Ребёнок не говорит. Что делать ?
консультация (младшая группа)
В статье , адресованной родителям детей групп раннего и младшего возраста , даётся разъяснение к каким специалистам следует обращаться за помощью при задержке речевого развития .
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ребёнок не говорит . Что делать ?
Консультация для родителей детей групп раннего и младшего дошкольного возраста
Развитие речи начинается с первых дней жизни и проходит несколько этапов :1. крик ( новорожденный )2. Гуление (1-6 месяцев) 3. Лепет ( 6-12 месяцев ) 4 . Первые слова(1 год – 1 год 6 месяцев 5.» Начатки фразовой речи ( 1 год 6 месяцев – 2 года )6. Простая фраза ( 2 года – 2 года 6 месяцев ) 7 .Развёрнутая фраза ( 2 года 6 месяцев – 3 года ). Но часто бывает так – проходит месяц за месяцем , а речи нет . Ребёнок не только не говорит, но и не понимает обращённую речь, смысл простых инструкций .
Проблема задержки речевого развития ребёнка в последние десятилетия встаёт перед родителями многих стран мира . Но это мало утешает каждую отдельную семью столкнувшуюся с этой проблемой . Что делать ? В каждом отдельном случае нужно разбираться . Причины нарушения разные и поэтому обследование ребёнка с задержкой речевого развития комплексное и к нему привлекаются многие специалисты . Ребёнка должен обследовать психиатр для того, чтобы выявить нет ли отклонений в психологическом развитии .Он назначит энцефалограмму, МРТ и другие необходимые исследования .К обследованию слуха привлекается врач- сурдолог, ЛОР –врач. Даже незначительное, минимальное снижение слуха может вызвать задержку речи ребёнка . Состояние неврологического статуса определит невролог . В случае необходимости малыша посмотрит врач –эндокринолог . Состояние речи обследует логопед .Сначала он побеседует с родителями и выяснит:» Как протекала беременность у мамы? «;»Как чувствовал себя малыш ещё до рождения ?»;» Не испытывал ли он кислородного голодания ? « ;» Как протекали роды ? « ; « Какой вид акушерской помощи получила при этом мама ? «Очень часто мать говорит : « Всё было замечательно . Кесарево сечение . «, или « Беременность протекала нормально. Было кратковременное обвитие пуповиной , но затем всё было хорошо «.Эти моменты выявляет не только врач , но и логопед , потому что они могут быть определяющими для выяснения причины нарушения . Затем логопед выяснит особенности раннего речевого и моторного ( двигательного ) развития : когда ребёнок начал держать головку , садиться , переворачиваться на живот ,ползать , ходить ; в каком возрасте появились гуление , лепет ,первые слова. Выявляется характер этой первой речевой продукции . Был ли лепет? . Каким был лепет ? Какими были первые слова ? Это были целые слова , или части слов ( слоги ) ? Всё это важно для постановки правильного диагноза. Выявляются особенности раннего психологического развития .Когда появилась социальная улыбка ? Как ребёнок реагировал на присутствие родителей? Когда появились слова :» мама « , «папа « ? Относилось ли слово « мама « только к матери или к другим членам семьи тоже . Логопед познакомится с ребёнком , выявит уровень понимания речи понаблюдает за его игровой деятельностью , выявит уровень его речевого развития. Психолога следует посетить , если наряду с отсутствием речи есть и другие особенности поведения у ребёнка :
-не смотрит в глаза ;
- не откликается на имя ;
-не выполняет простые инструкции ;
-не взаимодействует с родителями ;
- достаточно активно и как-то нецелесообразно бегает и др .
Психолог проведёт обследование психологических процессов: памяти , внимания, мышления ,оценит общее развитие детей . С ним в некоторых случаях надо начинать занятия перед тем как посещать логопеда.
Логопед –это специалист который может не только выявить задержку в развитии речи , но и с раннего возраста проводить сенсорные занятия , направленные на запуск речи .
Что могут сделать родители для запуска речи у ребёнка ?
- Формируйте указательный жест .
- Учите ребёнка кивать головой как ответ «да» и махать головой как ответ « нет «, махать ручкой «пока-пока «.
- Очень важное умение для речи – научиться соблюдать очерёдность : строить дом из кубиков , заборчик из счётных палочек ; говорите по очереди : говорит папа – пауза – говорит мама.
- Используйте простые и понятные слова .Идёт мышка :»пи-пи» « топ –топ «.
- Говорите эмоционально – интонацию и мимику ребёнок считывает лучше всего .
- Проговаривайте и озвучивайте все действия ребёнка , комментируйте всё что с ним происходит.
- Говорите с ребёнком громко, чётко, медленно , убрав » зашумляющие» слова : « Дай мишку «, а не : «Димочка, подай мне, пожалуйста, маленького плюшевого мишку «.
- Стройте диалог с ребёнком , даже если он ещё не говорит – задавайте вопрос и делайте паузу - смотрите в глаза и отвечайте , как будто говорит ребёнок.
- Читайте , а лучше рассказывайте много раз одни и те же сказки потешки ,стихи .
- Катайте ребёнка на качелях каруселях , гамаке , кресле –качалке . Доказано , что развитие вестибулярного аппарата связано с развитием интеллектуальных способностей
- Говорите с ребёнком нормальным языком , не подстраивайтесь под речь ребёнка : «машина « , а не «би-би « , собака а не « ав- ав» . Если речь всё же не появляется обращайтесь к специалистам как и было сказано ранее .
Одна часть родителей , понимая , что есть проблема старается ребёнка вылечить и надеется только на врачей . Другая часть обращается к логопеду и никак не соглашается на медицинское обследование . Третья часть рассчитывает , что природа своё возьмёт и ребёнок сам заговорит .
Если до 6-летнего возраста родители бездействовали , последствия уже невозможно компенсировать, поскольку пластичность мозга наиболее активна до 6-7 лет .
Если ребёнка привели к логопеду в 2 – 2,5 года , шанс догнать возрастную норму очень высока. А если ребёнка привели в 4-5 лет , то можно только улучшить речь .
Неважно с врача , логопеда , или психолога начнут свой путь родители – главное , чтобы они его начали .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/15/picture-224545-1381851911.jpg)
Консультация для родителей на тему: "Что делать, если Ваш ребёнок не говорит?"
Консультация предназначена для родителей....
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/25/picture-785834-1461608230.jpg)
"Ребёнок не говорит. Что делать?" Буклет. Часть 1. (рекомендации по стимулированию речи)
Достаточно часто к психологу обращаются родители с детьми раннего возраста (и даже старше), имеющими задержку речевого развития. Причины этой задержки могут быть разные: от недоразвития интеллекта до ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/25/picture-785834-1461608230.jpg)
"Ребёнок не говорит. Что делать?" Буклет. Часть 2. (рекомендации по стимулированию речи)
Достаточно часто к психологу обращаются родители с детьми раннего возраста (и старше), имеющими задержку речевого развития. Причины этой задержки могут быть разные: от недоразвития интеллекта до стрес...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/22/picture-989103-1513916762.jpg)
ЕСЛИ РЕБЁНОК НЕ ГОВОРИТ, ЧТО ДЕЛАТЬ? ПРИЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ РЕЧИ.
На стенд учителя логопедаЕсли ребёнок не говорит, что делать? Приемы стимулирования речи....
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/07/picture-1345432-1631032594.jpg)
Почему ребёнок плохо говорит? Что делать?
Консультация для родителей: " Почему ребёнок плохо разговаривает? Что делать?" Что происходит, ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/16/picture-400816-1460803759.jpg)
Буклет для родителей "Ребёнок не говорит - что делать?"
Нормы развития речи детей, причины нарушений, способы преодоления....
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/08/picture-1319337-1649446216.jpg)
Консультация для родителей "Если ребёнок не говорит, что делать? Приемы стимулирования речи."
Консультация для родителей "Если ребёнок не говорит, что делать? Приемы стимулирования речи."...