Конспект родительского собрания Уроки финансовой грамотности в семье
консультация (подготовительная группа)

Конспект родительского собрания "Уроки финансовой грамотности в семье"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания "Уроки финансовой грамотности в семье"

Цель: познакомить родителей (законных представителей) с принципами финансового воспитания.

Обладание «имуществом» развивает в людях чувство ответственности за него, и это совсем не плохой путь к развитию самостоятельности мышления.

Отсюда вытекают принципы финансового воспитания:

1.Соблюдать гарантии неприкосновенности частной собственности. Тем, что принадлежит ребенку, может распоряжаться только он сам. Причем, это относится не только к деньгам, но и к игрушкам, книжкам и т.д. То есть, если данная вещь принадлежит ребенку -нельзя ругать его за то, что он вздумал ее подарить кому-то, или обменять, или просто испортил. Только осознание последствий своего поступка может в дальнейшем удержать ребенка от неверного шага. Иными словами, пусть лучше поймёт, что зря подарил другу новенький самосвал, чем лет через 20 - что опрометчиво расстался с автомобилем или квартирой.

2. Принять все убытки заранее. Никакой опыт не бывает бесплатным. Задать себе вопрос: согласны ли «потерять» энную сумму сейчас, когда многое поправимо, чем столкнуться с необратимой ситуацией в дальнейшем? Принять, что любые курсы усовершенствования работают за плату. Помните, что с нами ребенок учится, имея «страховку» - которой у него, возможно, не будет в дальнейшем. Поэтому пусть он при нас совершит как можно больше ошибок! Наша задача здесь и сейчас – не ругать и укорять, а разбирать эти случаи с чисто исследовательской целью. Когда ребенок 3 поймет, что мы хотим ему помочь, он будет прислушиваться к нашим советам

3. Всегда объяснять, почему потратить деньги можно именно таким образом. В покупке важна не она сама, а обсуждение вокруг нее - возможные варианты, соотношение качества и стоимости, ее влияние на отношения с другими. Это приучает ребенка выбирать, а значит, анализировать существующие альтернативы. Советоваться с ним и при совместных (или только наших!) покупках. Польза двойная: можно будет увидеть, каков ход его мыслей, что для него является критерием успешности покупки («как у всех», «как ни у кого», «очень дешево», «выглядит дорого», «все ахнут» и т.д.) и получить иной взгляд со стороны.

 4. Четко соблюдать договоренность: никаких «дополнительных» финансовых вливаний, если ребенок нерационально распорядился первичной суммой; всегда надо отдавать обещанное, в противном случае – не обещать невыполнимого. Самая распространенная ошибка родителей – это компенсация утерянного (неправильно потраченного) ребенком.

5. Обязательно определять систему финансирования ребенка. Чем раньше он получит в свои руки деньги, тем лучше! (Оптимально с 3-х лет). Ведь для того, чтобы научиться чему-то, (ну, например, выращивать цветы, разговаривать по телефону и т.д.) надо делать это как можно чаще. Навык формируется при непосредственном действии и его многократном повторении! труд.

Система финансового обучения ребенка в семье. 

На основании вышеизложенных принципов разработана система финансового обучения ребенка.

Главный тезис: Карманные деньги — это те средства, распоряжаться которыми ребенок может по своему усмотрению. Всегда надо помнить, что это не способ поощрения, а средство развития определенных навыков, своеобразный инструмент - такой же, как нож или вилка (для еды), молоток (для забивания гвоздей), лейка (для поливки цветов).

Надо напоминать ребенку почаще, что деньги — это средство для получения чего-то, а не цель сама по себе. (Многие дети мечтают стать богатыми, лучше, если они будут мечтать иметь деньги, чтобы построить корабль, открыть школу, путешествовать и т.д.) Обязательно надо интересоваться, куда потрачены деньги или оплачены ли необходимые расходы. Однако нельзя настаивать на полном отчете о личных тратах -надо уважать тайны ребенка, его возможные промахи. Если он потратил свои деньги «не так» - надо объяснить, как надо (или как сделали бы вы) и почему именно так. Не надо жалеть ребенка, если он ошибся (не так потратил, обсчитался и т.д.). Лучше обсудить, почему так получилось, что он не учел, посочувствовать, никогда не предлагать финансовую компенсацию, ограничиться психологической. Если потерял - никогда не ругать, иначе он будет бояться «связываться с деньгами». Сказать просто, что с вами такое тоже бывало, и не раз.

 Система штрафов - что-то вроде деловой игры, когда убытки хоть и не смертельные, но весьма неприятные. Такая игра может послужить неплохой диагностической процедурой для ребенка. Это покажет, насколько он готов к материальной ответственности за свои действия, насколько внимателен, самостоятелен и справедлив к потребностям других. Обычно первое упоминание о штрафах возникает в случае, когда вы даете ребенку деньги в долг. Если вы дали ребенку денег в долг - обязательно требуйте возврата всей суммы в срок. Сразу надо оговорить штрафные проценты (пени) и не стесняться настаивать на их выплате. Пусть ребенок поймет, что за невыполненные обязательства надо платить.

Итак, что же дает детям система самостоятельного распоряжения деньгами? По материалам Золотаревой А.В. это:

  • умение считать (в прямом арифметическом смысле: складывать, умножать, делить и т.д.);
  • знание о соотношении стоимости вещей (услуг);
  • умение выбирать (между двумя «хочется», между нужным и необходимым, хорошим и плохим и т.д.). Умение выбирать развивает мышление и способности анализировать;
  • умение отказываться (от менее нужного, от некачественного, от менее ценного — и соответственно определять приоритеты);
  • повышение самооценки, чувства собственного достоинства. Как любой навык (знание, умение) -новый опыт прибавляет уверенности («Я сам что-то решаю»). Мера психологической зрелости - то мера ответственности познание себя. Иногда дети с удивлением обнаруживают, что они не так добры, как о себе думали; не так беспомощны, как предполагали — все это ведет к рефлексии;
  • познание других. Чем раньше ребенок осознает, что денежные отношения иногда являются «лакмусовой бумажкой» и для дружбы, и для любви, тем меньше ошибок и провокаций совершит он в дальнейшем. Уважение интересов других - тоже важно. Осознав, как иногда трудно лишиться части своей собственности, не будет претендовать на собственность другого (в том числе и на вашу);
  • радость благотворительности, безвозмездной помощи другим. Это важно! Можно даже предложить ребенку пожертвовать часть его средств на добрые дела и посмотреть, как он к этому отнесется (хороший тест для родителей - кого же мы вырастили? Что нас ждет в старости?);
  • возможность проявить себя «на равных» в отношениях с родителями (заключение договоров, одалживание, возможность «скинуться» на общее дело и т.д.). Здесь - база для становления субъектности ребенка; ¬ знакомство с основными финансовыми понятиями - «долговое обязательство», «кредит», «договор», «расписка» и т.д. Современному человеку наряду со знанием компьютера и иностранного языка сегодня также необходимы начальные знания в финансовой сфере. Рынок есть 5 рынок... К тому же не исключен вариант, что обучение отношениям с деньгами станет для ребенка первой ступенькой в выборе сферы профессиональной деятельности; ¬ умение просчитывать свои действия, видеть последствия того или иного решения.

Анализируя все вышеизложенное, можно сделать объективный вывод о необходимости планомерного экономического воспитания детей. Рассмотренный вариант наглядно показывает целесообразность применения игр с использованием экономических моментов не только в дошкольных учреждениях, но и в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания "Уроки финансовой грамотности в семье"

Работа по формированию финансовой грамотности дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы....

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе по теме: «Уроки финансовой грамотности в семье»

Место проведения: музыкальный залФорма проведения: круглый стол.Продолжительность: 20 - 25 мин.Цель: повышение педагогической грамотности родителей.Ход собрания:Слайд 1Педагог: Добрый в...

Родительское собрание "Уроки финансовой грамотности"

Родительское собрание "Уроки финансовой грамотности"...

Родительское собрание "Азы финансовой грамотности в семье"

Повышение компетентности родителей по вопросу экономического воспитания детей дошкольного возраста....

Родительское собрание "Уроки финансовой грамотности в семье"

Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через взаимодействие с семьей посредством игры. Привлечение родителей к сотрудничеству своспитателями в образовательном процессе....

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ: «УРОКИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В СЕМЬЕ»

ЦЕЛЬ: научить родителей помочь ребёнку сформировать позитивное отношение к труду и  деньгам. ХОД СОБРАНИЯ1.  Цель: настроить на работу Процедура проведения. Пожалуйста, покажи...

Родительское собрание «Уроки финансовой грамотности в семье» смешанная дошкольная группа

Конспект собрания вместе с протоколом.Цель собрания: повышение педагогической грамотности родителей в вопросах развития финансовой культуры дошкольников; расширение контакта м...