Консультация для родителей "Чистоговорки в воспитании звуковой культуры речи детей 5-6 лет"
консультация (старшая группа)
Консультация для родитетей "Чистоговорки в воспитании звуковой культуры речи детей 5-6 лет"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 17.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
для родителей (законных представителей)
«Чистоговорки в воспитании звуковой культуры детей 4-5 лет»
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со взрослыми и сверстниками, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.
Для воспитания звуковой культуры речи в детском саду используется разнообразный речевой материал: звукоподражание, потешки, считалки, загадки, пословицы, чисто- и скороговорки.
В развитии звуковой стороны речи очень удобным речевым материалом являются чистоговорки.
Чистоговорки – это особый речевой материал, как правило, небольшой по объёму и специально построенный из сложных сочетаний звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Само их название указывает на то, что произносить их надо чисто – чистоговорки.
Постоянное произношение, а в дальнейшем, самостоятельное придумывание чистоговорок детьми развивает у дошкольников восприятие темпа, ритма, речевое дыхание, навыки управления силой голоса. Чистоговорки помогают отрабатывать четкость дикции, силу и координацию воздушной струи, модуляцию голоса, правильный темп речи, интонационную выразительность, они обогащают словарный запас, уточняют понятия и значения слов, а так же играют немаловажную роль в развитии познавательных процессов и мыслительных операций.
Задания по произношению чистоговорок можно использовать не только для общего речевого развития детей, но и для становления хорошей речи ребенка, а так же, для автоматизации, т.е. закрепления звуков, которые были у него нарушены. Повторение чистоговорок можно начинать только тогда, когда ребенок уже умеет произносить нарушенный звук в словах.
Произносить чистоговорки желательно хотя бы 2 – 3 раза в течение дня, по 3 – 4 минуты.
Когда ребенок усвоит правильное произношение чистоговорок, можно:
- постепенно ускорять или замедлять темп произношения
- выделять закрепляемый слог ударением, например: СА – СА – СА – рыжая лиса
- выделять паузами слово с закрепляемым звуком
Чистоговорки можно использовать и на закрепление знаний по изучаемым детьми лексическим темам, т.е. в процессе их произношения происходит обогащение словаря ребенка, совершенствование лексико – грамматических категорий, усвоение чувства рифмы.
При произношении чистоговорок обращайте внимание на незнакомые ребенку слова и старайтесь объяснить их смысловое значение. Например: длиннохвостая лиса – это значит, что у лисы длинный хвост.
Желательно предлагать детям самим придумывать чистоговорки, что дает возможность развивать их творческое воображение. Не забудьте напомнить ребенку, что начало чистоговорки является ее окончанием.
Например: алки – алки – алки – крошки ищут галки,
арь – арь – арь – на стене висит фонарь и т.д.
Чистоговорки по лексическим темам можно произносить:
- меняя силу голоса, т.е. громко, тихо, шепотом,
- в форме повествовательной, вопросительной или восклицательной интонации.
И, помните! Ежедневное произношение чистоговорок обеспечит ребенку четкость дикции, выразительность речи, а так же обогатит новыми интересными знаниями.
Примеры чистоговорок
Звук Б
Бы-бы-бы-бы в лесу растут грибы.
Звук В
Ву-ву-ву - в лесу видели сову.
Звук Г
Га-га-га у козы рога.
Звук Д
До-до-до - там на дереве гнездо.
Звук Ж
Жа-жа-жа - убежали два ежа.
Звук З
Зу-зу-зу - зайку моем мы в тазу.
Звук К
Ко-ко-ко- кошка любит молоко.
Звук Л
Ол-ол-ол - начинается футбол.
Звук М
Ом-ом-ом-ом-мы построим новый дом.
Звук Н
Но-но-но, но-но-но- в нашей комнате темно.
Звук П
Уп-уп-уп-уп — я готовлю папе суп.
Звук Р
Ру-ру-ру – начинаем мы игру.
Звук С
Сы-сы-сы - есть лисята у лисы.
Звук T
То-то-то – я иду в пальто.
Звук Ф
Фэ-фэ-фэ — мы пойдем в кафе.
Звук Х
Ух-ух-ух - ходит по двору петух.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи - не хочу такой ухи!
Звук Ц
Цу-цу-цу — дали нам по огурцу.
Звук Ч
Чу-чу-чу - на скакалке я скачу.
Звук Ш
Ши-ши-ши-ши, - любят песни малыши.
Звук Щ
Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ - будем мы готовить борщ.
Щу-щу-щу, щу-щу-щу - я морковку поищу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Воспитание звуковой культуры речи детей третьего года жизни" Часть 1
Детство...Время самых ярких впечатлений, самых глубоких переживаний,самых удивительных - первых - встреч с этим миром.Восторг, удивление, радость, печаль...Одни ученые-психологи полагают, что детство ...
Консультация для родителей "Воспитание звуковой культуры речи детей третьего года жизни".Часть 2
Детство...Время самых ярких впечатлений, самых глубоких переживаний,самых удивительных - первых - встреч с этим миром.Восторг, удивление, радость, печаль...Одни ученые-психологи полагают, что детство ...
Консультация для родителей "Дидактическая игра, как средство воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"
Консультация поможет родителям в развитии речи дошкольников....
Консультация для родителей "Воспитание звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Воспитание звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста"...
Консультация для воспитателей ДОУ "Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса"
Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса...