Развитие мелкой моторики в раннем возрасте
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_v_rannem_vozraste.docx | 702.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики в раннем возрасте.
Каждому родителю известно, что развитие мелкой моторики- это очень важно! Речь идёт не только о развитии ног и рук, но и о совершенствовании процессов мышления и речевой функции. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями высшей нервной деятельности ребёнка Институтом физиологии детей и подростков. Правомерность выводов о влиянии тонких движений руки на становление речи подтверждается также опытами Е. И. Исениной (1981). Подмечено, что при плохо развитой мелкой моторики у детей наблюдается задержка речевого развития, что приводит к проблемам с памятью, вниманием и негативно сказывается на интеллекте ребёнка.
Что такое мелкая моторика?
Мелкая моторика — это тонкие движения кистей и пальцев рук необходимые для манипулирования мелкими предметами. То, как ловко ребёнок в раннем детстве строит башни из кубиков, одевает куклу, застёгивает пуговицы и орудует ложкой во время еды, зависит именно от развития мелкой моторики рук. Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания , как внимание ,мышление, наблюдательность, воображение, речь , зрительная и двигательная память. Отсюда можно сделать следующий вывод, что уровень развития мелкой моторики- один из показателей интеллектуального развития ребёнка.
Способы развития мелкой моторики.
Массаж.
Разминка ладоней и кистей может проводиться без помощи посторонних предметов, для этого нужно просто помассировать, потереть и пощипать ладошки и загибать пальчики малыша. При этом можно рассказывать различные стишки или потешки.
Также можно использовать при массаже карандаши (круглые и с гранями), мячики различных форм и размеров, шишки, маленькие игрушки и предметы. Предметы нужно катать между ладоней, просовывать между пальчиками и фиксировать в определённых положениях.
Так же к массажу можно отнести игры с крупами. В чашу насыпьте гречу ,манку или пшено и дайте малышу. Он будет трогать ее, погружать в неё руки и перекатывать в пальчиках. Таким образом, у детей хорошо развиваются тактильные ощущения и мелкая моторика. Так же можно добавить дополнительно ложку и тарелку, пусть малыш ложкой пересыпает из одной тарелки в другую.
Гимнастика для рук и пальчиковые игры.
Разные по форме и фактуре игрушки провоцируют ребёнка на разные виды захватов, достигая намеченной цели. С девятого месяца жизни малыша можно начать заниматься с ним пальчиковыми играми, например «Сорока-ворона кашу варила», «Ладушки» и т.д.
Также к гимнастики рук можно отнести разрывание бумаги. Ребёнку можно дать несколько листов цветной мягкой бумаги. Она приятна на ощупь, более мягкая, поэтому он будет с большим желанием ощупывать ее, рассматривать, вертеть в руках и рвать. После 12 месяцев можно заменить разрывание бумаги, на перелистывание страниц, какого-нибудь журнала или книги. Старайтесь донести до малыша, что он должен перелистывать каждую страницу, одну за одной.
Игры-шнуровки и развивающие центры.
Игры-шнуровки содержат в себе молнии, пуговицы, липучки, заклёпки, шнурки и т.д. Они могут быть, как в формате книги, так и на отдельной деревянной основе. Работая с такими обучающими книгами, ребёнок не только разовьёт мелкую моторику, но и быстрее научится одеваться. Сюда же можно отнести одевание и раздевание кукол, собирание бусин на шнурок, закручивание и раскручивание крышек и сортеры( это коробочки с прорезями разной конфигурации и элементами соответствующего размера и формы).
Так же для развития мелкой моторики прекрасно подойдут развивающие центры, доски, коврики — панели, на которых закреплены крючки, застёжки, замки, кнопки, выключатели, молнии, защёлке и др. ,— для тренировки точности и силы движений
Рисование, аппликации и лепка.
Рисование лучше начинать с пальчиковых красок: они не токсичны для детей, и даже если малыш проглотит немного красителя, ничего страшного не случится. Для рисования такими красками не требуют очень развитых движений пальцев рук и ладони. Пусть малыш сначала познакомится с красками, сделает отпечатки своих пальчиков и ладошек. Далее научите его рисовать линии и круги. Следующим этапом могут стать мелки (в том числе восковые), фломастеры (они не требуют силы при нажатии), потом можно предложить малышу кисти и краски и уже в самом конце карандаши, когда малыш научится контролировать силу нажатия.
Знакомство с бумагой прошло успешно, мы ее рвали и листали, давайте усложним процесс. Малыши раннего возраста не справятся с ножницами без помощи родителей, поэтому здесь нужен более творческий подход. Нарисуйте или распечатайте картинку и предложите малышу сделать дерево с настоящими листьями или овечку из риса(манки), ведь в аппликации можно и нужно использовать мелкие необычные детали: крупы, семечки, салфетки, камушки, палочки и т.д. Поделки должны быть объёмными и детальными.
Лепка прекрасно развивает мелкую моторику. В качестве материала для лепки можно использовать пластилин различной жёсткости, глину, тесто и кинетический песок. Начинать стоит с более мягких и податливых материалов. Катаем колбаски, делаем колобки, ниточки и склеиваем их в обруч. Такие занятия отлично укрепляют мускулатуру кисти, делают пальчики более ловкими и подвижными, расширяют представления ребёнка о своих возможностях.
Пазлы и конструкторы.
Пазлы- это самые продвинутые игры-занятия на развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики, пространственного мышления и речи. Сначала детали могут быть очень крупными, и картинка разбирается на 2-3 сегмента (можно предлагать играть уже годовалому малышу). По мере взросления размер элементов уменьшается, а их количество растёт.
Конструкторы и кубики не только развивают мелкую моторику, но и благоприятно влияют на воображение, память и креатив ребёнка. Кроме того, у малыша формируется терпение и усидчивость. В продаже есть большое количество вариантов для детей разных возрастов.
Советы родителям.
- В играх с более мелкими предметами не оставляйте ребёнка одного без присмотра!
- Ваши занятия должны вызывать интерес у ребёнка и проводиться в игровой форме . Их длительность в раннем возрасте не должна превышать 5-7 минут.
- Принимайте активное участие. Занятия дома крайне важны, ведь для ребёнка вы – это самый близкий человек. Совместные занятия мотивируют его, помогают укреплять взаимоотношения.
- Старайтесь выбрать для занятий первую половину дня , когда ваш малыш спокоен и находится в хорошем настроении.
- Все выше перечисленные методы развития мелкой моторики должны приносить ребёнку радость!!! Почаще хвалите ребёнка. Для детей крайне важно получить одобрение того, что они делают. Даже если занятия будут очень увлекательными, но ребёнок не будет чувствовать, что вы цените его усилия, то он быстро потеряет к ним интерес.
- Постепенно переходите от простого к сложному. На первых этапах можно выполнять все самостоятельно, демонстрируя малышу, как правильно он должен делать. В дальнейшем нужно добиваться от него, чтобы он делал все сам.
- Не ограничивайте детей в проявлении фантазии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
упражнения ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ детей раннего возраста
Материал для использования педагогами на занятиях, для игр дома с родителями...
Проект в образовательной области «Познание»Развитие мелкой моторики детей раннего возраста
Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить ...
"Покормим птичку." Дидактическая игра для индивидуальных занятий по развитию мелкой моторики детей раннего возраста
"Покормим птичку."Дидактическая игра для индивидуальных занятий по развитию мелкой моторики детей раннего возраста Задачи для детей:Обогащать словарный запас;Развивать память и связную речь;Форми...
Консультация для родителей. «Игры, способствующие развитию мелкой моторики детей раннего возраста»
Цель: развивать мелкую моторику, точность движений научить чередовать предметы форме, закрепить цвет, концентрировать внимание, умение слушать инструкцию воспитателя, действовать по образцу. ...
Развитие мелкой моторики в раннем возрасте
Рекомендации по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием песка и воды...
"Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста"
Учёные, изучавшие психику детей,подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на рвзвитие головного мозга....
Проект "Послушный карандаш" по развитию мелкой моторики детей раннего возраста
"Значение мелкой моторики в речевом развитии младших дошкольников"....