Консультация для родителей "Пищевая избирательность или нарушение пищевого поведения"
консультация

Воробьева Ольга Александровна

Что означает проблема избирательности в пище?

          Начнем с определения. AFRID – нарушение пищевого поведения у ребенка, когда ребенок избирательно питается, то есть совсем не употребляет некоторые виды пищи. Заметьте, если ребенок ест все, кроме 3 – 4 определенных продуктов это не является нарушением пищевого поведения.

          Проблема чрезмерной избирательности в пище у детей чаще всего приводит к серьезной ограниченности рациона, ребенок может отказываться от еды, есть только некоторые и/или строго определенные виды продуктов, соблюдать всевозможные ритуалы, связанные с самой едой и приемами пищи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_pishchevaya_izbiratelnost.docx17.77 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Пищевая избирательность или нарушения

пищевого поведения»

Материал подготовил:

педагог-психолог

Воробьева О.А.

Любое поведение служит определенной цели.

У него есть функция и причина.

Все виды поведения что-то сообщают.

 

Поговорим сегодня о пищевом поведении детей.

 

Что означает проблема избирательности в пище?

          Начнем с определения. AFRID – нарушение пищевого поведения у ребенка, когда ребенок избирательно питается, то есть совсем не употребляет некоторые виды пищи. Заметьте, если ребенок ест все, кроме 3 – 4 определенных продуктов это не является нарушением пищевого поведения.

          Проблема чрезмерной избирательности в пище у детей чаще всего приводит к серьезной ограниченности рациона, ребенок может отказываться от еды, есть только некоторые и/или строго определенные виды продуктов, соблюдать всевозможные ритуалы, связанные с самой едой и приемами пищи.

          Избирательность в пище и ограниченный пищевой рацион – частая проблема у детей с аутизмом и РАС, но встречается не только у них, но и у многих современных детей. От 10-30% родителей обычных детей и от 50-70% родителей детей с аутизмом сообщают, что у их детей есть проблемы с расширением рациона и использованием некоторых продуктов.

         Для решения проблемы расширения пищевого рациона необходимо посмотреть на нее с нескольких сторон одномоментно.

        Данная проблема может иметь медицинское, поведенческое, сенсорное или рефлекторное основание. Далее поговорим о каждом из этих оснований отдельно.

С чего начинать? Начинать необходимо с медицины!

 

Избирательное пищевое поведение с точки зрения медицины.

В первую очередь, необходимо исключить медицинские проблемы. В большинстве случаев, когда избирательность в еде носит явно болезненный характер и мешает ребенку нормально существовать в обществе, необходимо комплексное сопровождение пациента, включающее наблюдение невролога (а в некоторых случаях и психиатра, если проблема носит явно психиатрической характер, например депрессия или ОКР), гастроэнтеролога, диетолога и других врачей, которые смогут исключить соматические заболевания, касающиеся проблем пищеварения, ведущие к появлению избирательности, а иногда аллерголога.

 

Избирательное пищевое поведение с точки АВА терапии.

Если с медицинской стороны нет никаких причин для такого поведения идем к следующим специалистам, а именно аналитикам работающим в поведенческом подходе. В этом случае, родителей попросят заполнить формы ДПП во время процедуры приема пищи и проводят анализ пищевого поведения, предшествующих факторов и последствий.

            Если специалист выявит, что данная проблема является исключительно поведенческой, он порекомендует методы, которые максимально эффективны при работе с поведением. В случае избирательного питания, могут быть предложены следующие стратегии работы с ребенком:

- положительное подкрепление - после того как ребенок попробует кусочек непривычной или нелюбимой пищи предоставлять ему: похвалу, лакомство, доступ к любимым игрушкам или занятиям;

- гашение, метод к которому часто прибегают в подобных случаях. В эту стратегию входит намеренное игнорирование нежелательного поведения ребенка во время приема пищи (истерики, уход из-за стола, расшвыривание пищи) и предоставление позитивного внимания в ситуации, когда ребенок ведет себя как следует, спокойно ест то, что предлагают. В некоторых случаях ребенку не разрешают вставать из-за стола, чтобы он не имел возможности избежать самой процедуры приема пищи;

- снижение интенсивности стимула – смешивание любимой пищи и новой, или неприятной, сочетание небольшой порции нового продукта и большого количества любимой пищи (например, 10% нового и 90% любимого).

Если поведенческий специалист не может определить данную проблему как поведенческую, то следующий специалист, которому необходимо обратиться это сенсорный терапевт или эрготерапевт.

 

Избирательное пищевое поведение с точки зрения сенсорной терапии.

 

          Специалисты, работающие в рамках терапии сенсорной интеграции или сенсорного подхода это эрготерапевты либо терапевты СИ. Работа в данном направлении затрагивает большое количество сенсорных дефицитов ребенка. Сенсорное развитие на таких занятиях сочетается с моторно-двигательной активностью и нагрузкой, которая способствует облегчению обработки сенсорного стимула. Сенсорный терапевт анализирует, что именно мешает ребенку полноценно питаться: проприоцептивные, тактильные или иные проблемы вызванные нарушением обработки сенсорной информации. Прежде всего, специалист должен определить, что ребенок точно будет кушать, а что даже не станет пробовать. Какие вопросы решает сенсорный терапевт: избирательность текстуры пищи, температурная избирательность (ребенок ест только горячую или только холодную пищу), ребенок набивает полный рот еды и долго держит ее во рту, ребенок не жует и др. Таким образом, сенсорный терапевт или эготерапевт обучают родителей принимать в расчет сенсорное воздействие самой пищи на ребенка. В эту же категорию, чаще всего относят и проблемы самостоятельного приема пищи ребенком.           Неумение удерживать ложку и вилку, пить из кружки, употреблять жидкую пищу. Также пищевая избирательность может быть связанна с низким тонусом мышц и неумением ребенка откусывать передними зубами или жевать на задних зубах.

В рамках данного подхода используются игры на развитие глубокой чувствительности ротовой полости, иногда используются игры с продуктами. Если проблема в текстуре пищи, то будет рекомендовано вводить новые продукты и, соответственно, новые вкусы в пюреобразной форме, избегать смешанных блюд.

 

Избирательное пищевое поведение с точки зрения интеграции детских базовых рефлексов.

 

         И еще один специалист, который может быть включен в работу с детьми, имеющими нарушения пищевого поведения - это специалист, занимающийся интеграцией детских базовых рефлексов (MNRI, БТРД, ТРД и др. методы). Какие трудности могут вызвать не интегрированные детские базовые рефлексы?

Разберем на примере ладонно-ротового рефлекса Бабкина.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина. При надавливании большим пальцем на ладонь младенца, он поворачивает голову в сторону этой руки и открывает рот. В норме этот рефлекс появляется сразу после рождения и исчезает (интегрируется) примерно в 3-4 месяца. Отсутствие рефлекса в возрасте 0-4 месяцев говорит о поражении центральной̆ нервной̆ системы ребёнка и требует тщательного обследования у невролога. Патологией̆ также является сохранение рефлекса не только на первом году жизни, но и в более старшем возрасте. Так, признаками не интегрированного рефлекса Бабкина могут быть такие нарушения у ребёнка, как:

- Синкинезии рук и рта, когда ребенок, например, при письме открывает рот и двигает языком;

- Речевые нарушения, например, дизартрия;

- Постоянно открытый̆ рот;

- Сосание пальца;

- Обильное слюноотделение;

- Слабое развитие мышц в рото-лицевой области;

- Слабое развитие координации «рука-рот», влияющих на функции еды;

- Сложности с завязыванием шнурков и застёгиванием пуговиц.

 

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что каждый случай уникален и в нем необходимо разбираться. Нет универсальной методики или средства, подходящего для всех детей. Всегда необходимо искать причину поведения и лишь на основании ее анализа выстраивать программу коррекции, абилитации и развития.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушение пищевого поведения у дошкольников

        Вопрос касается  психологических проблем питания у детей дошкольного возраста. Часто родители, дети которых страдают нарушением пищевого поведения, не могут пра...

Рекомендации по профилактике и коррекции нарушений пищевого поведения у детей.

Рекомендации воспитателя Как правильно приучить ребенка кушать, если ребенок отказывается от еды в ДОУ....

Нарушенное пищевое поведение ребёнка.

По последним данным средний возраст детских заболеваний анорексией и булемией снизился до 8 лет. 10 лет назад этот "переломный" период приходился на 14 лет и его связывали с подростковым кризисом...

Рекомендации по профилактике и коррекции нарушений пищевого поведения у детей

Основные советы родителям во время карантина по организации питания дошкольников....

Нарушения пищевого поведения детей – неправильное развитие речи.

Нарушение пищевого поведения может способствовать неправильному формированию речевого аппарата и развитию речи.Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке. ...

Нарушение пищевого поведения у дошкольников. Причины и способы решения проблемы.

Нарушение пищевого поведения у дошкольников. Причины и способы решения проблемы....

Психология еды. Нарушения пищевого поведения у детей.

нарушение пищегого поведения у детей и влияние его на полноценное развитие ребенка...