Развитие познавательных процессов в дошкольном детстве.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
1. Восприятие
А) Сенсорные эталоны (цвет, расположение, время). В дошкольном возрасте «предметные эталоны» преобразуются -предмет-эталон – носитель свойства отдаляется и эталоном становится абстрагированное свойство.
Б) Перцептивные действия (совершенствуется действие идентификации; развивается действие отнесение к эталону; моделирующее действие восприятия)
2. Память – доминирующий процесс
- интенсивно развивается образная память
- логическая память почти не представлена
- память принимает произвольность (небольшое значение), в основном используется непроизвольная память
3. Внимание.
- значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость (дошкольник уже может действовать с 2-3 предметами.
- складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов
Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Первоначально - это внешние средства, указательный жест, слово взрослого);
- внимание становится опосредованным(развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели);
- появляются элементы послепроизвольного внимания (развитие послепроизвольного внимания происходит через становление произвольного, оно также связано с привычкой прилагать волевые усилия для достижения цели).
4. Воображение.
На протяжении дошкольного возраста в существенной связи с развитием воображения активно развивается способность видеть целое раньше частей. Воображение — важнейшее психическое новообразование дошкольного детства, и его становление образует ключевой вектор психического развития ребенка.
Действия «понарошку», «как будто» рассматриваются как начальная форма воображения у двух-трехлетнего ребенка. Воображение опирается на реальный опыт ребенка, на реальные предметы и действия, но допускает легкий отлет от действительности. Оно максимально разворачивается в сюжетно-ролевой игре: условные функции предметов, символическое значение действий, «воображаемая ситуация», образ роли.
По функции различают воображение познавательное и аффективное. Познавательное воображение помогает создать целостный образ события или явления, достроить схему или картину. Аффективное воображение выполняет функцию защиты Я путем проигрывания негативных переживаний или создания воображаемых компенсаторных ситуаций (представления себя великаном, победителем и т.п.).
5. Мышление. Сенситивный период для развития наглядно – образного мышления.
Мышление имеет 3 стороны:1) мыслительные действия, операции; 2) развитие обобщений по Выготскому; 3) формирование знаковой функции сознания.
1) Формы мышления
- К началу дошкольного возраста хорошо развито наглядно-действенное мышление.
- На основе этого складывается наглядно-образное мышление (к концу дошкольного возраста оно хорошо развито).
- Формируется особая переходная форма мышления – наглядно-схематическая.
- Дошкольный возраст является точкой отсчета в формировании словесно-логического мышления, так как ребенок начинает использовать речь для решения самых разных задач.
- Первыми мыслительными операциями ребенка можно назвать восприятие им происходящих событий и явлений, а также его правильную реакцию на них.
2) Основная форма обобщений – комплексы (обобщает по объективным признакам, но не существенным).
- К концу дошкольного возраста появляются псевдопонятия (переход от комплексов к истинным понятиям).
- Появляются функциональные понятия (потенциальные) – обобщение на основе осознанного ребенком признака.
- Навыки анализа у него элементарные, в содержание обобщений и понятий входят лишь внешние и часто вовсе не существенные признаки. («бабочка — птица, потому что летает, а курица — это не птица, потому что летать не может»).
3) Знаковая функция хорошо развивается в игре и обеспечивает переход к логическому мышлению.
С развитием мышления неразрывно связано и развитие речи у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.docx | 16.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательных процессов в дошкольном детстве.
1. Восприятие
А) Сенсорные эталоны (цвет, расположение, время). В дошкольном возрасте «предметные эталоны» преобразуются -предмет-эталон – носитель свойства отдаляется и эталоном становится абстрагированное свойство.
Б) Перцептивные действия (совершенствуется действие идентификации; развивается действие отнесение к эталону; моделирующее действие восприятия)
2. Память – доминирующий процесс
- интенсивно развивается образная память
- логическая память почти не представлена
- память принимает произвольность (небольшое значение), в основном используется непроизвольная память
3. Внимание.
- значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость (дошкольник уже может действовать с 2-3 предметами.
- складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов
Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Первоначально - это внешние средства, указательный жест, слово взрослого);
- внимание становится опосредованным(развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели);
- появляются элементы послепроизвольного внимания (развитие послепроизвольного внимания происходит через становление произвольного, оно также связано с привычкой прилагать волевые усилия для достижения цели).
4. Воображение.
На протяжении дошкольного возраста в существенной связи с развитием воображения активно развивается способность видеть целое раньше частей. Воображение — важнейшее психическое новообразование дошкольного детства, и его становление образует ключевой вектор психического развития ребенка.
Действия «понарошку», «как будто» рассматриваются как начальная форма воображения у двух-трехлетнего ребенка. Воображение опирается на реальный опыт ребенка, на реальные предметы и действия, но допускает легкий отлет от действительности. Оно максимально разворачивается в сюжетно-ролевой игре: условные функции предметов, символическое значение действий, «воображаемая ситуация», образ роли.
По функции различают воображение познавательное и аффективное. Познавательное воображение помогает создать целостный образ события или явления, достроить схему или картину. Аффективное воображение выполняет функцию защиты Я путем проигрывания негативных переживаний или создания воображаемых компенсаторных ситуаций (представления себя великаном, победителем и т.п.).
5. Мышление. Сенситивный период для развития наглядно – образного мышления.
Мышление имеет 3 стороны:1) мыслительные действия, операции; 2) развитие обобщений по Выготскому; 3) формирование знаковой функции сознания.
1) Формы мышления
- К началу дошкольного возраста хорошо развито наглядно-действенное мышление.
- На основе этого складывается наглядно-образное мышление (к концу дошкольного возраста оно хорошо развито).
- Формируется особая переходная форма мышления – наглядно-схематическая.
- Дошкольный возраст является точкой отсчета в формировании словесно-логического мышления, так как ребенок начинает использовать речь для решения самых разных задач.
- Первыми мыслительными операциями ребенка можно назвать восприятие им происходящих событий и явлений, а также его правильную реакцию на них.
2) Основная форма обобщений – комплексы (обобщает по объективным признакам, но не существенным).
- К концу дошкольного возраста появляются псевдопонятия (переход от комплексов к истинным понятиям).
- Появляются функциональные понятия (потенциальные) – обобщение на основе осознанного ребенком признака.
- Навыки анализа у него элементарные, в содержание обобщений и понятий входят лишь внешние и часто вовсе не существенные признаки. («бабочка — птица, потому что летает, а курица — это не птица, потому что летать не может»).
3) Знаковая функция хорошо развивается в игре и обеспечивает переход к логическому мышлению.
С развитием мышления неразрывно связано и развитие речи у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.1. Развитие памяти. Непроизвольная память и условия ее развития. В младшем и среднем дошкольном возрасте у ребенка преобладает непроизв...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА 1.Ф.И.О. психолога...
Методическая разработка «Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста через игры с песком»
В данной работе содержится теоретическое и практическое описание реализации инновационной практики по использованию пескотерапии в работе с детьми дошкольного возраста в целях развития познавательных ...
Статья "Влияние мультимедийных средств на развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста"
Влияние мультимедийных средств на развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста - это актуальная задача...
Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста
Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста является актуальным в системе образования, так как приоритетом на сегодняшний день является осмысленная деятельность детей, в которой они с...
"Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста через дидактические игры"
Методическая разработка "«Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста через игры с песком»"...
Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий
Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий...