Консультация «Чистоговорки в воспитании звуковой культуры детей 4–5 лет»
консультация (средняя группа)

Мухина Елена Геннадьевна

Консультация «Чистоговорки в воспитании звуковой культуры детей 4–5 лет»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chistogovorki.docx15.55 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Чистоговорки в воспитании звуковой культуры детей 4–5 лет»

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со взрослыми и сверстниками, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

Для воспитания звуковой культуры речи в детском саду используется разнообразный речевой материал: звукоподражание, потешки, считалки, загадки, пословицы, чисто- и скороговорки.

В развитии звуковой стороны речи очень удобным речевым материалом являются чистоговорки. Чистоговорки – это особый речевой материал, как правило, небольшой по объёму и специально построенный из сложных сочетаний звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Само их название указывает на то, что произносить их надо чисто – чистоговорки.

Постоянное произношение, а в дальнейшем, самостоятельное придумывание чистоговорок детьми развивает у дошкольников восприятие темпа, ритма, речевое дыхание, навыки управления силой голоса. Чистоговорки помогают отрабатывать четкость дикции, силу и координацию воздушной струи, модуляцию голоса, правильный темп речи, интонационную выразительность, они обогащают словарный запас, уточняют понятия и значения слов, а так же играют немаловажную роль в развитии познавательных процессов и мыслительных операций.

Задания по произношению чистоговорок можно использовать не только для общего речевого развития детей, но и для становления хорошей речи ребенка, а так же, для автоматизации, т. е. закрепления звуков, которые были у него нарушены. Повторение чистоговорок можно начинать только тогда, когда ребенок уже умеет произносить нарушенный звук в словах.

Произносить чистоговорки желательно хотя бы 2 – 3 раза в течение дня, по 3 – 4 минуты.

Когда ребенок усвоит правильное произношение чистоговорок, можно:

• постепенно ускорять или замедлять темп произношения

• выделять закрепляемый слог ударением, например: СА – СА – СА – рыжая лиса

• выделять паузами слово с закрепляемым звуком

Чистоговорки можно использовать и на закрепление знаний по изучаемым детьми лексическим темам, т. е. в процессе их произношения происходит обогащение словаря ребенка, совершенствование лексико – грамматических категорий, усвоение чувства рифмы.

При произношении чистоговорок обращайте внимание на незнакомые ребенку слова и старайтесь объяснить их смысловое значение. Например: длиннохвостая лиса – это значит, что у лисы длинный хвост.

Желательно предлагать детям самим придумывать чистоговорки, что дает возможность развивать их творческое воображение. Не забудьте напомнить ребенку, что начало чистоговорки является ее окончанием.

Например: алки – алки – алки – крошки ищут галки,

арь – арь – арь – на стене висит фонарь и т. д.

Чистоговорки по лексическим темам можно произносить:

• меняя силу голоса, т. е. громко, тихо, шепотом,

• в форме повествовательной, вопросительной или восклицательной интонации.

И, помните! Ежедневное произношение чистоговорок обеспечит ребенку четкость дикции, выразительность речи, а так же обогатит новыми интересными знаниями.

Примеры чистоговорок

Звук Б

Бы-бы-бы-бы в лесу растут грибы.

Звук В

Ву-ву-ву - в лесу видели сову.

Звук Г

Га-га-га у козы рога.

Звук Д

До-до-до - там на дереве гнездо.

Звук Ж

Жа-жа-жа - убежали два ежа.

Звук З

Зу-зу-зу - зайку моем мы в тазу.

Звук К

Ко-ко-ко- кошка любит молоко.

Звук Л

Ол-ол-ол - начинается футбол.

Звук М

Ом-ом-ом-ом-мы построим новый дом.

Звук Н

Но-но-но, но-но-но- в нашей комнате темно.

Звук П

Уп-уп-уп-уп — я готовлю папе суп.

Звук Р

Ру-ру-ру – начинаем мы игру.

Звук С

Сы-сы-сы - есть лисята у лисы.

Звук T

То-то-то – я иду в пальто.

Звук Ф

Фэ-фэ-фэ — мы пойдем в кафе.

Звук Х

Ух-ух-ух - ходит по двору петух.

Хи-хи-хи, хи-хи-хи - не хочу такой ухи!

Звук Ц

Цу-цу-цу — дали нам по огурцу.

Звук Ч

Чу-чу-чу - на скакалке я скачу.

Звук Ш

Ши-ши-ши-ши, - любят песни малыши.

Звук Щ

Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ - будем мы готовить борщ.

Щу-щу-щу, щу-щу-щу - я морковку поищу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Воспитание звуковой культуры речи детей третьего года жизни" Часть 1

Детство...Время самых ярких впечатлений, самых глубоких переживаний,самых удивительных - первых - встреч с этим миром.Восторг, удивление, радость, печаль...Одни ученые-психологи полагают, что детство ...

Консультация для родителей "Воспитание звуковой культуры речи детей третьего года жизни".Часть 2

Детство...Время самых ярких впечатлений, самых глубоких переживаний,самых удивительных - первых - встреч с этим миром.Восторг, удивление, радость, печаль...Одни ученые-психологи полагают, что детство ...

Консультация для педагогов «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

В данном материале освещены следующие вопросы:- Что такое – звуковая культура речи?- Какие проблемы развития звуковой речи существуют?- Как воспитать звуковую культуру речи?...

Консультация для родителей "Чистоговорки в воспитании звуковой культуры речи детей 5-6 лет"

Консультация для родитетей "Чистоговорки в воспитании звуковой культуры речи детей 5-6 лет"...

Консультация для воспитателей "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"

В работе предложены задачи и работа воспитателя по воспитанию звуковой культуты речи для каждой возрастной группы детей дошкольного возраста. Описана практическая часть, а именно игры, которые м...