря (Упражнение с мячом «Кто кем был?»: пума – была … котёнком, зебра – была … жеребёнком, панда - была …медвежонком, страус – был страусёнком, обезьяна – была детёнышем обезьяны и т.д.);
- Связная речь (Игра «Говори правильно!» Какое слово в предложении лишнее, ненужное? Произнеси это предложение правильно
- Мама посолила суп солью.
- В деревне жили старые старики.
- Петя сконструировал конструкцию планера.
- В саду гуляют маленькие малыши.
- У Юры жил молодой котёнок.
- Незнайка был ленивым лентяем.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи в доступной, игровой занимательной форме поможет педаго...
Конспект совместной деятельности воспитателя и детей первой младшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) по сенсорному развитию.Тема: «Ёжик»
Занятие на закрепление основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий) при помощи заготовок ежей из картона и прищепок четырех основных цветов....
Конспект совместной образовательной деятельности по развитию процессов языкового анализа и синтеза и подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи
Конспект открытого мероприятия для детей о общим недоразвитием речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет (группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи) Тема «Насекомые»
Обобщение полученных знаний о звуках, буквах, слогах, словах и предложениях на материале лексической темы "Насекомые"....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению детей с трудом взрослых «Космонавт — героическая профессия»» Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Конспект направлен на патриотическе развитие детей дошкольного возраста, знакомит детей с героической профессией- космонавт. Также развивают потребность к изучению истории своей Родины, воспитывает лю...
Перспективный план работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах в разновозрастной группе № 11 компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи с 5-7 лет
Во время прогулки по близлежащим улицам педагог помогает детям сформулировать правила для пешеходов (на основе анализа наблюдений)......
Методическая разработка. Конспект Мастер-класса «Сочинять лимерики-легко и весело!» с участием детей и родителей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Детская поэзия – это свой, особый, свойственный только детям, взгляд на мир, запечатленный в слове. Рифмованный текст помогает выразить не только мысли, но и чувства, переживания человека.Одной ...