Консультация "Знакомим дошкольника с народными промыслами"
консультация (старшая группа)
Консультация для родителей "Знакомим дошкольника с народными промыслами"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsudtats.docx | 20.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей: « Ознакомление дошкольников с
народными промыслами.»
В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические
идеалы традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта,
созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с
детства, и каждая встреча с ними - это прикосновение к красоте и
народной мудрости. По верованиям всех народов, символы,
используемые при оформлении того или иного предмета, их
расположение и цветовая гамма имели важное обрядовое и магическое
значение. Земледельцы из глины и дерева изготавливали фигурки в
форме животных, украшали их орнаментом, исполняли магические
обряды, которые должны были принести плодородие их нивам и
благоденствие их семьям. После выполнения ритуальных действий
фигурки отдавали детям. Так появились новые игрушки.
В наши дни мало кто знает, что для людей, живших в далеком
прошлом, конь являлся символом солнца, медведь - могущества и
пробуждения природы, баран или корова - изобилия и плодородия,
козел - добра, олень - удачного брака.
Вышивка, воспринимаемая современными людьми только как
украшение, по представлениям наших предков, защищала владельца от
злых сил, а изображения птиц на тканых, керамических и деревянных
изделиях должны были принести их обладателю радость и
счастье.Форма и каждый элемент орнамента, украшавшего изделия
народных мастеров, несли определенную информацию.
Волнистая линия символизировала воду; две параллельные линии с
расположенными между ними точками - землю и зерна; капли,
наклонные линии - дождь; спираль - ход солнца; ромб - плодородие,
крест - веру. Значение того или иного элемента узора зависело и от его
цвета. Например, в росписи дымковской игрушки оранжевый круг
символизировал солнце, а красный - дом.
Ознакомление дошкольников с народным – прикладным искусством
помогает решать задачи нравственного, патриотического и
художественного воспитания. И этому вопросу сейчас вновь уделяется
немало времени. И здесь, как и в любом другом вопросе педагогики,
нельзя обойтись без помощи семьи и родителей. А для того, чтобы
родители могли помочь детям в знакомстве с традициями и народными
промыслами, мы постараемся освежить их знания о народно-
прикладном искусстве. Богато искусство современных русских
народных промыслов. А традиции мастеров-ремесленников уходят
далеко вглубь веков. У разнообразных художественных промыслов и
ремесел богатая предыстория, что свидетельствует о талантливости и
эстетической чуткости народа. В дошкольном мире чаще всего идет
упоминание о дымке, хохломе, гжели, жостовской и городецкой росписи,
богородской и филимоновской игрушке.
Гжель стала крупным центром фарфорово-фаянсового производства в
России к XIX в. Фарфор гжели - одно из ярчайших явлений русской
национальной культуры.
Жостово. Один из старинных центров народных кустарных промыслов.
Здесь делают жестяные подносы с художественной росписью – на
блестящей черной лаковой поверхности ярко вспыхивают букеты,
ложатся изображения цветочных орнаментов и фруктов.
Богородская резная деревянная игрушка – один из редких видов
русского народного искусства. Центром его является село Богородское,
расположенное недалеко от Сергиева-Посада. Этот промысел известен с
XVIIв. Это и фигурки животных и птиц, и всевозможная игрушка с
движением. Для изготовления этой игрушки используется в основном
липа, мягкая и легкая в обработке.
Несколько слов о матрешке.
Первая русская матрешка была создана в конце XIX в. художником С.
Малютиным. Она изображала девочку в ситцевом сарафане с белым
фартуком, с цветастым платком на голове, в руках черный петух. Эта
выточенная из дерева, разъемная, красочная и нарядно расписанная
кукла, внутри которой находились вложенная одна в другую еще семь
аналогичных, но по-разному разукрашенных фигурок. Она сразу
полюбилась всем своим русским обликом, занимательностью,
весельем. Матрешку любят и знают не только у нас в стране, но и за
рубежом.
Конечно же, все знают и любят дымковскую игрушку. Яркие игрушки
привлекают внимание и поднимают настроение. Дети всегда с
удовольствием рассматривают лошадок, козликов, петушков и т. д.
О народных промыслах ребенок обязательно узнает в детском саду, там
об этом он будет слышать на протяжении всего периода дошкольного
возраста, но как важно знать, что мама или папа интересуются тем, чем
занимается их ребенок в саду, что могут рассказать ему то, о
чем рассказывала на занятии воспитатель. Рассказ родителей
должен быть эмоциональным и увлекательным. Для того, чтобы ярко и
образно рассказать детям о том, как расписывают свои солнечные
изделия художники золотой Хохломы, как расцветают декоративные
букеты цветов на жостовских подносах и как рождается сказка
миниатюры палехских лаковых шкатулок, родители сами должны
хорошо знать, понимать и любить народное искусство.
Познакомиться с ним они могут в художественных и краеведческих
музеях, располагающих, как правило, обширными коллекциями
расписных прялок, старинной утварью из дерева и керамики, образцами
народной вышивки, узорного ткачества, игрушки и т. д. С изделиями
художественных промыслов можно встретиться на выставках
декоративно-прикладного искусства.
Много интересного и полезного родители почерпнут из книг,
рассказывающих о народном декоративном искусстве, о
творчестве народных мастеров. Только за последние годы литература о
народном искусстве пополнилась содержательными и интересными
книгами, знакомство с которыми, несомненно, заставит по-новому
взглянуть на неприхотливые и одновременно с этим совершенные
в своей выразительности образы дымковской и каргопольской
игрушки из глины, на резных коней и забавных медвежат из
подмосковного села Богородское.
Ребенок обязательно запомнит мамин рассказ о хохломе, если мама
расскажет такую сказку: " Жил-был чудо-мастер. Поселился он в глухом
лесу, избу поставил, стол да ложку смастерил, посуду деревянную
вырезал. Варил он пшеничную кашу, да не забывал пшена птенцам
сыпать. Прилетела как-то к его дому жар-птица, прикоснулась крылом к
чашке, стала она золотой. И появилась с тех пор красота - посуда
расписная!" Можно загадать ребенку загадку:
"Все листочки как листочки,
здесь же каждый золотой,
красоту такую люди
называют....(хохломой).
А рассказ о гжели можно начать с такой сказки:
" Один купец поехал путешествовать в Россию с алой розой, которая
подарила ему жена. В его стране было всегда тепло, а в России наступила
зима с лютыми морозами, роза от мороза замерзла и посинела. Увидели
гжельские мастера такой красивый цветок и нарисовали его на своей
посуде. Только не алый, а синий. А купец отвез жене в подарок эту
посуду. С той поры и появилась эта чудесная " синяя " сказка - гжель.
Рассказ о матрешке мама может начать, например, так:
"Эта игрушка живет в России более ста лет. Отгадай, про кого я говорю:
Есть у нас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка,
А красавица-девица,
Каждая сестрица -
Для меньшей - темница.
Прообраз деревянной пустой куклы художник Сергей Малютин увидел
в Японии, но кукла эта была сердитая, на вид была стариком-японцем.
Вот и переодел художник куклу в русский костюм. А уж мастера,
которые вытачивают, расписывают матрешек – люди добрые,
веселые, словоохотливые! Вот игрушка и получается у них яркая,
радостная. Недаром говорят: «Каков мастер, такова и работа».
Важно всегда помнить: искусство народных промыслов занимает
особое место в нашей художественной культуре. Оно несет для
живущего сегодня поколения понимание прекрасного,
формировавшееся веками; является частью национального достояния,
которое мы призваны сохранить и умножить.
Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств
эстетического воспитания, помогает формировать художественный
вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас
жизни и в искусстве. Знакомство детей с предметами народного
творчества и народными промыслами оказывают благотворное
влияние на развитие детского творчества. Характер народного
искусства, его эмоциональность, красочность, неповторимость —
эффективные средства для развития у детей умственной активности и
всестороннего развития ребёнка. Ребенок учится видеть на предметах
каждого вида народного искусства вариативность элементов, колорита
и композиции, замечать, как мастер, не выходя за пределы традиций
промысла, создает каждый раз новое, неповторимое произведение,
Творчество народных мастеров не только воспитывает у детей
эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувства
патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и
человечности. Ребенок узнает, что замечательные красочные
предметы создают народные мастера, люди, одарённые фантазией,
талантом и добротой. А если все это формируется у ребенка не только в
детском саду, но и в семье, то создается еще одна ценность -
"Я , мама, папа - одно целое, мы вместе, мы рядом!
Литература:
1.Данилов А.А. Возрождение национальной культуры //Советская
педагогика, 1989. No 3
2.Ирина Бойчук «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским
народным творчеством.»
3. Куприна Л.С.,Будврина Т.А., Маркеева О.А «Знакомство детей с русским
народным творчеством.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей " Ознакомление дошкольников с народными промыслами".
Консультация для воспитателей " Ознакомление дошкольников с народными промыслами"....
творческий проект" Применение техники квиллинга при ознакомлении дошкольников с народными промыслами России"
Цель данного проекта: научить детей выполнять поделки в стиле русских народных промыслов с использованием техники квиллинга( бумажной филиграни). Квиллинг-один из эффективных способов развития творчес...
Консультация для воспитателей " Ознакомление дошкольников с народными промыслами русского народа и родного края"
Консультация для воспитателей включает в себя информацию о необходимости знакомства детей с русской народной культурой и традициями....
Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с народными промыслами
Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с народными промыслами...
Картотека загадок по ознакомлению дошкольников с народными промыслами
Картотека загадок по ознакомлению дошкольников с народными промыслами...
Картотека стихов по ознакомлению дошкольников с народными промыслами
Картотека стихов по ознакомлению дошкольников с народными промыслами...
Консультация для педагогов «Ознакомление дошкольников с народными промыслами русского народа»
В консультации для педагогов говориться о том, что знакомя детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, дошкольное образовательное учреждение в лице педагогов осуществляет единс...