Тема: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста»
консультация

Бикбова Эльмира Галимовна

Дошкольный возраст – возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей – способность к познанию.

Задача педагогов – используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребенка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.

В дошкольном возрасте целесообразно использовать следующие формы взаимодействия с детьми, способствующие познавательному развитию:

1. вовлечение ребенка в различные виды деятельности;

2. использование дидактических игр;

3. применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, 4. мышления, памяти, развития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_3.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Прогимназия «Эврика»

(МАОУ «Прогимназия «Эврика»)

Консультация для педагогов

Тема: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста»

Подготовила:

Бикбова Э.Г., воспитатель 1 кв. категории

Дошкольный возраст – возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей – способность к познанию.

Задача педагогов – используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребенка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.

В дошкольном возрасте целесообразно использовать следующие формы взаимодействия с детьми, способствующие познавательному развитию:

1. вовлечение ребенка в различные виды деятельности;

2. использование дидактических игр;

3. применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, 4. мышления, памяти, развития речи.

ФГОС ДО ориентирует конкретное содержание образовательных областей на реализацию в определенных видах деятельности, особое внимание уделяя познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). В качестве рекомендуемых видов деятельности, обеспечивающих познавательное развитие детей дошкольного возраста, выделяют: организацию решения познавательных задач; применение экспериментирования в работе ДОУ; использование проектирования.

В работе с дошкольниками используются познавательные задачи, под которыми понимаются учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.

После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется ее анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать и учесть все предположения, обратить внимание на их противоречивость. Если дети не выдвигают никаких идей, их должен выдвинуть сам воспитатель.

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познает окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребенок осваивает позицию субъекта познания и деятельности. Главное достоинство этого метода заключается в том, что оно дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Задачи познавательного развития можно включать в любую деятельность в ДОУ, однако основным видом познавательной деятельности для дошкольников является игра. Чем старше становится ребенок, тем сложнее и многообразнее могут быть игры. Так, для малыша 3-4 лет познавательное развитие возможно через совершенствование конструктивных умений: играя с кубиками, ребенок учится расставлять их в нужном порядке, сооружать из них разные башни и другие предметы, называть правильно конструкторские материалы (кубики, кирпичики, пластинки и др.). С конструктором дошкольник учится объединять объекты по сюжету, например, из кубиков он может построить дом, а из пластин – скамейку и подъездную дорожку. Все окружающие малыша предметы должны быть яркими и привлекательными, иметь понятную форму, цвет и назначение. Младшие дошкольники охотно играют с предметами, напоминающими бытовое окружение взрослых: пластиковая посуда, кукольная одежда, миниатюрные приспособления для уборки и т.п. Таким образом дети пытаются подражать взрослым, в первую очередь родителям, и постепенно познают мир повседневного быта. На занятиях с младшими дошкольниками игрушки могут способствовать повышению мотивации детей: давать детям задание, выслушивать ответы ребят, оценивать их поступки.

В средней группе необходимо разделение пространства на познавательные зоны: музыкальная, живой уголок, математический уголок, зона для совместных игр, зона с книгами и др. Это обеспечивает дошкольникам возможность самостоятельно исследовать окружающую обстановку, по возможности кооперироваться вместе, но при этом не мешать друг другу. А во время режимных моментов можно увлечь детей экспериментами: на прогулке, выливая ведерко воды в песок, легко объяснить детям, как получается грязь. Можно сравнивать с воспитанниками виды дождя: «грибной» дождь, который идет в ясную солнечную погоду, и ливень на фоне большого скопления туч. Это делает досуг детей не только интересным, но и полезным. Дошкольники очень впечатлительны, им нужна пища для размышления. Чем старше они становятся, тем с более сложными свойствами предметов, а затем и с устройством мира они могут знакомиться.

Для познавательного развития детей 5-6 лет важной становится сюжетно-ролевая игра с правилами. Для ребят из подготовительной группы этот вид активности также актуален. Именно через такую игру дети учатся командной работе, соблюдению правил, следованию своей ролевой модели. Например, игра в магазин позволяет ребятам решать следующие познавательные задачи: учиться взаимодействию друг с другом в рамках своих ролей, совершенствовать навыки счета, развивать воображение (когда дети придумывают заместители платежных средств из подручных материалов – листиков, пуговиц и т.п.).

Воспитателю старших групп стоит обратить особое внимание на дидактические игры. В них перед детьми ставятся задачи, требующие сосредоточенности, усидчивости, умственных усилий, умения действовать последовательно. Они развивают у детей умение играть в команде, быть уступчивым или, наоборот, настойчивым, самостоятельно регулировать свое поведение, стимулируют познавательную активность и инициативу.

Важно, чтобы во время дидактической игры воспитатель создавал максимально непринужденную атмосферу, в которой дети бы не чувствовали, что их специально чему-то обучают. В конце любой игры важно подведение итогов и устная похвала воспитателя. В младшей и средней группах требуется больший контроль со стороны воспитателя в процессе игры, нежели в старших. Если первые нуждаются в подробном объяснении правил и контроле за их соблюдением, то для детей 5-7 лет важна возможность проявления самостоятельности.

Любой вид деятельности, направленной на познавательное развитие дошкольника, важно сопровождать наглядными приемами обучения. Таковыми являются картинки, схемы, видеоролики, презентации и др. При этом назначение наглядного материала можно разделить на 2 группы: для демонстрации и для иллюстрации. Первая помогает направить внимание дошкольников на конкретные свойства и внешние характеристики объектов.       Например, в живом уголке воспитатель показывает детям ежа, объясняя, что спина и бока у него колючие, т.к. на них есть иголки, а живот гладкий, поскольку на нем их нет. На плакатах по физическому воспитанию может демонстрироваться, как правильно детям выполнять те или иные упражнения: наклоняться, прыгать, потягиваться. Иллюстрация же полезна при объяснении детям нового материала и помогает воспитанникам лучше представить, о чем идет речь. Со старшими дошкольниками можно мастерить лэпбуки – раскладные книжки с картинками и схемами о результатах исследований детьми определенной темы.

Другим важным приемом в обучении детей в ДОУ является наблюдение. Перед ребенком ставятся познавательные задачи, для решения которых ему нужно понаблюдать за объектами внешнего мира, проанализировать их, сравнить, поразмышлять об их свойствах, сделать выводы. Элементы наблюдения можно вводить на отдельных занятиях (например, на занятии по естествознанию ребята могут наблюдать за поведением кошки с котятами, рыбок в аквариуме), во время прогулок (наблюдение за действием ветра на деревья и листья), в ходе экскурсий (в зоопарк, океанариум и другие места, где дети могут всматриваться в процессы, происходящие в живой природе, наблюдать за животными, людьми, объектами внешней среды).

Для детей в средней группе зимой можно создать уголок, в котором будут размещены предметы, относящиеся к холодному времени года. Они должны быть понятными и легкодоступными, чтобы ребенок мог самостоятельно их рассматривать, играть с ними и составлять свое представление о зиме. Хорошо, если там также будут поделки, сделанные самими детьми. В течение года этот материал необходимо обновлять и актуализировать, чтобы ребята постоянно получали новую пищу для размышлений и самостоятельного исследования. Подобные стенды хороши для оформления разных тематических уголков.

Практические приемы обучения помогают детям глубже окунуться в познание окружающей действительности. Эти методы часто эффективнее дидактических игр. Например, достаточно один раз попробовать на вкус лимон, чтобы понять, что он кислый, и это будет эффективнее, чем рассматривать этот фрукт на картинках и слушать о его свойствах.

Экспериментирование – лишь один из практических приемов обучения. Другой прием, который можно отнести к этой категории, – это упражнения. Именно в результате упражнений у детей формируются и закрепляются практические навыки и умения. Упражнения должны выстраиваться по принципу «от простого к сложному» и соответствовать способностям и возрастным особенностям ребенка.

Из словесных приемов обучения наиболее эффективны для познавательного развития детей беседа и развитие связной монологической речи. В обоих вариантах ребенок учится формулировать свои мысли, наблюдать реакцию собеседника на свои слова, находить аргументы. В ходе беседы дошкольник значительно пополняет свой багаж знаний.

Познавательное развитие – один из наиболее важных критериев общего развития ребенка. Именно в дошкольном детстве самые благоприятные возможности для раскрытия познавательного потенциала.

Именно в процессе познания и исследования удовлетворяется природное любопытство дошкольника. Занятия, насыщенные познавательной активностью, доставляют огромное удовольствие маленьким экспериментаторам. Вместе с тем именно в этом возрасте закладывается база для формирования аналитических способностей у ребенка, а также формируется багаж знаний об окружающем мире.

Таким образом, развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что самым положительным образом скажется на его умственном развитии.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

САМООБРАЗОВАНИЕ. Тема «Познавательное развитие детей дошкольного возраста через использование электронных дидактических игр».

Актуальность опытаСоциально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни ...

Родительское собрание в подготовительной группе на тему: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста»

Родительское собраниев подготовительной группе на тему:«Познавательное развитие детей дошкольного возраста»Подготовила Стрельникова В.В....

Доклад на тему:" Познавательное развитие детей дошкольного возраста"

Познавательное развитие дошкольников основано на познавательной деятельности,  в результате которой формируется личностный опыт ребёнка, его ценностное отношение к миру, формируются потребности в...

Родительское собрание в подготовительной группе на тему: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста»

Родительское собрание в подготовительной группе на тему: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста»Цель: · расширить представления родителей о развитии познавательного инт...

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: "Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности на прогулке" (практическая часть).

На сегодняшний день ФГОС требует от нас, педагогов, искать наиболее эффективные способы для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.Уважа...

ЖУРНАЛ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА ТЕМА: "Познавательное развитие детей дошкольного возраста через использование дидактических игр с применением ИКТ»

quot;Познавательное развитие детей дошкольного возраста через использование  дидактических игр с применением ИКТ»...