Консультация "Развитие комбинаторных способностей детей старшего дошкольного возраста"
консультация (старшая группа)

Кривошеева Ирина Владимировна

Комбинаторика – система способов и приемов поиска и нахождение разнообразных соединений, перестановок, сочетаний, размещений данных или заданных частей и элементов в порядке и отношениях, определённых целью и условиями, какой-то задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kombin.1.doc32.5 КБ
Файл kombinatorika.pptx2.94 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Развитие комбинаторных способностей детей старшего дошкольного возраста

Комбинаторика – система способов и приемов поиска и нахождение разнообразных соединений, перестановок, сочетаний, размещений данных или заданных частей и элементов в порядке и отношениях, определённых целью и условиями, какой-то задачи.

Комбинаторика составляет основу детского экспериментирования.

Особое место среди математических игр с элементами комбинаторики занимают:

«Геометрический конструктор», «Кубики Никитина», «Счётные палочки», игры – головоломки.

Для результативного проведения этих игр определила следующие этапы:

- создание развивающей среды в группе (приобретение авторских игр, изготовление игровых пособий, оформление уголка математического развития);

- использование игр на занятиях по ФЭМП;

- использование игр в индивидуальной работе, самостоятельной игровой деятельности;

- привлечение родителей в процессе обучения комбинаторным способностям детей дошкольного возраста (консультации, родительские собрания, наглядная информация).

На развитие комбинаторных способностей, тренировку мышления, при выполнении логических операций и действий, направлены следующие игровые упражнения математического содержания:

«Сложи узор»,

 «Головоломки со счетными палочками»,

«Геометрический конструктор»,

«Танграм»,

«Колумбово яйцо»,

«Игровой набор «Пентамино»,

«Головоломка Пифагора»

Цель игр одна - способствовать формированию элементарных математических

представлений, развитию комбинаторных способностей и проявлению творчества у детей.

Задачи:

1. Формировать способность к мыслительным операциям, как анализ и самоанализ;

2. Развивать умение решать нестандартные задачи;

3. Расширять интеллектуальные способности.

На 1 этапе обучения используются такие игры как: «Сложи узор».

Эта игра, имеет широкий спектр задач от простых до самых сложных, что позволяет определять первоначальный уровень развития умственных способностей и на этом основании осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в работе с детьми.

На 2 этапе -  различные логические игры, задачи на смекалку геометрического характера (головоломки со счетными палочками).

Задания на преобразование одной фигуры в другую (н-р: «добавь или убери N палочек, чтобы получилась…») увлекают детей, дети выкладывают из палочек не только различные геометрические фигуры, но и цифры, предметы, узоры и т.д.

Также на 2 этапе игра «Геометрический конструктор», направленная на закрепление сенсорных эталонов (цвет, форма, величина), развитие пространственной ориентировки, усвоение способов соединения между собой деталей конструктора. Кроме того, дети должны уметь практически выделять отличительные признаки геометрических фигур (треугольник, параллелограмм, круг, овал, квадрат...), создавать новые геометрические фигуры из деталей набора «Геометрический конструктор» (квадрат – из 2 треугольников, треугольник - из 2-х маленьких и т.д.)

Освоив геометрический конструктор, мы переходим к 3 этапу, играм -

головоломкам таким как «Танграм», «Колумбово яйцо», «Листик» и т.д. На данном

этапе у детей развивается умение составлять сюжетные фигуры по образцу, а также

самостоятельная творческая работа.

Игры – головоломки вызывают неподдельный интерес у детей . В ходе приобщения

детей к играм необходимо соблюдать последовательность в усложнении, учитывая

индивидуальные возможности ребят.  Необходимо избегать при этом прямых указаний, что как делать, а наоборот советовать: «Рассмотри картинку по внимательней», «Попробуй сделать еще раз, но по-другому», «Вспомни, как ты выкладывал в прошлый раз, и начни так же» и т.д. В результате совершенствовалось умение детей производить зрительный анализ образца, составлять изображения по собственному замыслу – что приводит к яркому проявлению творческих способностей, самостоятельности, гибкости ума, смекалки и сообразительности.

По мере освоения детьми способ составления фигур-силуэтов можно успешно

предлагать задания творческого характера, стимулировать проявление смекалки,

находчивости. Вновь придуманные и составленные детьми фигуры можно зарисовать в индивидуальный альбом.

Работа по развитию у детей дошкольного возраста комбинаторных способностей не

должна быть односторонней, т.е. проводиться только в детском дошкольном учреждении.

Здесь просто обязательна помощь родителей. С целью ознакомления родителей со

значением занимательного математического материала в развитии логического мышления детей, а в дальнейшем успешного школьного обучения нами выбраны следующие формы взаимодействия с семьей:

- родительские собрания, в процессе которых ознакомили родителей с разными видами занимательных математических игр и упражнений («Что такое комбинаторика?», «Развитие логического мышления через игры-головоломки»)

- индивидуальные консультации с родителями.

- рекомендации по изготовлению вместе с детьми и советы по приобретению игр с

целью создания домашней игротеки.

Таким образом, мы считаем, что использование в работе с детьми игр на развитие

комбинаторных способностей обеспечивает всестороннее воздействие на детей,

направленное на воспитание у них интереса к математике и занимательным задачам.

Можно с уверенностью сказать, что если включать их в повседневную жизнь детей, то в результате разовьются математические способности, а значит, мы будем способствовать интеллектуальному развитию ребенка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Комбинаторика – система способов и приемов поиска и нахождение разнообразных соединений, перестановок, сочетаний, размещений данных или заданных частей и элементов в порядке и отношениях, определённых целью и условиями, какой-то задачи . Комбинаторика составляет основу детского экспериментирования

Слайд 2

Цель игр одна - способствовать формированию элементарных математических представлений, развитию комбинаторных способностей и проявлению творчества у детей. Задачи : 1. Формировать способность к мыслительным операциям, как анализ и самоанализ; 2. Развивать умение решать нестандартные задачи; 3. Расширять интеллектуальные способности.

Слайд 3

На 1 этапе обучения используются такие игры как: «Сложи узор».

Слайд 4

На 2 этапе - различные логические игры, задачи на смекалку геометрического характера (головоломки со счетными палочками ).

Слайд 5

Также на 2 этапе игра «Геометрический конструктор»

Слайд 6

3 этап, игры - головоломки такие как « Колумбово яйцо»

Слайд 7

« Танграм »

Слайд 8

«Игровой набор «Пентамино »

Слайд 9

«Головоломка Пифагора»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в старшей группе «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Проект в старшей группе«Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развитиятворческих способностей детей старшего дошкольного возраста»...

ПРОГРАММА «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития способностей (СИРС)»

Программа «Развитие интеллектуальных способностей  детей старшего дошкольного возраста» на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития  способностей (СИРС...

Проект в старшей группе: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

  Актуальность темы: заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприят...

«Развитие комбинаторных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Дошкольники имеют выраженную тенденцию осуществлять комбинированные манипуляции с объектом....

Проект в старшей группе: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 9 г.Ардон   Проект в старшей группе:«Нетрадиционные техники рисования как средство развитиятворческ...

Числовые игры - головоломки для развития комбинаторных способностей детей старшего дошкольного возраста

В презентации раскрыт опыт работы использования числовых игр головоломок....