Игры и упражнения для малышей
консультация (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_uprazhneniya_na_razvitie_rechi_u_malyshey4.docx | 30.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и игровые упражнения
для развития речи у малышей.
Андреева О.Н. Фесенко Н.Ю.
Даже если ребенку исполнилось только два года, нужно внимательно следить за тем, как формируется его речь. Не стоит откладывать этот вопрос на потом. Своевременное выявление задержки помогает быстро исправить ситуацию, подтолкнуть ребенка к усвоению необходимого словарного запаса. Многих можно избежать, да и сформировать грамотную и четкую речь ребенка, если начать уделять внимание развитию речи как можно раньше на протяжении всего периода (и до года, и в год, и в два, и в три…).
Развитие речи – это вовсе не работа над отдельными нарушенными звуками или над расширением словарного запаса, как принято думать. Формирование речи зависит от деятельности очень многих областей головного мозга, поэтому работать надо по всем направлениям: развивать мелкую моторику, обогащать сенсорный опыт, работать над артикуляцией, дыханием, увеличивать словарный запас .
1. Пальчиковые и жестовые игры
Учеными установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому просто необходимо способствовать активным действиям пальчиков и рук малыша. Замечательные помощники в этом деле – пальчиковые игры,:
Помимо веселых стишков, очень полезно между делом разучивать вместе с малышом простые жесты, например:
На вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем пальчики - «1 годик; грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»; показываем «да», «нет» движением головы; показываем «спасибо» кивком головы;
На вопрос «Как у тебя дела?» показываем большой пальчик – «Во!» («Отлично!»).Изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с ноги на ногу); Изображаем, как прыгает зайчик (руки перед грудью, кисти опущены, прыгаем); Изображаем, как ходит лисичка (виляет хвостиком);Изображаем, как щелкает зубами волк (широко открываем и закрываем рот, щелкая зубами);Изображаем, как летает бабочка (машем руками, бегаем по комнате);Изображаем, как летает самолет (руки неподвижно в стороны, бегаем по комнате);Изображаем, как ходит утка (передвигаемся на корточках).Ближе к двум годам начинаем разучивать новый ответ на вопрос «Сколько тебе годиков?» и тренируемся показывать одновременно указательный и средний пальцы – «2 годика». Эту же пальчиковую фигуру можно назвать «Зайчик»
2. Сенсорные игры на развитие мелкой моторики
Играть с прищепками
Такие, казалось бы, обычные бытовые предметы как прищепки, можно превратить в очень полезную игру для развития силы пальцев и координации движений. Нам-то кажется, ничего особенно прицепить прищепку, а для ребенка целая наука, и одолеть ее у него получается далеко не сразу. Очень часто дети либо захватывают прищепку всей ладошкой, либо пытаются взять прищепку пальцами, но при этом нажимают не на самые краешки, а где-то посредине. Поэтому ваша основная задача на первом этапе – научить малыша правильно орудовать прищепкой. Куда прицеплять
прищепки? Делаем из прищепок лучики для солнышка, иголки для ежика, украшаем его.
Переливать воду пипеткой или грушей
Еще одно занятие для развития силы пальцев и мелкой моторики ребенка. Суть занятия такова: необходимо перелить воду из одной емкости в другую при помощи резиновой груши (спринцовки), кулинарного дозатораили пипетки. Емкости могут быть любыми, однако, использование формы для льда делает игру заметно интереснее. Набирать воду в небольшой миске и заполнять некоторые ячейки формы, затем проверить, какие ячейки пустые, какие полные, если есть желание, сосчитать, сколько ячеек заполнено. Затем собрать жидкость из ячеек обратно в миску.
Самое сложное для ребенка в этой игре – это усвоить последовательность действий: сначала надавливаем на грушу, затем опускаем наконечник в воду, набираем воду, потом, не надавливая, переносим в другую емкость и т.д. Первое время держите руку ребенка в своей и действуйте вместе, так малыш лучше поймет суть.
3. Артикуляционные упражнения
Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дуть на что либо: свечку, вату , бумагу , воду .Дуть в дудочку; дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала; надувать мыльные пузыри; дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела; сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.
Вот какие артикуляционные упражнения можно практиковать (примерно с 1,5 лет и до ….):
«Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
«Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
«Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
«Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.
«Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;
«Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
«Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
«Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.
«Выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.
4. Игра «Кто в домике живет»
Игра замечательно побуждает ребенка произносить простые звуки. К тому же, сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша. Взрослые заранее складывают в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу. Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», нагоняя интригу. Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му», смотря на какой стадии находится речь ребенка. Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.
5. Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов
Стихи подбираются так, что мотивируют ребенка к разговору. Даже если ребенок сначала не будет повторять за нами ничего, это не значит, что стихи бесполезные. Стоит периодически к ним возвращаться, и малыш обязательно начнет пытаться повторять простые слова и звукоподражания.
Как пойдем гулять? Топ-топ!
Как мы дверь закроем? Хлоп!
Кошка к нам с крылечка: Прыг!
Воробьишки: Чик-чирик!
Кошка рада птичкам: Мурр!
Воробьи взлетели: Фурр!
Дальше ножками: Топ-топ!
И теперь калиткой: Хлоп!
Как трава шумит? Ш-ш-ш!
Кто в траве шныряет? Мышь!
На цветке пчела: Жу-жу!
Ветер листьями: Шу-шу!
Речка струйками: Трень-брень!
Здравствуй, яркий летний день!
***
На лугу паслась корова: Му-у, му-у.
Полосатый шмель летел: З-з-з, з-з-з.
Летний ветерок подул: Ф-ф-ф, ф-ф-ф.
Колокольчик зазвенел: Динь, динь, динь.
Стрекотал в траве кузнечик: Тр-р-р, тц-с-с.
Еж колючий пробегал: Пх-пх-пх.
Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль.
И сердитый жук жужжал: Ж-ж-ж, ж-ж-ж.
6. Дыхательная гимнастика
Колесо лопнуло. Сначала сцепляем руки кругом перед собой, изображая колесо. Затем на выдохе начинаем медленно скрещивать руки (так чтобы правая рука легла на левое плечо и наоборот) и произносить «ш-ш-ш» — колесо сдувается
.Насос. Далее предлагаем ребенку накачать сдувшееся колесо. Руки сжимаем перед грудью в кулаки, как будто держим насос. Наклоняемся вперед и опускаем руки вниз, сопровождая свои действия звуком «с-с-с», повторяем несколько раз.
Громко-тихо. Произносим громко и тихо какой-нибудь звук. Например, сначала притворяемся большими медведями и говорим «Э-э-э», затем маленькими мишками и говорим то же самое, только тихо.
Дровосек. Сначала складываем руки вместе (как будто держим топор) и поднимаем их вверх. Затем резко опускаем их вниз, наклоняясь и произнося «ух». Повторяем несколько раз.
Волшебник. Сначала взмахиваем руками и задерживаем их наверху. Потом плавно опускаем, произнося слоги: «М-м-м-а», «М-м-м-о», «М-м-м-у», «М-м-м-ы».
7. Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевая игра – очень благодатная среда для развития речи. Во время игры у ребенка возникает естественная потребность что-то сказать: нужно как-то называть основных персонажей игры и их действия, выражать свои мысли и чувства.
- 8. Постоянно разговаривайте с ребенком!
Что бы вы ни делали, все ваши совместные действия с малышом должны сопровождаться обсуждением происходящего. В то же время многословить не нужно, разговор с ребенком должен быть неторопливым, с яркой интонацией и четким произношением слов. Необходимо называть точными словами все предметы, их признаки, качества и свойства (мягкий, пушистый, гладкий, шероховатый, блестящий и т.д.). Таким образом, вы создаете питательную речевую среду для развития ребенка.
Почаще сравнивайте предметы друг с другом (на моей кофте большие пуговицы, а на твоей – маленькие, этот дом высокий, а этот низкий). Объясняйте причинно-следственные связи и мотивацию тех или иных действий (моем руки – будем кушать, надеваем куртку – идем гулять, заиграла музыка – потанцуем) и подчеркивайте результативность этих действий (руки помыли – они стали чистыми, ребенок оделся – ему тепло).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей:"Игры и упражнения для развития речи малышей"
Чтобы развивать способность понимать речь окружающих людей, расширять ориентировку в пространстве помогают коррекционные игры, направленные на активизацию чувственного познания и речи....
Речевые игры и упражнения для малышей
Игры и упражнения для развития музыкальности детей ...
Рекомендации для родителей Игры и упражнения по раннему сенсорному развитию малышей (по адаптированной программе Джека Кук)
Игры и упражнения по раннему сенсорному развитию малышей (по адаптированной программе Джека Кук) Составил воспитатель 1 категории Боброва Галина Михайловна1. "Игры-прятки". Зри...
Дидактические игры, игровые упражнения как средство развития сенсорных способностей малышей
Сенсорное воспитание направлено на обучение детей умению точно и полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, расположение в пространстве).Наблюдая за м...
Буклет - «Как играть в бадминтон с детьми: игры и упражнения для малышей»
Одна из любимых многими спортивных игр – бадминтон. Как правильно подготовить малыша к игре в бадминтон и как помочь ему овладеть основными движениями этой увлекательной игры?Ответ на этот и дру...
Играем с мамой на кухне. Простые и эффективные игры и упражнения, которые помогут развить мелкую моторику малыша.
Консультация для увлеченных и любящих своих малышей родителей. Предлагаемые игры и упражнения расчитаны на самых маленьких детей (2-3 года). Они не требуют особой подготовки и материалов. У каждой мам...
Презентация: ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ.
Использование пальчиковых игр в целях развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста....