Консультация для педагогов «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
консультация по логопедии
В данном материале освещены следующие вопросы:
- Что такое – звуковая культура речи?
- Какие проблемы развития звуковой речи существуют?
- Как воспитать звуковую культуру речи?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvukovaya_kultura_rechi.docx | 33.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
Подготовила учитель - логопед:
Розова Лариса Валентиновна
Что такое – звуковая культура речи?
Культура речи — это умение правильно пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами) в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания.
Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель. Во время развития речи одновременно развивают словарную, грамматически связную речь. Занятия помогают детям следить за дыханием во время произношения, корректировать его четкость, развивать навыки управления голосом неторопливо и интонационно верно.
Какие проблемы развития звуковой речи существуют?
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано в первую очередь с ухудшением здоровья детей, нарушением работы центрального органа речевой функции. Одна из причин неправильной речи детей — компьютеризация, недостаток общения со сверстниками и родителями. Часто родители предоставляют ребенка самому себе, а также игрушкам, телевизору, гаджетам. А также недостаточный учет взрослыми потребностей ребенка к усвоению речи окружающих (не показывается артикуляция звука, не вызывается интерес к правильному произношению).
Специалисты же советуют читать книги вместе с детьми, разучивать стихотворения, считалки, скороговорки. Кроме того, становление звуковой культуры речи связано с развитием мелкой моторики пальцев рук. Для того чтобы увлечь и приобщить ребенка к обучению, необходимо с малышом как можно чаще строить из кубиков, собирать мозаику, раскрашивать, вырезать ножницами и т.д..
Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка.
Он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а впоследствии и неуспеваемость в школе. Ведь правильно слышимый и произносимый звук – основа обучения грамоте, правильной письменной речи.
Как воспитать звуковую культуру речи?
Воспитание звуковой культуры речи, одна из важных задач дошкольных учебных учреждений, так как именно дошкольный возраст наиболее сензитивный. Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Оно осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи по следующим направлениям:
- воспитывают интонационно корректное произношение звуков и слов
- формируют четкость и ясность произношения слов, которые соответствуют языковым нормам русского языка
- вырабатывают в процессе учебы умеренный речевой темп и правильное дыхание при произношении
- развивают слуховое внимание у детей
- обучают звуковому анализу и синтезу
Для того чтобы воспитать в ребенке речевую культуру, педагоги выбирают следующие формы работы:
- самостоятельные занятия, на которых дети общаются между собой;
- занятия со специалистами дошкольных учреждений;
- работа в форме игр, упражнений;
- музыкальные занятия
Развитие звуковой культуры речи в дошкольных учреждениях продолжается не только на специальных занятиях, но и на прогулке, утренней речевой гимнастике. Педагогами используются звукоподражательные слова, стихотворения, скороговорки, наглядный материал, мультфильмы, презентации и многое другое. Работа по воспитанию звуковой культуры речи может входить и в содержание других занятий. Например, при согласовании с музыкальным руководителем, в процессе прослушивания музыки, во время пения, выполнения музыкально-ритмических движений решается одновременно и ряд задач, направленных на развитие речевого дыхания, слухового внимания, голоса, темпа речи.
– Так, во время утренней речевой гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука.
– На прогулке потренировать отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности.
– В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные, хороводные, речевые дидактические игры, например, с целью закрепления правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот.
Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, и речевые игры - все это залог успешного формирования правильной устной речи у детей.
Формирование звуковой культуры речи – это важный этап подготовки детей к школе. Важно не упустить этот момент и родителям вместе с педагогами детского сада помогать ребенку. Во время игр, прогулок по парку разговаривать с малышом, обращать внимание на интересные детали, например, цвет листьев и растений, считайте птиц, рассматривать цветы. Без комплексного подхода формирование правильно поставленной речи невозможно.
В работе по звуковой культуре речи для каждой возрастной группы ставятся свои задачи:
Вторая младшая группа
1. Развивать речедвигательный и речеслуховой анализаторы ребенка для своевременного развития произносительной стороны речи. Игры: "Слушай звуки", "Двигайся на звук", "Кто пришёл? "
2. Воспитывать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, основные качества голоса. Игры: "Определи одинаковые звуки", "Покажи, что звучит", "Узнай по звуку", "Спой как большой медведь, как маленький мишка", "Сдуй пушинку".
3. Развитие пространственного слуха. Игры:"Покажи, где звенит?", "Где котенок, где щенок?"
4. Вызывать правильное произношение звуков.
5. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в процессе работы над простыми по произношению звуками: а, у, о, и, э, п, б, м, ф, в.
6. Развивать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.
Отстукивание простых слогоритмов без выделения ударного слога.
Например: "Машина" (та- ТА-та).
Определение тембра мужского, женского и детского голосов (сказка "Три медведя" )
Узнавание эмоциональной окрашенности коротких слов (Ой, ну, ах, да, ну и др).
7. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.
Средняя группа
1. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в работе над звуками: т, д, н, к, г, х, ы.
2. Вызывать и закреплять или уточнять произношение свистящих звуков: с, с', з, з', ц.
3. Развивать фонематический слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.
Игра: "Что лишнее" па-па-па-ба-па". " Игра в звуки" ветер дует – сссс, жук жужжит – жжжж.
4. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи, формировать навык интонационной выразительности.
Игра: "Скажи по- разному (весело, грустно, вопросительно) "Сегодня выходной"
Старшая группа
1. Формировать четкость движений органов артикуляционного аппарата в процессе артикуляционной гимнастики и в работе над звуками j, ш, ж, ч, щ, л, л', р, р'.
2. Вызывать и закреплять, а у некоторых детей только уточнять произношение йотированных гласных я, е, ё, ю шипящих звуков ш, ж, ч, щ и сонорных л, л', р, р'.
3. Продолжать работу, направленную на развитие фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса.
Игра "Сколько звуков". Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.
Игра "Отгадай слово". Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком - нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук "л" ( _ампа, мы_о, _ук, ко_ , _ак).
4. Продолжать работу над четким произношением слов с выделением голосом отдельных звуков, над спокойным темпом и размеренным ритмом речи.
Подготовительная к школе группа
1. Продолжать работу над четким, ясным произношением всех звуков в различных сочетаниях.
2. Развивать навыки звукового анализа слов.
Игра " Зоопарк ". Посмотри на игрушки. По первым звукам названий игрушек отгадай слово: мышь, ослик, лев (моль); собака, обруч, козлик (сок); кот, обруч, собака, тигр (кость).
Игра " Цепочка ". Первый ребёнок называет слово, второй – на конечный звук предыдущего слова и т.д.
Игра "Что общего в словах мак и кот?"
3. Развивать умение дифференцировать сходные по звучанию или артикуляции звуки.
Игра " Выбери лишнее слово": Ежонок, медвежонок, лягушонок, жеребенок.
КОНСУЛЬТАЦИИ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
«Развитие звуковой культуры речи детей 2-3 лет»
Обогащение словаря.
Развитие звуковой культуры речи ребенка 2-3 лет – одна из важнейших задач этого возрастного периода. Усвоение звуковой стороны речи происходит с того момента, когда язык начинает служить малышу средством общения. Это и понимание обращенных к ребенку фраз («пойдем кушать», «пойдем гулять» и т.д.), и его первые самостоятельные слова («мама», «папа», «дай»).
Формирование правильного произношения способствует особая восприимчивость
ребенка к речи, его стремление четко выговаривать звуки.
Большую роль при работе с детьми 2-3 лет играют игровые упражнения на вызывание звуков (что надо сказать врачу, когда он осматривает твое горлышко, - «а – а – а»; как гудит паровоз? – «у-у-у»), звукоподражательных слов, которые в этом возрасте усложняются за счет включения звуков различной характеристики ( «кря-кря», «хрю - хрю», «му - му» и т.д.).
Надо помнить, что дети подражают взрослому, а не звукам природы, например, мычанию коровы, т.е. имитация, осуществляется опосредованно, через речь, которая должна быть ясной и четкой.
Использование звукоподражательных слов способствует развитию силы голоса (громко, тихо) и артикуляционного аппарата. Одновременно у ребенка обогащается пассивный словарь, который постепенно переходит в активный. Сначала малыш узнает предметы на картинках, но не называет их.
Например: он показывает корову, но может лишь сказать, как она мычит; узнает петушка, но может только воспроизвести, как он кукарекает. В возрасте 2-3 лет пассивный словарь малыша намного больше активного.
Обогащение словаря происходит с расширением и углублением знаний и представлений ребенка об окружающем мире. Этому способствует специально организованная словарная работа.
Использование иллюстрационного материала с объектами, которые дети не могут наблюдать непосредственно (дикие и домашние животные, птицы), также расширяют словарь ребенка. Картина вместе с представлением о предмете несет представление, о слове, так как ее рассматривание всегда сопровождается практическими действиями: словом взрослого, чтение литературного произведения, постановкой вопросов.
Кроме того, сюжетные и предметные картинки дают большие возможности для формирования грамматически правильной речи («котенок маленький, а кошка большая» и т.д.).
Работа с каждой иллюстрацией условно делится на 4 этапа, которые последовательно сменяют друг друга.
1 этап – научить ребенка произносить звукоподражательные слова громко и тихо.
2 этап – вводить в пассивный, а затем в активный словарь ребенка слова, обозначающие животных, птиц и их детенышей, употреблять прилагательные «маленький - большой».
3 этап – научить ребенка различать и называть части предметов (туловище, голова, хвост, рука, лапа и т.д.).
4 этап – приучать слушать художественные произведения (стихотворения, потешки). Учить договаривать слова, фразы. Читать потешки, стихотворения целиком с помощью взрослого.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛОГОПЕДА:
«Роль родителей в воспитании звуковой культуры речи детей»
Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. В 4-5 лет дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым. Поэтому, чем раньше вы научите ребенка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.
Особую значимость вопрос о чистоте речи приобретает с приходом ребенка в школу. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость ученика. Особенно, важное значение имеет правильное чистое произношение звуков и слов в период обучения ребенка грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной. Недостатки произношения, могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы. Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха малыша. Необходимо оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий (включенные на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха своевременно лечить их, и не домашними средствами, а в медицинских учреждениях.
Родители должны беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк. Взрослые должны помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, но не следует форсировать речевое развитие. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно, произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны (например, в 2—3 года учить правильно, произносить шипящие, звук р). Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы вы — взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова.
Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, товарищей, с которыми малыш часто общается. Родителям стоит обратить внимание и на то, что в общении с
ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («бибика», «ляля» и т.д.), сюсюкать. Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительными иди ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных в звуко-слоговом отношении. Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Также нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен. Некоторые недостатки в речи детей, возможно, устранить только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков устранить легко, и доступно и родителям. В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения.
Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. Дети справляются с этими заданиями, но допускают речевые ошибки. В этом случае не следует перебивать ребенка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец. Очень часто дети задают нам разные вопросы. Иногда на них трудно найти правильный ответ. Но уклоняться от вопросов ребенка нельзя. В этом случае можно пообещать дать ответ, когда ребенок поест (погуляет, выполнит какое-либо задание и т. п.), взрослый же за это время подготовится к рассказу. Тогда малыш получит правильную информацию, увидит в лице взрослого интересного для себя собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним.
В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.
Воспитывать звуковую речь у ребенка нужно постоянно - в детском саду, дома. Во время игр, прогулок по парку разговаривайте с малышом, обращайте внимание на интересные детали, например, цвет листьев и растений, считайте птиц, рассматривайте цветы. Игры и стихи, упражнения, которые вы можете также использовать дома. Они служат для выработки правильного произношения, помогают размышлять над звуковым, смысловым, грамматическим содержанием слова.
Без комплексного подхода формирование правильно поставленной речи невозможно. В этом должны участвовать как родители, так и педагоги дошкольных учреждений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультативно - методическая работа с педагогами " Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста ".
Консультация для педагогов " Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста ". Основные этапы и направления работы по развитию речи дошкольников....
Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
Консультация...
Консультация для родителей "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей...
Консультация для воспитателей "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"
В работе предложены задачи и работа воспитателя по воспитанию звуковой культуты речи для каждой возрастной группы детей дошкольного возраста. Описана практическая часть, а именно игры, которые м...
Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
Развитие речи...
Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
Культура речи - это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми звуковыми средствами (в том числе ...
Консультация для родителей «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
Какой будет речь дошкольника, в большой степени зависит от внимательного отношения взрослых к этому вопросу. Культуру речи необходимо воспитывать....