Семинар -практикум для родителей "Здравствуй театр"
консультация (подготовительная группа)
Помочь родителям научиться играть и общаться со своим ребенком и определять оптимальные пути взаимодействия с ним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_teatr.docx | 30.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка детский сад№1 с.Малета»
Семинар-практикум для родителей «Здравствуй, театр!»
(подготовительная группа)
Воспитатель: Гайнутдинова Е.А.
Цель.
Приобщать родителей к театральному искусству, помочь им в домашней обстановке создать спонтанно «домашний театр» тем самым, поддерживая интерес ребёнка к театрализованной деятельности и сближению взрослых и детей.
Помочь родителям научиться играть и общаться со своим ребенком и определять оптимальные пути взаимодействия с ним.
Задачи:
• Познакомить родителей театральными играми на развитие внимания, памяти, воображения и фантазии.
• Оказать помощь в создании картотеки с любимыми играми детей.
План семинара-практикума :
1. Теоретическая часть
1.1. Значение театрализованных игр в развитии дошкольников.
1.2. Содержание работы с детьми
по театрализованной деятельности
1.3. Виды театрализованных игр.
2. Практическая часть
2.1. Практические задания для родителей по ознакомлению с театральными играми на развитие внимания, памяти, воображения и фантазии.
2.2. Изготовление театра на дисках.
3. Заключение
Ход семинара-практикума.
Пока собираются гости звучит песня В. Шаинского «Улыбка».
Каждому предлагается выбрать смайлик (грустный или веселый)
Воспитатель предлагает родителям снять напряжение и потанцевать.
Танец «Ты и я…»
Уважаемые родители! Я очень рада видеть всех вас в хорошем настроении!
Перед вами стикеры, вырезанные в форме отпечатка стопы. Я попрошу вас записать на них свои надежды и ожидания от нашей встречи, которая называется «Здравствуй, театр!»
(Родители пишут свои ожидания)
Ну а сейчас совсем чуть-чуть теории.
Теоретическая часть.
1.1. Значение театрализованных игр в развитии дошкольников.
Театра мир откроет нам свои кулисы,
И мы увидим чудеса и сказки.
Там Буратино, Кот Базилио, Алиса…
Легко меняются герои, маски.
Волшебный мир игры и приключений,
Любой малыш здесь хочет побывать,
Вдруг превратится в Золушку, иль в принца,
И всем свои таланты показать.
Театр, словно чародей, волшебник,
Своею палочкой волшебной проведя,
И вот ребёнок, скромный и застенчивый,
Сегодня вдруг играет короля.
Пусть детство будет словно сказка,
Пусть чудеса творятся каждый миг,
И мир вокруг пусть добрым станет ласковым,
Добро над злом опять пусть победит!
Один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования звучит следующим образом:
«Реализация Программы должна проходить в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? В этом помогает ТЕАТР.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно и естественно.
Развивающий потенциал театрализованной игры огромен.
Она активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию. В игре ребенок совершенствует свою речь: осваивает богатство родного языка, его выразительные средства; использует различные интонации, старается говорить четко.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Огромны и воспитательные возможности театрализованной деятельности. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться отношение к окружающему миру, характер, интересы. Во многих детских пьесах детям показывают уроки доброты, трудолюбия, желание делом помочь товарищам; в то же время лентяи, зазнайки, неумейки высмеиваются, их поведение вызывает у детей отрицательное отношение.
В процессе театрализованной деятельности у детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.
Современные исследователи пишут, что театрализованная игра может быть и диагностическим средством психического состояния ребёнка, его личности. Игра может выступать также и методом коррекции недостатков, отставания в развитии. Наблюдение за игрой детей даёт педагогу массу информации, как об игре ребёнка, так и о нём самом.
Театрализованная деятельность в детском саду - это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа. У них развивается творческое воображение, ассотиативное мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном.
Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
1.2. Содержание работы с детьми
по театрализованной деятельности
• Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика) ;
• Задания для развития речевой интонационной выразительности;
• Игры-превращения, образные упражнения;
• Упражнения на развитие детской пластики;
• Ритмические минутки;
• Пальчиковый игротренинг;
• Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;
• Театральные этюды;
• Разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов;
• Просмотр кукольных спектаклей.
1.3. Виды театрализованных игр.
Все театрализованные игры делятся на 2 основные группы:
• режиссёрские игры,
• игры – драматизации.
В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.
В этих играх ребёнок или взрослый действует за всех персонажей (как режиссёр).
К режиссё рским играм относится:
настольный театр,
теневой театр,
театр на фланелеграфе,
театр на палочках, театр игрушек.
Просмотр слайдов презентации.
Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»
(Теневой театр)
К играм – драматизациям относятся игры, основанные на действиях исполнителя роли (взрослого или ребёнка, который при этом может использовать надетые на руку куклы бибабо или пальчиковый театр, а также элементы костюма. В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ.
Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
Игры-драматизации с пальчиками - атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа. (Например, сказки «Репка», Коза и семеро козлят», «Гуси-лебеди».Показ таких сказок могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой).
Игры-драматизации с куклами бибабо –в этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки.
Импровизация - разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки, очень сложная, но и интересная игра.
Занимаясь с детьми театром, я ставлю перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Стремлюсь к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности, дети смогли использовать в повседневной жизни.
Практическая часть.
2.1. Практические задания для родителей по ознакомлению с театральными играми на развитие дикции, внимания, памяти, воображения и фантазии.
В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки, чуда, ощущения беззаботного детства. И сейчас, уважаемые родители, я предлагаю вам превратиться на некоторое время в маленьких детей и поиграть в разные театрализованные игры.
Игра «Гимнастика для язычка»
«Шум»
Воспитатель: Жил был ШУМ! Ел ШУМ:
Дети: Хрум, хрум, хрум!
Воспитатель: Ел суп:
Дети: Хлюп, хлюп, хлюп!
Воспитатель: Спал так:
Дети: Храп, храп, храп!
Воспитатель: Шел ШУМ:
Дети: Бум, бум, бум!
«Дятел»
- Кто в лесу стучит, стучит?
- Дятел лерево долбит:
- Д-Д-Д-Д-Д-Д-ДЫ,
Нелегки мои труды!
Я не просто так стучу –
Я так дерево лечу.
Под корой жучков ходы.
Д-Д-Д-Д-Д-Д-ДЫ
Игра на развитие диалогической и монологической речи детей
«Договорим то, чего не придумал автор»
Воспитатель предлагает детям вспомнить сказку К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха».
Начинает воспитатель:
Муха, Муха-Цокотуха,
Дети хором произносят слова сказки:
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла…
— Давайте представим ситуацию, в которой оказалась Муха.
Дети по желанию разыгрывают мини-сценку, придумывая слова.
Вариаций может быть очень много. Например:
— Ой, посмотрите, я нашла денежку, какое счастье. Я пойду на базар и куплю… нет, лучше самовар! Я приглашу друзей, мы устроим праздник…
Или:
— Что это? Денежка? Интересно, кто ее мог здесь обронить? Может, медведь шел по дороге на базар и уронил? А может, заяц или лиса. Ну, всё равно. Я денежку никому не отдам! Эта денежка моя, потому что я её нашла. Что бы мне купить?
Игры на развитие выразительности и воображения
Цель: научить детей владеть своим телом, свободно и непринуждённо пользоваться движениями своих рук и ног. Формировать простейшие образно-выразительные умения.
«Отгадай, кто мы»
Выбирается ведущий. Ему сообщают, что в его отсутствие дети превратятся в животных (время года, погоду или какой-то предмет). Ведущий выходит из комнаты, играющие договариваются и приглашают ведущего.
Движениями дети показывают, во что или в кого они превратились (слонов, зайцев, дождливую погоду, художников, строителей, дровосеков и т. д.). Ведущий отгадывает — отгадав, расколдовывает детей.
«Кто я»
Ведущему надевают маску. Игроки должны жестами, мимикой, звуком изобразить того, чья маска надета на ведущем. Ведущий должен отгадать, кто он.
После правильного ответа следует спросить, как ребенок догадался и узнал то, что изображалось.
Игры- этюды
Цель: развивать детское воображение. Обучать детей выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.
Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде носить ее с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»). Но это, же мама — простили и улыбнулись (зубы сомкнуты).
Представьте себя собачкой в будке.
Серьезная собачка.
Ага, кто-то идет, надо предупредить (рычим).
Берем снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока не растаяла.
На носочках я иду —
Маму я не разбужу.
Ах, какой искристый лед,
А по льду пингвин идет.
Мальчик гладит котенка, который прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трется головой о руки мальчика.
У ребенка в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Он угощает товарищей, которые берут и благодарят. Разворачивают фантики, кладут конфеты в рот, жуют. Вкусно.
Мама сердито отчитывает своего сына, промочившего ноги в луже
Дворник ворчит, выметая из подтаявшего снега прошлогодний мусор.
Весенний снеговик, которому весеннее солнце напекло голову; испуганный, ощущает слабость и недомогание.
Корова, тщательно пережевывающая первую весеннюю травку. Спокойно, с наслаждением.
У забора сиротливо
Пригорюнилась крапива.
Может, кем обижена?
Подошел поближе я,
А она-то, злюка,
Обожгла мне руку.
Полюбуемся немножко,
Как ступает мягко кошка.
Еле слышно: топ-топ-топ,
Хвостик книзу: оп-оп-оп.
Но, подняв свой хвост пушистый,
Кошка может быть и быстрой.
Ввысь бросается отважно
А потом вновь ходит важно.
Игры на воображение
(звучит музыка из к/ф «Звездный мальчик»)
Цель: совершенствовать воображение, восприятие у детей, учить искать выразительные средства для создания яркого образа.
Представьте, что вы — художники.
Руки — это кисти.
Обмакнули их в голубую краску и рисуем небо, вслушиваясь в музыку.
А теперь — в желтую краску, рисуем солнце. Круг.
А теперь — лучики, выразительные глаза.
Теперь нарисуем полянку. Она у нас какого цвета? (Зеленого.) Рисуем.
Носом вдыхаем запах: чем пахнет? (Цветами.) А какими? (Ромашками.) Рисуем.
Послушайте: ветер шумит веточками дерева — какого? (Березы.) Рисуем.
Итак, мы в лесу, на полянке.
Представьте, что вы — цветочки.
Самое раннее утро, солнышко выглянуло. Цветок еще спит, но вот поднимается, пошевелил листочками — это пальцы.
Прислушаемся. Слышите? Ручей бежит.
Игры на развитие выразительной мимики.
Цель: учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.
Соленый чай.
Ем лимон.
Сердитый дедушка.
Лампочка потухла.
Лампочка зажглась.
Грязная бумажка.
Встретили хорошего знакомого.
Обиделись.
Удивились.
Показать, как кошка выпрашивает колбасу.
Мне грустно.
Получить подарок.
Верблюд решил, что он жираф,
И ходит, голову задрав.
У всех он вызывает смех,
А он, верблюд, плюет на всех.
Я чищу зубы.
Разыгрывание по ролям стихотворения
«Кто как считает?» М. Карим
Петух: Я всех умней!
Ведущий: Кричал петух.
Петух: Умею я считать до двух!
Хорек: Подумаешь!
Ведущий: Ворчит хорек.
Хорек: А я могу до четырех!
Жук: Я — до шести!
Ведущий: Воскликнул жук.
Паук: Я — до восьми!
Ведущий: Шепнул паук.
Тут подползла сороконожка.
Сороконожка: Я, кажется, умней немножко
Жука и даже паука —
Считаю я до сорока.
Уж: Ах, ужас!
Ведущий: Ужаснулся уж.
Уж: Ведь я ж не глуп,
Но почему ж
Нет у меня ни рук, ни ног,
А то и я считать бы смог!
Ребенок: А у меня есть карандаш.
Ему что хочешь, то задашь.
Одной ногой умножит, сложит,
Все в мире сосчитать он может!
Разыгрывание по ролям стихотворения
«Кузнечик» А. Апухтина.
Ведущий: Выскочил кузнечик из травы на кочку.
Постучал кузнечик звонким молоточком.
Кузнечик: Молоточек тук да тук! Кто травинку клонит?
Лезет жук, лезет жук, охает и стонет!
Жук: Ох, кузнечик, выручай, хоть просить неловко!
Сам не знаю где и как лопнула подковка.
Без подковки мне не жить, так пекут мозоли.
Ни работать, ни ходить, хоть кричи от боли!
Кузнечик: Это дело не беда! Подними-ка ногу!
Молоточек тук да тук! Получай подковку, жук!
(Появляется комар.)
Комарик: Я, комар, несчастней всех, прямо сбился с толку!
Поломал я, как на грех, острую иголку!
Кузнечик: Пусть меня не просит тот, кто чужую кровь сосет!
Ты из кузницы моей убирайся поскорей!
(Комар улетает. Появляется сороконожка.)
Сороконожка: Ой, кузнечик, помоги!
Ножка треснула немножко.
Я осталась без ноги, вот беда какая!
Кузнечик: Ножка, ножка… Но какая?
Сороконожка: Кажется, сороковая.
Ведущий: Тук-тук, тук да тук!
Это дело добрых рук.
Ножка целая опять.
Сороконожка: Можно больше не хромать
Все дружно: Молоточек вновь играет,
наковаленка поет!
Всем кузнечик помогает,
быстро помощь подает!
2.2. Изготовление театра на дисках.
А сейчас я предлагаю вам проявить свое воображение творчество и фантазию и попробовать создать еще один вид театра в детском саду – театр на дисках.
Мастер-класс.
Родителям предлагаются различные материалы: цветная бумага, кусочки ткани, нитки для вязания, фломастеры, цветные карандаши, клей, бельевые прищепки.
Воспитатель показывает образец.
Затем вместе с родителями изготавливают фигурки для театра.
Обсуждение:
- Что было для вас непривычным?
- Каковы ваши ощущения от работы?
- Сложно было выполнять задание?
3. Заключение
Для ребенка любое развлечение станет особенно интересным, если родители играют вместе с ним.
Пальчиковые и ролевые игры, игры различного вида театра, совместный семейный поход в настоящий театр – всё это помогает на время забыть о взрослых делах, проблемах и уделить внимание своим детям.
Успехов Вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум с родителями «Театр-наш друг и помощник» (средняя группа)
Повышение педагогической культуры родителей...
Семинар-практикум с родителями «Театр-наш друг и помощник»
Повышение педагогической культуры родителей, пополнение их знаний по театрализованной деятельности ребенка в семье и детском саду....
Семинар-практикум по теме "Театр физического оздоровления детей дошкольного возраста"
Цель: Повышение компетентности педагогов в области организации двигательной активности детей в условиях ДОУ. Задачи: Закрепить знание методик проведения НОД по физической культуре и подвижных игр, фор...
Семинар-практикум для родителей «Театр ложек»
Как научить детей быть не только пассивными слушателями, но и активными участниками инсценировок? Развить речь, правильную дикцию и артикуляцию, тренировать память, расширить словарный запас? А попутн...
Семинар - практикум "Играев в театр"
Семинар - практикум по театрализованной деятельности...
Семинар-практикум "Играем в театр"
В ходе семинара-практикума педагоги ещё раз убедились в огромном развивающем потенциале театрализованных игр в детском возрасте....
Семинар - практикум "Играем в театр"
расширить представление воспитателей и родителей разнообразием театра для детей...