Семейные традиции и перспективы формирования у детей интереса к книге.
консультация
Одним из актуальных приоритетных национальных проектов XXI века в России является повышение уровня культуры и образования населения. Главным звеном в этом новом проекте является чтение/получение информации, которое и в век электронных информационных технологий остается ключом ко всему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynye_traditsii_i_perspektivy_formirovaniya_u_detey_interesa_k_knige.docx | 22.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Семейные традиции и ближайшие перспективы формирования у детей интереса к книге.
(Ахтырская Юлия Викторовна, старший воспитатель, руководитель ИОЦ «Русский музей: виртуальный филиал ГБДОУ детский сад №62 Приморского района г. Санкт-Петербурга)
Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас в стране была неоспорима, и в 70–80 годы XX столетия Россия считалась «самой читающей страной». Сегодня многих родителей беспокоит нежелание детей читать книги. Требования к человеку в новом информационном обществе возрастают, и родителям становится все сложнее подготовить ребенка к быстро меняющейся жизни. Социологи и психологи всего мира давно сошлись во мнении, что именно чтение развивает интеллект и только читающие граждане могут обеспечить своей стране достойное место в мировом сообществе. Вот почему главной задачей библиотекарей, педагогов и родителей становится расширение знаний современной молодежи о многогранном мире информационной культуры, о месте и значимости чтения в нем с использованием разных носителей.
Одним из актуальных приоритетных национальных проектов XXI века в России является повышение уровня культуры и образования населения. Главным звеном в этом новом проекте является чтение/получение информации, которое и в век электронных информационных технологий остается ключом ко всему. Значимость образованного человека в современном обществе не может рассматриваться при условии низкой грамотности, читательском хаосе и конфликте традиционных источников информации с современными.
Прежнее чтение на ночь, вечернее семейное чтение, собирательство книг, создание своих домашних библиотек – всё это способствовало чтению и подкрепляло наши представления о себе как читающей нации и читающей стране в целом. Но сегодня ситуация значительно изменилась. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки поменялись. Действительно, и на это следует обратить внимание, во всем мире в ХХI веке книга перестала быть единственным источником информации, и дети потеряли интерес к книге, а заодно и к чтению вообще. Книгу заменило телевидение, компьютеры и видеоигры, где упрощенная реальность облечена в увлекательные клиповые формы. Эти технологии развивают культуру, которая хоть и называется по-разному («визуальная», «видеокультура», «электронная культура»), хоть и появляются фонотеки, видеотеки, компьютерные игротеки, но приводит это к общему знаменателю – отсутствию у мало читающих детей правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения, которое играет очень важную/доминирующую роль в образовании и развитии личности ребёнка.
Проведенное среди взрослой аудитории (106 человек) исследование «Кто, сколько книг читает?» показало, что за 1 год:
• Не прочитали ни одной книги 4,7%
• Успевают прочесть только 1 книгу 15,2%
• 2–3 книги читают 30,7%
• >3 успевают прочитать 49,4%
Из чего следует вывод, что, переступив порог нового тысячелетия, общество создает новую модель чтения. Модель чтения – это особая совокупность ориентиров и критериев книжной культуры (статус, круг, качество литературы и др.), которая раскрывает читательский потенциал общества в определенный период времени и позволяет судить о месте чтения и уровне грамотности той страны, к которой принадлежит данное общество. Модель, которая возникла в России в 70–80 годах ХХ как «литературно центристская» , сегодня утрачена. Социологическое исследование 2011 года показало, что Россия стоит на 159 место в мире по качеству чтения среди детей.
Детское чтение определяет уровень культуры будущего общества, является важнейшим видом творческой деятельности человека, и, по словам немецкого писателя Германа Гессе: «Среди тех миров, которые не подарены человеку природой, и сотворены из материалов его собственного духа, мир книги – величайший» .
Как привить ребенку интерес к книге? У современного ребенка много соблазнов – компьютерные игры, Интернет – и родителям необходимо постараться сделать процесс чтения интересным, захватывающим для ребенка:
− читать вслух всей семьей по очереди, после прочтения обсуждать сюжет книги/рассказа, главных или эпизодических персонажей. В беседе можно использовать систему теории решения изобретательских задач (ТРИЗ): исключение героя, введение нового героя, изменение времени существования героя и пр.;
− пойти в книжный магазин с ребенком и приобрести книгу себе, показав тем самым ценность чтения на протяжении всей жизни; купить книгу/журнал ребенку по его выбору, иначе нельзя; позволить ребенку самому выбрать книгу в библиотеке, в том числе домашней и т.п.;
− для маленьких детей поставить книги на низкие полки, дать им возможность потрогать, понюхать, ощутить весомость больших книг.
Американский психолог В. Уильямс рекомендовал – «Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным, дарите книги сами и получайте в качестве подарков». Поставьте книги на видном месте, повесьте список/график, где будет отражена динамика чтения ребенка (число книг/время) – по осям координат – это ж интересно и наглядно! Можно вести дневник, где ребенок будет иллюстрировать сюжеты прочитанного, записывать имена главных героев и свои оценки (нравится/не нравится);
− возможно, у вас получится выделить дома специальный, укромный уголок для чтения – с креслом, столиком, торшером;
− не будет лишним в доме детская библиотека;
− хороший способ привлечь ребенка – это целенаправленное, тематическое приобретение книг, которое вдохновляет узнавать еще больше по интересующим его вопросам (динозавры, машины, космические путешествия);
− можно предложить детям прочитать книгу до/после просмотра фильма/спектакля/балета, «сделанных» на ее сюжет, с дальнейшим обсуждением сходства/разницы, а также достоинств/недостатков;
− немаловажно поощрять дружбу ребенка с детьми, которые любят читать;
− разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им;
− поощряйте чтение детей вслух, чтобы развивать их навык чтения и уверенность в себе, даже если это гороскоп, комикс, обзор телесериалов – пусть дети чаще читают;
− спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают;
− для чтения ребенку, только начавшему самостоятельно читать, лучше предлагать короткие рассказы, а не большие произведения, тогда у него появляется ощущение законченности и удовлетворения.
Желательно, чтобы ребенок каждый вечер почитал перед сном, можно и в постели. Одним из ориентиров для ребенка должен стать интерес к книге, который прививается при посещении библиотеки. Опыт работы библиотек с детьми позволяет сделать вывод, что это уже не пыльные полки и пожилые библиотекари, а современный социокультурный институт, в котором уживаются как классическая модель, так и современные тенденции удовлетворения информационных, знаниевых, образовательных и культурных потребностей. В современной библиотеке можно организовать праздник, встречи с новыми книгами «Здравствуй, книга!», поэтами и писателями, поучаствовать в дискуссии и интернет-конференции, познакомиться с раритетными изданиями, провести тематический вечер, и ведь по-прежнему библиотеки ждут своих читателей.
Проведенный online опрос аудитории сайта РБК для выявления потребительских предпочтений россиян на рынке электронных книг показал, что совокупная доля читателей электронных книг составила больше половины – 53,1%. Из них – регулярно читают электронные книги 28% респондентов. Четверть участников исследования ответили, что иногда читают электронные книги (24,7%) .
Рассматривая интересы более взрослых, детей хочется заметить, что различные источники предлагают познакомиться с результатами собственных исследований. Так, Интернет источник после опроса «Применение электронных книг» получил ответ, что подростки читают, используя любые электронные и печатные источники: любовные романы – 21%, «ужастики» – 24%, детективы – 28%, приключения – 35%, а вот классических произведений в репертуаре школьников – 8%, что является низкой долей .
В фаворитах:
Русская классика: Булгаков, Шолохов, Толстой, Пушкин, Лермонтов, Васильев, Шукшин, Тургенев, Замятин, Пастернак.
Зарубежная литература: Жюль Верн, Марк Твен, Линдгрен, Дефо, Толкин, Сэлинджер, Сервантес, Дж. Лондон, Тетчер.
Авторы современности: Дж. Роулинг, Коупленд, Браун, Коэльо, Стогоф, Гришковец, Пелевин, Донцова, Берроуз, Лукьяненко, Акунин, Шилова.
Стоит также отметить, что «большее количество учащихся, попрежнему отдающих предпочтение авторам классической литературы», образовалось за счет упомянутых произведений из школьной программы, обязательных к прочтению. И лишь отдельные произведения немногих современных авторов могут говорить о реальном досуговом чтении подростков. Данная ситуация не доказывает, что названные авторы входят в круг реального чтения детей. Однако проведенное анкетирование, в котором участвовало 1769 респондентов , опубликованное на сайте Библиомания «10 лучших книг: по выбору подростков» в рамках проекта «Новая классика!» для детей и юношества, показало следующие результаты:
1 место «Сумраки» Майер С.;
2 место «Ведьма» Крюкова Т.;
3 место «Соперница из 8 «А» Гордиенко Г.;
4 место «Четыре желания» Йот Корфер;
5 место «Остров в море» Анника Тор;
6 место «Я дышу» Анн-Софи Брасм;
7 место «Дети Ноя» Эрик Эммануэль Шмитт;
8 место «Лис Улис» Фред Адра;
9 место «Письмо о любви от 0 до 10» Сюзи Моргенштерн;
10 место «Просто вместе» Анна Гавальда.
Определить верный круг детского чтения не представляется возможным. С одной стороны, ребёнок не имеет экономической возможности выбора и чаще всего читает книги, которые ему кто-то дал, или найденные в Интернете. С другой стороны, дети всегда читают не то, что хотели бы видеть в их руках родители. Эту ситуацию несовпадения скорее можно назвать вечным вопросом «отцов и детей». Но государству нужны люди читающие, потому что только от читающих граждан оно может ждать достижений мирового уровня в науке, технике, культуре и искусстве. Уместно вспомнить слова французского философа Дени Дидро: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
Список литературы:
1. Самохина М.М. Читающая Россия: мифы и реальность. – М.: Либерия, 1997. – с. 420.
2. Федорова Т.В. Что читают и не читают современные школьники/ Т.В. Федорова // Директор школы. – 2003. – №9. – С. 57–61.
3. Елена Баева, старший аналитик Отдела исследований рынков Департамента консалтинга РБК. URL: http://www.probooks.ru/sitearticles/10050 (дата обращения: 27.11.2012).
4. БИБЛИОМАНИЯ. В рамках проекта «Новая классика!» URL: http://bibliomaniya.blogspot.ru/2010/08/10_21.html (дата обращения: 27.11.2012)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ИНТЕРЕСА К КНИГЕ
Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас в стране была неоспорима и в 70-80 годы XX столетия Россия считалась «самой читающей страной», а сегодня многих родителей беспокоит нежелание детей чит...
«Взаимодействие с семьей по формированию у детей интереса к книге»
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»...
Консультация для родителей "Формирование у детей интереса к книге"
Консультация для родителей « Формирование у детей интереса к книге» Не только в детском саду, но и дома в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые н...
"Создание условий в группе для формирования у детей интереса к книге"
Доклад о создании условий в группе детского сада для формирования у детей интереса к книге....
Консультация « Формирование у детей интереса к книге»
Сегодня, когда наши дети только посигают азы чтения необходимо помочь им полюбить книгу, так как неумение читать не только отрицательно влияет на успех ребенка в обучении, но и на его общее развитие....
Консультация « Формирование у детей интереса к книге»
В наш век информации интерес к книге упал. В современном обществе возрастает роль телевизора, компьютера и других технических средств и понижается роль чтения в семье. Уже в дошкольном возрасте дети п...
Консультация для родителей « Формирование у детей интереса к книге»
Не только в детском саду, но и дома в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет ...