Консультация для родителей "Решение проблемных ситуаций"
консультация
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_reshenie_problemnyh_situatsiy_2.docx | 25.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Проблемные ситуации и их решение»
Ситуация 1.
Мама девочки спрашивает воспитателя:
Почему моя дочь не хочет играть одна? Если ее занимают взрослые, она часами увлечена игрой. Стоит лишь ее оставить одну, игра тотчас прекращается. А ведь у нее имеются все условия для разнообразных игр: специальный уголок, много разнообразных игрушек. Как приучить ребенка играть самостоятельно?
В чем причина нежелания и неумения ребенка играть самостоятельно? Как научить ребенка играть одному? Хорошо ли, что у ребенка, как говорит мать, много разнообразных игрушек?
Если ребенка всегда забавляли взрослые, не побуждали его к самостоятельным действиям, не учили играть, то у него возникает пассивное, созерцательное отношение к игре: он чаще наблюдает за действиями других, но сам в игру не включается. Недопустима передозировка игрушками: когда их слишком много, они рассеивают внимание, ребенок то за одну берется, то за другую.
Как приучить малыша играть одному?
Прежде всего следует подобрать такие игрушки и игры, которые рас полагали бы ребенка к такой игре. Это могут быть кубики, куклы, матрешки, разнообразные пирамидки. Когда малыш возрастет, можно дать ему конструктор, мозаику, настольный строитель. Но это еще не все. Сами по себе игрушки ничего не значат, если ребенок не знает, как играть с ними. Надо их обыгрывать вместе с ребенком, подсказывая и показывая действия с ними. Особенно это важно для самых маленьких, так как они не имеют еще достаточного опыта, чтобы, опираясь на него, развернуть игру.
Ситуация 2.
Игра закончена. Как не хочется после себя убирать игрушки! Каждый раз четырехлетняя Машенька чуть ли не со слезами приводит в порядок свое игровое хозяйство.
Ну-ка, кто быстрее наведет у себя порядок — ты или я? — предлагает мама своей малышке. — Ты соберешь свои игрушки, а я пока вымою тарелки и уберу со стола. Только чур! чтобы все было как следует, аккуратно.
Этот прием не раз выручал, и дело обходилось без капризов. В следующий раз изобретательная мама поступает так:
Пора собираться гулять. Все игрушки — по местам! Кукла Наташа, посмотри, как Машенька станет наводить у себя порядок, а потом расскажешь мне: аккуратная ли наша Машенька?
Мама наклоняется к кукле и что-то ей шепчет на ухо.
— Что ты сказала ей? Что? Скажи мне! не терпится узнать малышке.
- Не скажу. Это наш с Наташей секрет. Узнаешь после того, как уберешь игрушки. Правда, Наташенька, после скажем?
Кукла Наташа кивает головой и водворяется на самое видное место: она «смотрит», как убирается ее маленькая хозяйка. Мама уходит из комнаты. Девочка спешит, и строитель уложен в ящик небрежно, так, что крышка не задвигается. «Может быть, ее можно не задвигать, а положить сверху?»
думает девочка. Оглядывается на куклу.— «Но, видимо, этого делать нельзя:
кукла Наташа так укоризненно смотрит!»
Наконец, все в порядке. Мама входит в комнату, берет куклу на руки. Девочка видит, как они о чем-то «шепчутся». А потом мама говорит ей:
— Моя дочка — аккуратная девочка. Она молодец: всегда хорошо убирает свои игрушки. Правда, Наташа? кукла кивает малышке в знак согласия.
А теперь скажи секрет! просит девочка.
Мама и кукла Наташа о чем-то таинственно шепчутся.
— Сказать Машеньке? (Кукла согласно кивает.) Наташа по секрету мне сказала: «Очень люблю Машу: она аккуратная, любит свои игрушки, хорошо за ними ухаживает».
Девочка довольна, с хорошим настроением отправляется гулять.
Как вы думаете, почему приемы, используемые матерью, оказались столь эффективны? Почему ребенок не только не ослушался мать, но и с хорошим настроением отправляется гулять? Как вам удается заставить ребенка убирать после себя игрушки? Почему так важно, чтобы ребенок всегда убирал за собой игрушки? Какое это имеет значение?
Даже совсем маленькие дети должны убирать игрушки. С этого начинается воспитание аккуратности, любви к порядку, бережного обращения с игрушками, вещами, маленькие дети хороню откликаются на игровые приемы, и все, что связано с игрой, им близко и понятно, радует и увлекает их. Вот почему благодаря игровому подходу взрослые легко добиваются от детей выполнения распоряжения. Эти приемы особенно оправданы по отношению к самым маленьким. С возрастом ребенка такой игровой прием сам по себе отпадает, зато остается привычка убирать за собой вещи.
Ситуация 3.
Девочка одета нарядно: пышное, в горошек платье, прозрачный бант в волосах, блестящие туфли - все совсем-совсем новое. А это, конечно, очень приятно, в особенности, когда видишь, что на тебя с восхищением смотрят такие же, как ты, девочки!
Держась за мамину руку, она не шла, а парила над землей. Остановившись в сквере возле одной из скамеек, мама расстелила на скамью газету, усадила на нее дочь.
Девочка сидит чинно, с достоинством, помня мамин наказ не помять и не испачкать новое платье. Это нетрудно и, пожалуй, даже приятно: она пред мет всеобщего внимания. Но нелегко усидеть, когда видишь, что на тебя уже никто не обращает внимание, и очень хочется играть. Девочка сначала прыгает на одной ножке, а затем хочет присоединиться к играющим. 1- мамино «нельзя, испачкаешь платье» предотвращает ее намерения.
Она долго стоит возле мамы. Затем пытается играть в классики. Но снова:
- Лиля, не бери руками камешки, они пыльные. Потом возьмешься за платье и испачкаешь его.
Девочка снова возле мамы. Снова с тоской смотрит на бегающую, играющую, Прыгающую детвору. Затем опять не выдерживает и с робкой надеждой просит:
- Можно в песок поиграю?
- Да ты что!— взрывается мама.- Не понимаешь разве, что новое платье испачкаешь? Лиля страдает от скуки. Ох уж это новое платье! Оно сейчас почти ненавистно ей! Она присаживается на корточки и начинает чертить пальцем по песку.
- Ты опять за свое! - негодует мама.
- Встань сейчас же!
Знала бы - ни за что не надела это платье!
«Нельзя», «не ходи», «осторожнее - испачкаешься» то и дело останавливают жаждущего действий ребенка. Из-за нового платья девочка не может играть, просится домой. На обратном пути она уже не замечала восторженных взглядов ее сверстниц. Ей хотелось надеть старенькое, простенькое платье, в котором можно играть в песок, в классики, в мяч с такими же, как она, девочками.
Какие выводы можно сделать на основании описанного? Удовлетворяет ли ребенка подобная прогулка и почему? Как надо одевать детей в разные сезоны года?
Одевать ребенка - значит учитывать предстоящую деятельность и те условия, где он будет находиться. Нарядный костюм не следует надевать на прогулку, ребенок захочет поиграть, побегать, а если оп лишен этой возможности, то прогулка не в радость, не приносит пользы. Одежда для каждого дня должна быть теплой, легкой, удобной, не стеснять движений.
Ситуация 4.
На участке детский гомон. Новенький (мальчику 5 лет), впервые
попавший в детсадовский ребячий коллектив, с любопытством всматривается в играющую детвору. Одни подвозят песок, другие грузят его в машины, третьи строят песочный город.
- Тебе тоже, наверное, хочется поиграть вместе с ними? - обращается к нему воспитатель. Тот удивленно смотрит на педагога и равнодушно отвечает:
- Не-е-е... Я их сейчас расстреляю!
Он ловко вскидывает игрушечный автомат, принесенный из дома, и целится в сторону играющих.
За что же ты их хочешь расстрелять? снова с вопросом обращается к мальчику педагог.
А так, ни за что... Я разбойник! Сейчас сделаю налет на них! В голосе недружелюбные нотки. Откуда это у маленького человека?
- Ему бы только стрелять да в войну играть, другие игры его не интересуют,— говорит мать, обращаясь к воспитателю.
Для таких игр у него, кажется, нет недостатка в игрушках,— заметил воспитатель, имея в виду саблю, пистолет с пистонами, самодельный щит, лежащие в хозяйственной сумке матери.
Да, конечно, - соглашается мать, - он требует, приходится покупать. Боевой растет, уж слишком даже.
А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к спокойным играм, на пример...
- А зачем? - недоумевает женщина.— Пусть играет во что хочет. Хоть в Соловья-разбойника! Какое это имеет значение!
Какое, по вашему мнению, имеет значение в нравственном становлении личности содержание игр и те роли, которые в них берет на себя ребенок? Понаблюдайте за играми вашего ребенка: какое содержание преобладает в них? В чем, по вашему мнению, воспитательное значение игр?
Игра - своеобразная школа чувств ребенка. Взятая роль захватывает его, воздействует на чувства. Вживаясь в роль, он соответственно ведет себя: про являет доброту, внимание, ласку, чуткость, вежливость или жестокость, грубость и т. п. Поэтому важно, чтобы ребенок брал на себя положительные роли, приобретая нравственный опыт. Игра должна будить в ребенке добрые чувства. Только в этом случае она оказывает благотворное влияние. Н. К. Крупская говорила, что есть игры, вырабатывающие жестокость, грубость, разжигающие национальную ненависть, плохо действующие на нервную систему, вызывающие азарт, тщеславие. И есть игры, укрепляющие волю, Воспитывающие чувство справедливости, умение помогать в беде и т. п.
В игре ребенок поставлен перед необходимостью соблюдать правила игры, подчиняя личное коллективу. Если надо, то и умерять свое нетерпение, быть подтянутым, дисциплинированным. В игре, как ни в какой другой деятельности, раскрываются черты личности ребенка. Для дошкольников игры имеют исключительное значение: игра для них и учеба, и труд. Надежда Константиновна Крупская считала, что те дети, которые умеют играть, и в школе будут дисциплинированными.
Ситуация 5.
Кто быстрее добежит до той дорожки? Ну, кто? предлагает кто-то из ребятишек. И вот пятеро спортсменов (5- 6 лет) становятся на старт. Состязание начинается.
Шустрая девочка с косичками всегда у финиша первая. Видно, не зря она затеяла эту игру: приятно показать, что ты умеешь!
А кто дальше может прыгать через веревочку па одной ножке?
- А теперь давайте попадем мячом в дерево.
Сыплются предложения одно за другим. Одно соревнование сменяется
другим...
Пустые ли это забавы для ребенка, или они содержат определенную педагогическую ценность? Какие побудительные мотивы детей лежат в основе этих игр? В каких навыках упражняются дети в предложенных ими играх?
Это далеко не пустые забавы, в них проявляется детское стремление к самоутверждению: «я быстрее бегаю», «а я ловчее прыгаю на одной ножке», «я метко бросаю» и т. п. Каждый что-то может лучше, чем другой, каждый в чем-то ловчее. Показать свои умения — значит получить признания сверстников. Это не только приятно, но и жизненно необходимо: интересно жить в среде сверстников, если ты принят коллективом как равный, если ценят твои умения.
Указанные игры содержат элемент соревнования, в них дети учатся действовать сообща, подчиняться правилам, упражняются в быстроте, ловкости, умении ориентироваться во времени и в пространстве.
Ситуация 6.
Машенька на прогулке набрала мелких камешков, заполнив ими карманы. Решила, что дома будет ими играть.
Мама заметила оттопыренные карманы Машенькиного пальто.
Что это? Зачем в дом несешь всякий мусор? да и карманы порвешь. Только и убирай за тобой!
Это камешки... красивые... Я ими играть буду.
Выбрасывай сейчас же! настаивает мама, и ... камешки летят в разные стороны.
Девочка плачет: жалко расставаться с таким сокровищем, да и не хочется отстать от подружки Марины.
- Посмотри, что у меня есть,- каждый раз с восторгом показывает она Машеньке еще какую-нибудь новую находку. И чего только нет у этой девочки: ракушки, прутики, камешки, шишки. дома в уголке для игр есть самоделки из природного материала: человечки из шишек и желудей, кукла из соломы, засушенные цветы и листья и многое другое. Родители помогают ей мастерить игрушки и даже пополняют ее игровое хозяйство интересными находками. Например, сучок, похожий на грача, который нашел папа. А вот целая композиция из яичной скорлупы и пластилина, сделанная для Марины старшей сестрой - школьницей.
Кто поступает правильно - Машенькина мама или родители Марины? Какой педагогический смысл вы видите в сборе природного материала?
Помимо разнообразных игрушек, которые можно купить в магазине, детям необходимы такие, которые можно сделать самим (конечно, не без помощи взрослых), например из природного материала (его тоже интересно собирать, если рядом взрослый). Ребенок, обладая фантазией, мысленно превращает любую находку в желательный образ: листья - в деньги, камешки в сахар, прутики в макароны,.. играя, ребенок непременно творит, фантазирует, создает образы. А детское воображение помогает дополнять действительность.
Ситуация 7.
- Идем домой! говорит мать сыну. Тот будто и не слышит ее, продолжает играть в песок. Мать возмущена.
Я кому сказала! Ты слышишь, что я тебе говорю,- взрывается она.
Мальчик махнул рукой и отвернулся от нее. Выведенная из терпения, мать тащит сына от играющих. Сын, плача и упираясь, едва успевает за почти бегущей мамой.
И другой пример.
Машенька играет в детский сад. Игра в разгаре, а мама зовет ее обедать. Мама строго придерживается установленного режима и потому находит остроумный способ завершить дочкину игру.
-Товарищ воспитатель! Ваши дети хотят кушать. Вы слышите сигнал на обед! - говорит она, постукивая совочком о ведро. - Стройте в пары ребят и пойдемте обедать. Девочка, подхватив игровой тон матери, без скандала подчиняется ей. Отправляясь без капризов домой, малышка «захватила с собой» хорошее настроение, продляя игру, содержание которой обогатилось за счет вмешательства взрослого.
Сравните описанные ситуации и сделайте вывод, почему в одном случае ребенок не слушает мать и покидает игру со слезами, а в другом уходит домой в хорошем настроении. Как вам удается переключить вашего ребенка от игры на другие дела бесконфликтно? (Приведите примеры.)
Как закончить игру? Обычно мы не задумываемся над этим и чаще всего неожиданно для детей прерываем ее развитие.
Ну, поиграли и хватит! Пора обедать, - обычно заявляем мы тоном, не допускающим возражений. И если дети, заигравшись, не слышат» наших распоряжений я не подчиняются нам, то мы горячимся и прибегаем к еще более радикальному приему: берем неслуха за руку и буквально оттаскиваем от играющих. Игра заканчивается конфликтом между взрослым и ребенком и как следствие детскими капризами, слезами, нежеланием есть, спать и т. п.
Ребенку прервать игру трудно: он настолько вживается в роль, что ему не удается по нашему приказанию переключиться от игры на мир реальный, Его мысли, эмоции, воображение всецело во власти игры, и потому мы должны как бы подготовить малыша к переходу для предстоящих новых дел. Старшего дошкольника можно предупредить: Скоро пойдем обедать. Через несколько минут пойдем домой». Дать несколько минут ребенку для доигрывания. И если вы всегда будете поступать так, он привыкнет к этому и станет подчиняться вам. На малышей особенно действует игровой прием, описанный во втором случае.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД "Ссора" с использованием разных видов деятельности: обсуждение проблемной ситуации, поиск путей решения проблемной ситуации, просмотр видеороликов,весёлый танец, элементы психологического тренинга (приветствие, рисование эмоции и др.)
Непосредственная образовательная деятельность. Тема: Ссора Цель: Расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне. Задачи:Расширение и ...
«Создание проблемных ситуаций путем постановки эвристических и проблемных вопросов»
Одним из приемов создания проблемных ситуаций является побуждение детей к сравнению, обобщению выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов. И это закономерно: вс...
Проблемное обучение в ДОУ (картотека проблемных ситуаций)
КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенш...
Консультация для родителей " Проблемные ситуации и их решение"
Консультация для родителей...
Консультация для молодых педагогов по написанию целей, задач, проблемных ситуаций. Конструктор задач для ОД. Примеры: Цели и задачи для ОД. Примерные проблемные ситуации для младшего, среднего и старшего возраста.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24450358","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Консультация для воспитателей «Технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками»
Консультация для воспитателей «Технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками»...