Развитие игровой деятельности у ребенка с ОВЗ
консультация (младшая группа)

Чернуха Евгения Александровна

Игра – один из самых доступных детям видов деятельности, который может эффективно использоваться взрослыми в целях воспитания и обучения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА  ИРКУТСКА  

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ КОМИТЕТА  ПО СОЦИАЛЬНОЙ   ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное

 учреждение города Иркутска детский сад № 77

664043  г. Иркутск, бульвар Рябикова, 4 б. Е-mail:sad_karlson_77@mail.ru                        Тел.: 8(3952) 300-068

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Игровая деятельность ребенка с ОВЗ,  роль взрослых в ее организации»

  Подготовила: учитель-логопед

Чернуха Е.А.

Иркутск, 2020 г.

Игра – один из самых доступных детям видов деятельности, который может эффективно использоваться взрослыми в целях воспитания и обучения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.

Игра формирует личность ребенка. Маленький ребенок – это деятель, и деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, вещах и явлениях приходят к ребенку через движения его глаз, языка, рук, через перемещение в пространстве, через взаимодействие с игрушками. Чем более разнообразная информация поступает в его мозг, тем интенсивнее протекает его интеллектуальное и психическое развитие. Развитость движений – один из показателей правильного нервно - психического развития. В игре не только выражаются наклонность ребенка и сила его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей, а, следовательно, и на будущую судьбу.

В игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становится ребенок, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование его поведения, взаимоотношений с другими детьми, на воспитание активной позиции.

Для обучения через игру созданы подвижные и дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом, познают свои физические возможности. Использование подвижных игр создает условия для того, чтобы ребенок научился владеть своим телом. Кроме того, подвижная игра – источник радости, одно из лучших средств общения взрослого с ребенком.

В сюжетно-ролевой игре ребенок учится взаимодействию со сверстниками, самостоятельности. Этот вид игры способствует развитию речи и воображения ребенка. Включение в игру различных персонажей развивает детскую фантазию, способствует формированию речи. Также нельзя недооценивать позитивное влияние музыкальных игр, которые способствуют не только эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей детей с ОВЗ, но и помогают формированию речевых и дыхательных, а также двигательных навыков, слухового восприятия и внимания.

Детям с ограниченными возможностями здоровья очень полезны игры с водой, песком и другими природными материалами, так как такие действия не только привлекают многих из них, но и развивают тактильные ощущения, способствуют снятию напряжения. Особое значение имеют дидактические и развивающие игры, направленные на коррекцию и развитие основных высших психических функций ребенка (речи, мыслительной деятельности, восприятия, внимания, памяти, воображения).

К развивающим играм с ребенком с ОВЗ не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению каких-либо недостатков. Игра – интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребенка. Она дарит малышу первые победы, которые запомнятся на всю жизнь.

Несмотря на значительную степень индивидуализации, организация игры для детей с ограниченными возможностями требует от родителей, знания определенных общих принципов, закономерностей и правил. Еще до начала организации игровой деятельности детей с особыми потребностями необходимо знать

Уровень развития вашего ребенка:

- Что умеет ваш ребенок, и какие игры ему нравятся?

- Какие проблемы есть у ребенка?

- Что ему пока не удается?

- Что получается хорошо?

- На какие навыки можно опереться?

- В чем проявляется повышенный интерес ребенка, что ему больше нравится, что вызывает положительные эмоции?

- Объем внимания ребенка.

- Качество речи, объем лексики, тяга к общению.

- Состояние эмоционально-волевой сферы.

Состояние ребенка перед игрой:

- Какое общее физическое состояние?

- Степень возбуждения ребенка.

- Способность сконцентрироваться на игре.

- Общее настроение перед игрой.

Цель игры для детей с ОВЗ:

- Предоставить определенный объем знаний, умений и навыков.

- Отвлекать от негативных раздражителей.

- Занять свободное время и т. д.

Если нам уже известен уровень развития ребенка, его состояние перед игройи с какой целью мы проводим игру,то следует перейти к практическим действиям и поставить себе такие вопросы: Где? Когда? С чем? С кем?

То есть определить:

- Место, где будет играть ребенок (где)

- Время, когда будет организовываться игра (когда)

- Материалы (игрушки, которые нужны для игры (с чем)

- Кто будет играть с ребенком, определить его партнеров по игре (с кем).

Место, где будет играть ребенок, должно соответствовать характеру игры, ее целям, быть соответственно оборудовано и безопасно. Чаще всего игра организуется в комнате ребенка, в его уголке или на дворе, на детской площадке. Вполне понятно, что в комнате игры детей с ограниченными возможностями будут более спокойными, а на дворе — подвижными. Но в каждом отдельном случае место для игры должно быть подготовленным.

Для этого необходимо:

- Обеспечить его гигиену;

- Сделать его, по возможности, просторным;

- Изъять ненужные предметы;

- Провести подготовку к конкретной игре: принести необходимые игрушки, вещи, расположить их так, как требует игра;

- Принять меры, убедиться в исправности игрушек и оборудования.

Если игру планируем проводить на свежем воздухе,то в таком случае следует исключить:

- Возможность попадания в зону игры транспортных средств, бродячих животных, острых предметов, других вредных факторов.

Игра занимает большую часть жизни дошкольника, а поэтому обучение ребенка не может проходить вне игры. Любая детская игра – тихая или подвижная, групповая или индивидуальная, сюжетно-ролевая или словесная – может стать развивающей, если взрослый определит, какие способности и навыки ребенка она может развить и усовершенствовать, а также дополнительно обогатит ее дидактическими элементами, которые помогут эти навыки закрепить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

На вопрос «В школе учатся, а что делают в детском саду?» любой ребёнок искренне удивится. «Как же вы, взрослые, не знаете, ведь там играют!»Действительно, играют! Должны играть. И не секрет, что в сов...

Презентация к занятию по развитию речи (младшая группа) по теме: Совместная деятельность по развитию игровой деятельности детей раннего возраста. "В гостях у бабушки".

Презентация к занятию по развитию речи (младшая группа) по теме: Совместная деятельность по развитию игровой деятельности детей раннего возраста. "В гостях у бабушки"....

Программа коррекционно-развивающей работы «Развитие социальных и коммуникативных компетенций ребенка 3-4 лет с задержкой психического развития через развитие игровой деятельности»

Коррекционно-развивающая программа направлена на психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста, коррекцию развития детей с ...

Развитие игровой деятельности как средство социализации ребенка среднего дошкольного возраста.

laquo;Дошкольный возраст – важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется  развитие образных форм познания действительности: восприятия, образного мышления, воображения. Появляе...

Развитие игровой деятельности у ребенка до 3-х лет

В течение всего дошкольного детства игра составляет важное условие развития психики и личности ребенка. От того, как взрослый организует, этот первый вид деятельности ребенка зависит успешн...

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Раздел: Развитие игровой деятельности Конспект образовательной деятельности Тема: «В гости к Хозяюшке»

Цель:  создание радостного настроения у детейЗадачи:Развивать коммуникативные способностиЗакрепить знания детей о домашних животных и птицах. ...

Выступление на Педагогическом Совете на тему «Развитие игровой деятельности, как основы социального развития ребенка в условиях ФГОС ДО»

В презентации отражается развитие игровой деятельности, как основы социальногго развития ребенка в условиях ФГОС ДО....