Консультация "Знакомим дошкольника с народными промыслами"
консультация (старшая группа)

Шадрина Ирина Ивановна

Консультация для родителей  "Знакомим дошкольника с народными промыслами"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsudtats.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: « Ознакомление дошкольников с

народными промыслами.»

В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические

идеалы традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта,

созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с

детства, и каждая встреча с ними - это прикосновение к красоте и

народной мудрости. По верованиям всех народов, символы,

используемые при оформлении того или иного предмета, их

расположение и цветовая гамма имели важное обрядовое и магическое

значение. Земледельцы из глины и дерева изготавливали фигурки в

форме животных, украшали их орнаментом, исполняли магические

обряды, которые должны были принести плодородие их нивам и

благоденствие их семьям. После выполнения ритуальных действий

фигурки отдавали детям. Так появились новые игрушки.

В наши дни мало кто знает, что для людей, живших в далеком

прошлом, конь являлся символом солнца, медведь - могущества и

пробуждения природы, баран или корова - изобилия и плодородия,

козел - добра, олень - удачного брака.

Вышивка, воспринимаемая современными людьми только как

украшение, по представлениям наших предков, защищала владельца от

злых сил, а изображения птиц на тканых, керамических и деревянных

изделиях должны были принести их обладателю радость и

счастье.Форма и каждый элемент орнамента, украшавшего изделия

народных мастеров, несли определенную информацию.

Волнистая линия символизировала воду; две параллельные линии с

расположенными между ними точками - землю и зерна; капли,

наклонные линии - дождь; спираль - ход солнца; ромб - плодородие,

крест - веру. Значение того или иного элемента узора зависело и от его

цвета. Например, в росписи дымковской игрушки оранжевый круг

символизировал солнце, а красный - дом.

Ознакомление дошкольников с народным – прикладным искусством

помогает решать задачи нравственного, патриотического и

художественного воспитания. И этому вопросу сейчас вновь уделяется

немало времени. И здесь, как и в любом другом вопросе педагогики,

нельзя обойтись без помощи семьи и родителей. А для того, чтобы

родители могли помочь детям в знакомстве с традициями и народными

промыслами, мы постараемся освежить их знания о народно-

прикладном искусстве. Богато искусство современных русских

народных промыслов. А традиции мастеров-ремесленников уходят

далеко вглубь веков. У разнообразных художественных промыслов и

ремесел богатая предыстория, что свидетельствует о талантливости и

эстетической чуткости народа. В дошкольном мире чаще всего идет

упоминание о дымке, хохломе, гжели, жостовской и городецкой росписи,

богородской и филимоновской игрушке.

Гжель стала крупным центром фарфорово-фаянсового производства в

России к XIX в. Фарфор гжели - одно из ярчайших явлений русской

национальной культуры.

Жостово. Один из старинных центров народных кустарных промыслов.

Здесь делают жестяные подносы с художественной росписью – на

блестящей черной лаковой поверхности ярко вспыхивают букеты,

ложатся изображения цветочных орнаментов и фруктов.

Богородская резная деревянная игрушка – один из редких видов

русского народного искусства. Центром его является село Богородское,

расположенное недалеко от Сергиева-Посада. Этот промысел известен с

XVIIв. Это и фигурки животных и птиц, и всевозможная игрушка с

движением. Для изготовления этой игрушки используется в основном

липа, мягкая и легкая в обработке.

Несколько слов о матрешке.

Первая русская матрешка была создана в конце XIX в. художником С.

Малютиным. Она изображала девочку в ситцевом сарафане с белым

фартуком, с цветастым платком на голове, в руках черный петух. Эта

выточенная из дерева, разъемная, красочная и нарядно расписанная

кукла, внутри которой находились вложенная одна в другую еще семь

аналогичных, но по-разному разукрашенных фигурок. Она сразу

полюбилась всем своим русским обликом, занимательностью,

весельем. Матрешку любят и знают не только у нас в стране, но и за

рубежом.

Конечно же, все знают и любят дымковскую игрушку. Яркие игрушки

привлекают внимание и поднимают настроение. Дети всегда с

удовольствием рассматривают лошадок, козликов, петушков и т. д.

О народных промыслах ребенок обязательно узнает в детском саду, там

об этом он будет слышать на протяжении всего периода дошкольного

возраста, но как важно знать, что мама или папа интересуются тем, чем

занимается их ребенок в саду, что могут рассказать ему то, о

чем рассказывала на занятии воспитатель. Рассказ родителей

должен быть эмоциональным и увлекательным. Для того, чтобы ярко и

образно рассказать детям о том, как расписывают свои солнечные

изделия художники золотой Хохломы, как расцветают декоративные

букеты цветов на жостовских подносах и как рождается сказка

миниатюры палехских лаковых шкатулок, родители сами должны

хорошо знать, понимать и любить народное искусство.

Познакомиться с ним они могут в художественных и краеведческих

музеях, располагающих, как правило, обширными коллекциями

расписных прялок, старинной утварью из дерева и керамики, образцами

народной вышивки, узорного ткачества, игрушки и т. д. С изделиями

художественных промыслов можно встретиться на выставках

декоративно-прикладного искусства.

Много интересного и полезного родители почерпнут из книг,

рассказывающих о народном декоративном искусстве, о

творчестве народных мастеров. Только за последние годы литература о

народном искусстве пополнилась содержательными и интересными

книгами, знакомство с которыми, несомненно, заставит по-новому

взглянуть на неприхотливые и одновременно с этим совершенные

в своей выразительности образы дымковской и каргопольской

игрушки из глины, на резных коней и забавных медвежат из

подмосковного села Богородское.

Ребенок обязательно запомнит мамин рассказ о хохломе, если мама

расскажет такую сказку: " Жил-был чудо-мастер. Поселился он в глухом

лесу, избу поставил, стол да ложку смастерил, посуду деревянную

вырезал. Варил он пшеничную кашу, да не забывал пшена птенцам

сыпать. Прилетела как-то к его дому жар-птица, прикоснулась крылом к

чашке, стала она золотой. И появилась с тех пор красота - посуда

расписная!" Можно загадать ребенку загадку:

"Все листочки как листочки,

здесь же каждый золотой,

красоту такую люди

называют....(хохломой).

А рассказ о гжели можно начать с такой сказки:

" Один купец поехал путешествовать в Россию с алой розой, которая

подарила ему жена. В его стране было всегда тепло, а в России наступила

зима с лютыми морозами, роза от мороза замерзла и посинела. Увидели

гжельские мастера такой красивый цветок и нарисовали его на своей

посуде. Только не алый, а синий. А купец отвез жене в подарок эту

посуду. С той поры и появилась эта чудесная " синяя " сказка - гжель.

Рассказ о матрешке мама может начать, например, так:

"Эта игрушка живет в России более ста лет. Отгадай, про кого я говорю:

Есть у нас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка,

А красавица-девица,

Каждая сестрица -

Для меньшей - темница.

Прообраз деревянной пустой куклы художник Сергей Малютин увидел

в Японии, но кукла эта была сердитая, на вид была стариком-японцем.

Вот и переодел художник куклу в русский костюм. А уж мастера,

которые вытачивают, расписывают матрешек – люди добрые,

веселые, словоохотливые! Вот игрушка и получается у них яркая,

радостная. Недаром говорят: «Каков мастер, такова и работа».

Важно всегда помнить: искусство народных промыслов занимает

особое место в нашей художественной культуре. Оно несет для

живущего сегодня поколения понимание прекрасного,

формировавшееся веками; является частью национального достояния,

которое мы призваны сохранить и умножить.

Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств

эстетического воспитания, помогает формировать художественный

вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас

жизни и в искусстве. Знакомство детей с предметами народного

творчества и народными промыслами оказывают благотворное

влияние на развитие детского творчества. Характер народного

искусства, его эмоциональность, красочность, неповторимость —

эффективные средства для развития у детей умственной активности и

всестороннего развития ребёнка. Ребенок учится видеть на предметах

каждого вида народного искусства вариативность элементов, колорита

и композиции, замечать, как мастер, не выходя за пределы традиций

промысла, создает каждый раз новое, неповторимое произведение,

Творчество народных мастеров не только воспитывает у детей

эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувства

патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и

человечности. Ребенок узнает, что замечательные красочные

предметы создают народные мастера, люди, одарённые фантазией,

талантом и добротой. А если все это формируется у ребенка не только в

детском саду, но и в семье, то создается еще одна ценность -

"Я , мама, папа - одно целое, мы вместе, мы рядом!

Литература:

1.Данилов А.А. Возрождение национальной культуры //Советская

педагогика, 1989. No 3

2.Ирина Бойчук «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским

народным творчеством.»

3. Куприна Л.С.,Будврина Т.А., Маркеева О.А «Знакомство детей с русским

народным творчеством.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей " Ознакомление дошкольников с народными промыслами".

Консультация для воспитателей " Ознакомление дошкольников с народными промыслами"....

творческий проект" Применение техники квиллинга при ознакомлении дошкольников с народными промыслами России"

Цель данного проекта: научить детей выполнять поделки в стиле русских народных промыслов с использованием техники квиллинга( бумажной филиграни). Квиллинг-один из эффективных способов развития творчес...

Консультация для воспитателей " Ознакомление дошкольников с народными промыслами русского народа и родного края"

Консультация для воспитателей включает в себя  информацию о необходимости знакомства детей с русской народной культурой и традициями....

Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с народными промыслами

Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с народными промыслами...

Картотека загадок по ознакомлению дошкольников с народными промыслами

Картотека загадок по ознакомлению дошкольников с народными промыслами...

Картотека стихов по ознакомлению дошкольников с народными промыслами

Картотека стихов по ознакомлению дошкольников с народными промыслами...

Консультация для педагогов «Ознакомление дошкольников с народными промыслами русского народа»

В консультации для педагогов говориться о том, что знакомя детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, дошкольное образовательное учреждение в лице педагогов осуществляет единс...